Его величество Бородатый Нарцисс

 "..Далеко- далеко, за темными лесами, за полями и лугами лежали высокие горы, и одна большая- пребольшая гора высилась среди других, и на этой самой горе находились обители Императоров мира. Обителей было две, но они тесно были пристроены одна к другой. Замок Юного Императора из белоснежного кирпича. Из его башен и пиков реют нарядные и цветные флаги, он  настолько праздничный, что душа радуется , глядя на него! А пики башен, окна и резные фигуры- словом все- казалось, взмывает ввысь. Замок Старого Императора был сложен из тяжелых гранитных валунов, кирпичей и плиток. Окованный блестящим металлом и узорами из него, он был по-своему красив. Прижимаясь приземистой кучей к белому дворцу, он выглядел стражем, который стоял тут вечно, охраняя красоту. Множество труб и сложных механизмов выходило из замка старого Императора и впивалось в землю. Кое- где вырывался пар, и что- то свистело. Может быть, он и не был бы так важен на фоне роскоши Юного Императора, если бы не то великое множество карет, экипажей, гонцов, воздушных шаров, сов, почтовых голубей и гномов, которые непрерывным потоком вливались и выходили из гигантских ворот замка. Его сени были так велики, что туда могли пройти сто слонов вместе и самый большой динозавр, если бы он еще жил на свете. К замку юного Императора иногда и неспешно заезжали легкие кареты или всадники с пышными плюмажами.
 Юный Император, хоть его и называли так, был уже не юноша, а вполне взрослый. Его лицо выглядело красиво и дышало здоровьем. Ему было все можно. Если старый Император неподвижно сидел на своем троне и не разговаривал, то юный Император пел песни, катался на лошадях, зазывал гостей, веселился и танцевал. Он вел себя очень пристойно и искренне, и все были вокруг довольны. К нему приходили вельможи и иногда давали уроки, а также говорили, что хорошо, а что плохо. Но юный Император не очень в этом понимал, а потому почти всеми делами мира управлял его сосед. Никто не знал, как он выглядел. Говорили только, что он сидит на троне и молчит.
 И вот, в один прекрасный день, когда над дорогой , ведущей к замкам, стоял оживленный шум, а небо было голубым и прекрасным, у юного Императора выросла борода.  Он проснулся, потянулся в постели, зевнул и потрогал себя за щеки. И там была борода. Вот тут то и начались все события. К обеду императору вдруг пришло в голову то, что он может все. И тогда, нарядившись во все зеленое, и велев обшить карету в зеленый бархат, он направился во дворец к старому Императору. Пока карета продиралась сквозь другие экипажи и через гномов, Юный Император сидел на зеленых подушках и подпрыгивал в ней. Он с досадой и завистью думал, почему это столько посетителей едет сейчас к старику, если тот сидит и молчит?
- Его величество Юный Император Второй Владыка Мира! – объявил горбатый камердинер, с неохотой впуская к старому Императору особу в бархатных башмаках и короне. Как только юный Император услыхал слово «Второй», он густо покраснел. Он никогда не думал, что он второй! Он зашел внутрь зала, отыскивая глазами старика на кресле, и ахнул.  На величественном троне из гематитов, яшмы, опалов и янтаря, обвитого великим множеством фигур из редких металлов, сидело нечто. Толстые и массивные руки словно были привинчены к трону, и лишь одни кисти могли шевелиться. Правая рука лежала на широком подлокотнике и непрерывно подписывала подносимые ей бумаги. Левая рука, одетая в стальную перчатку нажимала на кнопки. Ноги его были словно у статуи, и не шевелились. Все тело старика оказалось одето в странные доспехи, из которых  торчали трубки. Трубки ,словно часть узоров и украшений доспехов старого Императора,  проникали куда- то внутрь трона.  А его голова и шея покоряли всякое воображение! Они были вдвое толще  обычных, а та маска, которая сидела на голове, имела круглые глазницы . От носа к груди шел хобот, и там и заканчивался. Хотя Юный Император понимал, что это всего лишь шлем,  ему страшно стало представить, что есть под шлемом. Он поднял глаза и забыл про все на свете: в воздухе над головой чудовища парила великолепная корона. Сделанная из обычного железа, она затмевала рассудок. Как могли мастера этого старца выковать диковинные узоры, навести блеск и подвесить ее в воздух? - вот какие вопросы приходили в голову нашему гостю. Корона была настолько величественной, с пиками и лучами, что говорила: я есть Первый Владыка Мира.
- Кх, Кх!- начал юный Император, подойдя ближе.- Здравствуй, дорогой сосед!- сказал по привычной вежливости юный Император, хотя хотел спросить: как висит над тобой корона?
 Что- то приятно застрекотало во внутренностях трона и в трубочках. Над троном зажегся лимб, и стало уютно, светло.
- Но вы молчите..- уныло проговорил Второй Император. Ему сделалось обидно, что с ним не разговаривают.
Гномы продолжали сновать у ног гостя, поднося старику бумаги на подпись.
- Я хочу пригласить вас к себе на бал.- Сказал юный Император. Но и тут ни слова не проронил старик. Лимб окрасился в зеленый цвет, а где-то глубоко-глубоко заиграла флейта.
- Ах так!- вдруг разозлился Император, – Тогда я созову всех нищих вместо вас!!- сам не ожидая, он злобно развернулся и пнул первого попавшегося ему под ноги гнома так, что гном  отлетел в сторону.
«Да как они могли сделать меня Вторым! Меня! Красавца, молодого, живущего в белом дворце! Ну я им покажу!»- говорил сам себе Император, сидя в карете и слабо понимая кому это «им» , и что он покажет. Он снял свою корону и посмотрел на нее. Корона была сделана всего из нескольких золотых прутиков, между которыми светились яркими, неземными огнями милосердие, любовь, благодарность, искренность, преданность, скромность. Но их было не потрогать. Пальцы легко проходили сквозь этот свет и могли нащупать только золотые прутики, а они казались совсем простыми Императору. Он злобно вышвырнул корону в окно. Она попала в бегущего с письмами гнома, и улетела куда- то на грядки в комья земли. Борода императора принялась быстро расти, и уже к замку карета подъехала с реющей из окон бородой, которая запутывалась в колесах.
 Пока императору отстригали бороду, он громко ругался и приказывал сделать себе парящую корону и устроить много света в замке, чтобы это было лучше и блестящего лимба, и железной короны старика.
 Когда в замке все сели за ужин, юный Император заметил, что на столе нет фруктов. Тарелки для них были пусты.
- Что это такое?!- крикнул он и ударит по столу кулаком.
- Ваше величество помешали распорядиться,- вымолвил старший советник со страусиными перьями в шляпе,- пнули гнома, приказ не исполнен..
 Император залился краской. Он пыхтел, но ничего теперь не сказал.
Поутру, потянувшись, император не почувствовал бодрость, как обычно. Вместо этого у него болела голова. А когда он приоткрыл глаза, его ослепил солнечный свет! Шторы на окнах были завязаны тугим узлом, и не спасали от света. Юный Император вскочил и в бешенстве помчался в ночном колпаке по замку. И всюду, куда бы он не заглядывал, шторы были завязаны тугим узлом.
- А-а-а-а!- стонал император. Он сел на стул и заплакал.
- Ваше величество, Ваше величество,- причитал над ним старший советник,- простите нас! Это все главный осветитель, но мы его уже казнили. Вы так сильно ругались на него вчера, что ночью он сбрендил. Вы сказали, что нужен лучший свет, а он утверждал, что нет ничего лучше солнца!
-А-а-а!- снова простонал император.
 После этого Юный Император стал много пить и есть.
В белый замок эшелонами обозов привозили пиво, вино, шампанское, табак и заморские кушанья. Юный Император приглашал на балы и обеды всех подряд:  от кого дурно пахнет, или кто много ест . А сколько мусора вывозилось каждый день из замка- величиной с целый остров!  Мусор увозили и сваливали на поля к Двадцать первой Королеве Альфе. А те нечистоты, которые выливались в горные реки Императора, через другие озера и реки их мира, попадали в подземное царство Первой Королевы Альфы.
 Как- то раз, хорошо наевшись и напившись, юный император решил с войском отправиться к своему соседу. К тому времени ему выковали новую корону из платины, и Император ходил довольный вокруг нее. Только вот не удалось мастерам подвесить корону в воздух. Она была так велика и тяжела- вдвое больше самого Императора- что ее приходилось возить над ним на подставке с колесами, и она едва проходила в двери.
 Выдвинувшись с войском и свитой ко дворцу Старого Императора, наш Юный Император заметил, что широкую дорогу для посланников стали обносить крепостными стенами. По- прежнему по ней вереницами тянулись туда и обратно экипажи, гонцы, путники, летели над дорогою стаи почтовых птиц. Но все было теперь упорядочено, словно не хотело пускать ничего лишнего в замок.
 С трудом пробившись в этот поток , чудовищная карета с короной ползла к воротам замка. Свита и половина войска далеко отстали.
- Его Величество Юный Император Второй Владыка Мира!- доложил горбатый камердинер в красном камзоле, покосившись на платиновую корону, которая с грохотом, задевая потолок, заехала во след Юному Императору в залу. Старый Император ,не замечая, продолжал нажимать на кнопки и подписывать бумаги.
- Извольте поздороваться,  милейший сосед!- выкрикнул Юный Император. Он величественно выставил ногу вперед и оперся о сверкающую трость.
Никакого ответа ему не было.
- Ах вот вы как!!- вскричал Юный Император.  Он принялся быстро ходить, стучать каблуками, он кричал в самые уши Старому Императору, но тот все молчал и занимался своим неведомым делом. Юный Император выхватил лист с приказами из под пера старика, и рука принялась ставить подписи на подлокотнике трона! Он попытался ухватиться за руку в стальной перчатке, чтобы она не нажимала на кнопки, но рука была так сильна, что Юный Император невольно вскрикнул от боли.
- Я, я хочу управлять миром! Мне можно все!  Не смейте!- кричал Юный Император, пытаясь мешать сам не зная чему. Он чувствовал здесь свою ничтожность: совы, почтовые голуби продолжали прилетать и садиться на плечи к Старому Императору, что-то шепча ему на ухо, гномы ходили взад и вперед с донесениями, камердинеры закладывали в спинку трона листы с посланиями, тощие старухи в синих чулках заливали в трубочки какую- то жидкость. Ничего не понимал Юный Император! Он только злился.
- Да кто вы вообще такой?!- закричал он и обеими руками ухватился за маску Старого Императора.
Что- то щелкнуло в ней, и маска снялась. Юный Император словно окаменел. Он увидел бледную, обтянутую тонкой кожей голову. На него смотрели огромные и влажные, пугающие первобытные глаза. Они не выражали мысли, но были настолько пронизывающими, что казалось они видят все. Они лишь ненадолго остановились на Юном Императоре, а затем вглядывались куда- то, просвечивая пространство, словно видя все царства, каждое дерево, каждый камень, и каждого крестьянина, где бы он ни находился.  Юный Император выронил маску и попятился назад. Маску, словно не замечая выходок незваного гостя, подобрали гномы, и одели ее обратно. Юный Император уже хотел уйти, как вдруг что- вспомнил и побежал снова к трону, желая сорвать прекрасную корону Старого Императора. Но его ударило током. Волосы встали дыбом у него на голове. Этого юный Император никак не ожидал!
- Я  буду править миром! А вы- никто.- сказал он, и с дымящейся головой вышел из зала.
 Пока юный Император шел из замка, пиная по дороге гномов, за ним все катили его платиновую корону. Сам с собою споря, грозя неведомо кому, Император остановился вдруг посреди двора, да так резко, что его слуги не успели удержать подставку с  короной, и та накатила на Императора. Корона упала, и император оказался в плену ее круга, а с неба полил дождь.
 Долго не могли вызволить Юного Императора. Уже стемнело, а он все сидел, как в клетке, внутри своей короны и плакал. Струи дождя стекали по его прекрасной бороде. Ему казалось, что все смеются над ним, проходя мимо. Но никто не смеялся. Путники, вестники и посланцы были заняты своей дорогой и своими делами.."

Санкт- Петербург, 12 июля 2012

Отрывок из сказки "Две королевы Альфы"


Рецензии