Кавалерист Пузиков Владимир. 1901-1976 гг

НА ФОТО: Пузиков Владимир Петрович, 1901 г. р., уроженец села Александрии Ставропольской губернии, кавалерист, участник гражданской войны.
Удостоверение красного партизана. Ставропольский архив ГАСК. Ф.Р-879, оп. 1, д. 1207.

***

ПУЗИКОВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ,
КАВАЛЕРИСТ 1-й КОННОЙ АРМИИ

Пузиков Владимир Петрович, мой двоюродный дед, родился 28 августа 1901 года в селе Александрии Благодарненского уезда Ставропольской губернии в семье крестьян-середняков Пузиковых Петра Игнатовича и Марии Ивановны. Окончил 3-х годичную сельскую школу. До революции 1917 года работал в хозяйстве отца, пас овец, телят, хлебороб. В царской и белой армиях не служил. [1]

В июле 1918 года, когда части Добровольческой армии захватили город Ставрополь, в селе Александрии сельский совет организовал добровольческий партизанский отряд под командованием Кузнецова Андрея Терентьевича. В. П. Пузиков сразу же вступил в отряд. А всего в отряд записалось 380 добровольцев. Из отдельных отрядов нескольких сел был сформирован Верхне-Буйволинский пехотный полк, который выступил направлением на город Ставрополь. Первый бой с белыми произошел под Старомарьевкой. После нескольких сражений, из-за потерь личного состава и недостатка боеприпасов, полк отошел в село Медведское Благодарненского уезда (ныне село Гофицкое Петровского района). Командир полка А. Т. Кузнецов погиб в августе 1918 года в бою у села Михайловского. [2]

Пехотная рота, в которой служил Пузиков, была переформирована в кавалерийский эскадрон. Эскадрон влился в 1-й Ставропольский советский кавалерийский полк под командованием уроженца села Овощи Благодарненского уезда Селиванова Ивана Васильевича. 1-й Кавполк вошел в состав 1-й Ставропольской кавалерийской дивизии, которой с января по март 1919 года командовал Неговора Савелий Власьевич.

В. П. Пузиков в автобиографии писал: «…1-й Кавполк принимал участие в боях под Ставрополем весь осенний период. С отступлением 11-й Таманской армии в Астрахань наш полк ушел в село Рагули Благодарненского уезда, потом – в село Арзгир. В конце января 1919 года мы перешли через реку Маныч. В бою в районе реки я был легко ранен в руку. После ожесточенных боев со шкуровцами и врангелевцами мы отошли на станцию Зимовники…» [1]


В дальнейшем Пузиков воевал в кавалерийских частях. В автобиографии он называет известных советских военных начальников: командира Конно-сводного корпуса Думенко Бориса Мокеевича, командира 1-й Конной армии Буденного Семена Михайловича, командира 6-й кавалерийской дивизии Апанасенко Иосифа Родионовича, командира кавалерийской бригады Книга Василия Ивановича.

Пузиков воевал в составе 32-го Белоглинского кавалерийского полка 6-й кавалерийской дивизии. Участвовал в боях при освобождении Воронежа. В ноябре 1919 года при переправе через реку Дон был ранен в ногу. Лечился, вернулся в свой полк на пятый день после освобождения от белых города Ростова-на-Дону. Затем он участвовал в боях на Польском и Врангелевском фронтах. В ноябре 1920 года 6-я кавалерийская дивизия прорвала Чонгарские укрепления в Крыму, за что была удостоена Почетного наименования «Чонгарская».

После окончания гражданской войны Пузиков служил в Белоруссии в городе Гомеле, демобилизовался 18 декабря 1923 года. Прибыл на родину, вступил в комсомол, работал в селе избачем, принимал активное участие в коллективизации, изъятии хлеба у кулаков. Комсомольцы проводили рейды по дворам и хуторам зажиточных крестьян, проверяли амбары на предмет наличия зерна, в огородах разыскивали тайники, ямы с хлебом.

Моя бабушка Пузикова (Сумских) Пелагея Ивановна (1894-1985), о своем девере – Пузикове Владимире Петровиче отзывалась отрицательно: «…Ходят комсомольцы по домам и огородам, в землю штырями тыкают, ищут спрятанный хлеб. В печи и трубы заглядывают, все что найдут, забирают: фасоль, ячмень, просо. И наш Володька тоже ходил». [2]

После гражданской войны в городе Гомеле была организована Комиссия 32-го Белоглинского кавалерийского полка по связи с ветеранами, которую возглавил председатель Ф. И. Брагин. 8 августа 1924 году он направил Пузикову поздравление, в котором писал: «…Дорогой товарищ Пузиков! Поздравляем Вас в день празднования Чонгарской дивизией 6-й своей Годовщины существования, как одного из старых ветеранов, своей храбростью и отвагой создавших имя Чонгаровца. Мы твердо помним оставленные Вами Заветы и еще раз клянемся, высоко держать залитые кровью Красные Знамена, врученные Вами нам на страх буржуазии.
Дорогой товарищ! Мы просим Вас написать нам несколько строк-воспоминаний из прожитых славных дней Чонгарской дивизии. Мы уверены, что в самый кратчайший срок получим от Вас ответ и в дальнейшем не прекратим держать с Вами крепкую связь». На обороте поздравления приписка: «Заказана в печать история дивизии. Будет выслана Вам по почте. С почтением друг Митя. 10 августа 1924 г.» [1]

25 апреля 1927 года В. П. Пузиков вступил в партию ВКП(б). Партийный билет № 1013932 (образца 1926 г.), за подписью секретаря парткома Федора Головенченко, ему выдали 25 ноября 1927 года в Ставропольском окружном комитете ВКП(б) Северо-Кавказского края. Он поступил в Ставропольскую окружную советско-партийную школу имени Ленина 1-й ступени, которую успешно окончил.

В. П. Пузиков участвовал в коллективизации, в 1929 году вступил в сельскохозяйственную коммуну «Большевик» Александрийского сельского совета.

В 1932 году Пузиков учился в Ростове-на-Дону в Северо-Кавказском Коммунистическом Вузе, получал стипендию 100 рублей. Активно участвовал в общественно-политической жизни вуза, избирался партийным организатором учебной группы. На воинском учете состоял в Андреевском райвоенкомате, рядовой.

22 октября 1932 года Пузиков заполнил Листок по учету кадров, 28 декабря обратился в Партизанскую комиссию Ростовского-на-Дону Городского Совета рабочих, крестьянских, красноармейских, казачьих и городских депутатов с просьбой признать его красным партизаном во время гражданской войны в России в 1918-1923 годы.

Письменно подтвердили его участие в гражданской войне земляки-александрийцы, бывшие красные партизаны С. Ф. Мезенцев, Ф. А. Михайлов, Т. З. Щеглов.

Мезенцев Семен Федорович, член ВКП(б) с 1931 года, партийный билет № 2182578, заведующий магазином Александрийского сельпо, 29 декабря 1932 года писал, что красный партизан В. П. Пузиков с июля 1918 года воевал в составе отряда Трунова. Они были в одном взводе, сражались с белыми на трех фронтах: Южном (Деникинском), Врангелевском и Польском. С осени 1918 года служили в 1-м кавалерийском полку 1-й Ставропольской кавалерийской дивизии, переименованном в 32-й Белоглинский кавалерийский полк 6-й Чонгарской кавалерийской дивизии 1-й Конной Армии.

Михайлов Федор Акимович, бывший красный партизан, командир эскадрона 1-й Конной Армии, кандидат в члены ВКП(б), кандидатская карточка № 1027, председатель колхоза имени 1-й Конной Армии Александрийского сельсовета, подтвердил участие Пузикова в гражданской войне, в боях с белыми в Ставропольской губернии, на Польском фронте, в разгроме банд барона Врангеля в Крыму.

Ф. А. Михайлов в Благодарненском районе был в большом авторитете, его направляли на работу в отстающие колхозы. В 1936 году он работал председателем колхоза имени Ворошилова, который организовали жители хуторов Алтухов и Динейкин. В 1937 году Михайлов был арестован, находился под следствием около двух лет. В 1939 году избран председателем колхоза «Ударник полей» Благодарненского сельсовета. Газета «Орджоникидзевская правда» 15 февраля 1940 года сообщала, что в 20-ю Годовщину освобождения Ставрополья от белогвардейских банд, колхоз «Ударник полей» под руководством Михайлова полностью подготовился к весеннему севу. [3]

В июле 1942 года, накануне оккупации Благодарненского района немецко-фашистскими захватчиками, Ф. А. Михайлов был включен в состав партизанского отряда «Максим», но к месту сбора отряда не явился, а позже поступил на службу к немцам. 10 июля 1943 года в селе Благодарном Ставропольского края районная комиссия составила Акт № 140 о злодеяниях фашистов и местных полицаев в период оккупации территории с августа 1942 года по январь 1943 годов. Из Акта: «…Комиссия считает, что виновными во всех нечеловеческих злодеяниях по истязанию мирных Советских граждан являются:  Районный немецкий  комендант Пфейфер Герман и его немецкие ставленники: начальник полиции Лысоченко, районный староста Фадан и заместитель старосты Михайлов». [5]

Щеглов Тихон Захарович, уроженец села Александрии, беспартийный, бывший красный партизан (удостоверение № 199 Благодарненского райисполкома), заведующий хозяйством колхоза «Красный партизан» Александрийского сельсовета, подтвердил участие В. П. Пузикова в гражданской войне. Кроме того, он назвал командный состав 1-го Ставропольского кавалерийского полка: тт. Селиванов, Дорофеев, Деркачев.
15 января 1933 года подписи красных партизан на Справках-подтверждениях заверил председатель исполкома Александрийского сельсовета тов. Затонский.

Предварительно заявление В. П. Пузикова рассматривалось на заседании подкомиссии по установлению принадлежности к бывшим дружинникам революции 1905 года, красногвардейцам и красным партизанам. 14 марта 1933 года подкомиссия приняла положительное решение: «…Признать тов. Пузикова В. П. красным партизаном, вступившим в отряд в июле 1918 года. В РККА состоял до 1923 года».

Постановление подкомиссии 17 марта 1933 года (протокол № 26, параграф 45) утвердила Партизанская комиссия, которую возглавлял Т. Пономаренко. Удостоверение № 1559 красного партизана Пузикову Владимиру Петровичу выдала Ростовская партизанская комиссия 26 марта 1933 года.

В 1934 году В. П. Пузиков жил в Невинномысском районе, работал в колхозе, заведовал животноводческой фермой. Во время чистки рядов партии его Личное дело красного партизана из Ростова-на-Дону было запрошено партизанской комиссией при Невинномысском райисполкоме. 29 сентября 1934 года Комиссия приняла к сведению, что В. П. Пузиков в июле 1918 года вступил в 1-й Ставропольский партизанский отряд под командованием Трунова, и постановила: «…Признать тов. Пузикова бывшим красным партизаном». Постановление подписал ответственный секретарь комиссии Я. В. Зеленов. [1]

Несмотря на то, что В. П. Пузиков проливал кровь за советскую власть, его обвинили в отрыве от жизни колхоза, бюрократических методах руководства животноводческой фермой, не принятии мер по выполнению государственного задания. 22 ноября 1934 года первичная комиссия по чистке рядов партии исключила его членов партии с формулировкой: «…за нарушение партийной и государственной дисциплины, за отрыв от партийной организации и колхозной массы, за бюрократизм и бесхозяйственность». В этот же день Невинномысская районная комиссия подтвердила решение первичной комиссии. 16 декабря 1934 года Северо-Кавказский крайком ВКП(б) погасил его партийный билет. 28 ноября 1935 года Центральная комиссия по чистке рядов партии подтвердила его исключение из членов ВКП(б).

Пузиков переехал на новое место жительства, в расположенный на реке Сал поселок Дубовское (железнодорожная станция «Дубовская») Азово-Черноморского края. Исключение коммуниста из партии, как правило, становилось предпосылкой для политических репрессий. 21 августа 1936 года органы НКВД В. П. Пузикова арестовали. Поводом для этого послужило его выступление на профсоюзном собрании, расцененное руководством предприятия как контрреволюционное и направленное на восхваление «троцкизма». Более шести месяцев он находился в заключении под следствием. 11 марта 1937 года суд Азово-Черноморского края признал его виновным в контрреволюционной пропаганде и приговорил к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Коллегия Верховного Суда РСФСР определением от 17 июня 1937 года оставила приговор в силе.

Отбыв срок заключения, Пузиков вернулся на родину в хутор Копани Красноключевского сельсовета, работал в колхозе «Красное Знамя» рядовым колхозником. Благодарненская районная газета «Трибуна ударника» 15 июля 1948 года писала: «…Косари из колхоза «Красное знамя» П. А. Измайлов, В. П. Пу¬зиков, К. И. Дмитриев, В. И. Березнев и погоныши А. И. Кар¬тавых и И. М. Евглевских, убирающие хлеб двумя лобогрей¬ками на воловьей тяге, ежедневно скашивают каждой лобогрейкой 5 га при норме 3,5 га. Из колхозниц, вяжущих вслед за ними хлеб в снопы, по-ударно¬му работают сноповязалыцицы Н. А. Скокова, П. П. Дорохина, Р. Д. Алныкина, М. П. Евглевская, Е. И. Березнева и другие». [7]

Мой дед сошелся с Ворсиной (Бузовой) Ульяной Ильиничной, 1915 г. р., техником-животноводом колхоза, вдовой. Ее муж Ворсин Алексей Кириллович, 1915 г. р., кузнец, пропал без вести в апреле 1942 года. Ульяна, ее двое детей и мать Бузова Лукерья Максимовна (1883) жили в колхозном бараке в хуторе Терновом. Владимир Петрович переехал к Ульяне. Теще зять не понравился, он читал книги и газеты, ходил в колхозный клуб на собрания, а работать по хозяйству не хотел. Лукерья называла его – лодырем.

Пришлось Владимиру Петровичу сменить место жительство. Он уехал в Пятигорск, жил в поселке Свобода. После лагерной баланды у него болел желудок, и ему было полезно лечиться минеральной водой.

В 1958 году мой дед обратился в Президиум Верховного Совета РСФСР с заявлением о пересмотре его дела. 14 мая 1958 года Президиум ВС РСФСР  посчитал обвинение его в антисоветской, контрреволюционной агитации необоснованным, а приговор Азово-Черноморского суда, за отсутствием состава преступления, отменил. Таким образом, В. П. Пузиков получил веское основание для восстановления в Коммунистической партии. К тому времени он проживал в поселке Свобода г. Пятигорска, по состоянию здоровья не работал.

В июне 1958 года В. П. Пузиков обратился в ЦК КПСС с заявлением о восстановления в рядах партии. Его заявление и персональное дело были пересланы Пятигорскому горкому партии для рассмотрения. 17 ноября 1958 года Пятигорский Горком партии отказал ему в восстановлении в партии по причине отсутствия организационной связи с партийной организацией, более 24-х лет не принимавшего участия в общественной жизни, так как «…нигде не работает и находится на иждивении жены». Решение горкома 27 декабря 1958 года рассмотрела партийная комиссия Ставропольского крайкома КПСС и приняла постановление: «…В. П. Пузикову в восстановлении в рядах партии отказать». [8]

В 1976 году В. П. Пузиков умер в результате желудочного кровотечения, похоронен в городе Пятигорске. Наследников он не оставил. Умерли его жена Наталья и приемный сын Дмитрий.

Мой двоюродный брат Попов Виктор Иванович в 2013 году вспоминал: «…В 1976 году на нашей малой родине в хуторе Копани разбирали родовое поместье. Мои братья: родной – Саша и двоюродный – Коля перерыли весь чердак. Я спросил: «Что вы там ищите?» Они ответили: «…Наган ищем! Когда Владимира Петровича приехали арестовывать, наш дедушка Иван Петрович спрятал его наган на чердаке». Долго искали оружие, но нашли, ржавый и негодный к использованию наган. Пролежал он без смазки в глине на чердаке дома сорок лет». [7]

В моей памяти Пузиков Владимир Петрович остался: участником гражданской войны и становления советской власти в Благодарненском уезде, одним из первых комсомольцев села Александрии, библиотекарем-избачем, обучавшем крестьян грамоте, организатором сельскохозяйственной коммуны, человеком грамотным, активным общественником.

Архивное уголовное дело П-17023 в отношении Пузикова Владимира Петровича, 1901 г. р., находится в Управлении ФСБ России по Ростовской области. В ознакомлении с делом мне отказали, так как у меня нет документов, подтверждающих с ним родство.

КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ СЕЛА АЛЕКСАНДРИИ

4 января 1965 года в Ставропольском краевом музее секция ветеранов Октябрьской революции и гражданской войны рассмотрела анкеты на добровольцев, красных партизан, представленные Александрийским сельским Советом.

Заседание секции вели ветераны гражданской войны Рыков Алексей Семенович, уроженец села Алексеевского Благодарненского района и Плескачев Прокофий Потапович, бывший командир 2-й бригады 1-й Ставропольской дивизии, уроженец села Винодельного (ныне г. Ипатово).

Постановили: Рекомендовать внести в Альбом Ставропольского краевого музея по представлению Александрийского сельсовета следующих красных партизан:

Будков Федор Михайлович, 1892 года рождения, доброволец, в Красной Армии с 1918 по 1921 годы. Воевал в составе 3-го Ставропольского полка, затем – 1-й Конной Армии. Участник Отечественной войны. Работал в колхозе с 1929 по 1964 годы.

Вдовенко Михаил Андреевич, 1895 года рождения, в Красной Армии с 1918 по 1923 годы, служил в 3-м Ставропольском полку, в 1-й Конной Армии. В колхозе работал с 1930 по 1964 годы.

Евсюков Борис Евстафьевич, 1890 года рождения, член партии с 1919 года, командир эскадрона 1-й Конной Армии, служил с 1918 по 1923 годы. Имеет четыре правительственные награды.

Кузькин Николай Абрамович, 1896 года рождения, в Красной Армии с 1918 по 1922 годы. Служил в 3-м Ставропольском полку и в отряде Дмитрия Жлобы. В коммуне, колхозе работал с 1926 по 1964 годы. Депутат Александрийского сельского Совета с 1927 по 1930 годы.

Скоков Трофим Елисеевич, 1894 года рождения, красногвардеец, красный партизан, воевал с 1918 по 1921 годы. Служил в 3-м Ставропольском полку и в 1-й Конной Армии. [2]

ИСТОЧНИКИ:
1. Пузиков Владимир Петрович. Личное дело. ГАСК, Ф.Р-879, оп. 1, д. 1207.
2. Пузиков В. И., Соколов В. В. Село Александрия на Буйволе – 2. Благодарный, 2016.
3. Забелин В. М. Благодарненский район – через испытания временем. Ставрополь, «АГРУС», 2010.
4. Гнеушев В. Г., Попутько А. Л. Партизанский заслон. Ставрополь, 1985.
5. Акты о зверствах фашистов в Благодарненском районе. Государственный Архив РФ: Фонд Р-7021, опись 17, дело 10.
6. Пузиков В. И., Соколов В. В. Благодарненский уезд. Александр Марченко. Благодарный, 2014.
7. Пузиков В. И. Казаки Гречкины. Благодарный, 2013.
8. Пузиков Владимир Петрович. Персональное дело. ГАНИСК, Ф. 1, оп. 2, д. 7605.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
6 августа 2024 г.


Рецензии
Очень интересный материал. Интеллигентное лицо.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   07.08.2024 22:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.