Ав. palhan и Dahaestan в Закавказье

ДАХИСТАН/DAHAESTAN в Закавказье


Советские историки так переписали историческое прошлое Закавказье, что сегодня никому не понятен ни сам термин ДАХИСТАН/DAHAESTAN, ни то, что с ним что-л. связано на Южном Кавказе. У них лишь эллинистический период в Армении, Албании, Иберии с правящей династией Аршакидов/ Аршакуни. Но кто стоял за этой династией как не парфянский ДАХИСТАН?

Это была эпоха Пан-Кавказск ООО й Конфедерации во главе с "рулившими" Закавказьем парфянами. И никогда как до рарыян, так и позже Закавказье не знало общекавказского национального дома наподобие того, что был создан выходцами из Закаспийского края. И ВЫРКАН ( Vercana, Vrkan), ДАХИСТАН -  - это их "домашний адрес".  И т.н. "Великая Армения", например, являлась всего лишь их вассалом. Парфяне ( апарно- дахи) ставили и отстраняли там правителей. Их же собственно-парфянской вотчиной была провинция Обарена (Obarene) на Куре. Грандиозная римско-парфянская война разгорелась как раз из за желания римлян прибрать к рукам Великую Армению и утвердить там своего ставленника из числа местной армянской знати.

Парфяне имели хорошие отношения с закаспийскими помадами, активно их набирали в свои вооружённые формирования и не видели необходимости в строительстве мощных фортификационных сооружений в Дербенте. Их воздвигли уже сасаниды. Иран. pehlevan в кавказских языках - это именно парфяне.

В ауарском "канатоходец, гиревик-силач" и т.п.
 - paluhan/palhan. Считается, что парфяне потрясли Ближний Восток своим героизмом, сокрушив римскую армию. Но на наш взгляд слава парфянских вояк к победой над Римом не сводилась.

Дело в том, что в Иране до сих пор имеются тренировочные залы, называющиеся ЗУРХАНЕ ( дом силы). Отголоском перс. ЗУР "сила" в ауарском явл. ЗАР, диал. ЗУР "кулак". Эти учреждения представляют собой местный вариант греческой паллестры. Находившись в родстве с греко-македонской военщиной и оказавшаяся под сильным влиянием эллинизма парфянская аристократия переняла традиции физического воспитания, тренировок подрастающего поколения. Всё это было в новинку на Востоке.

Парфяне будучи "продвинутыми" умели красиво себя продемонстрировать, "пиариться". Иранский героический эпос "Рустам и Сохраб" почти целиком парфянский.

Парфянская знать никогда не успокаивалась на достигнутом, не замыкалась на себе, а всегда искала что-то нового. Их любовь к древнегреческому языку и культуре у персов порождала чувство ненависти, как впрочем и зависти. Парфяне их превосходили как интеллектуально, так и физически.

Традиции спортивных состязаний на Кавказе для нас это а первую очередь - парфяне, их влияние,их наследие. Монголы практиковали "облавную охоту" в качестве основного вида коллективных тренировок, а парфяне - "дома силы".


Рецензии