Боголюбский монастырь
Храмы и часовни монастыря:
1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
2. Собор Боголюбской иконы Божией Матери
3. Трапезная церковь Благовещения
4. Колокольня Всех Святых с надвратной церковью Успения Пресвятой Богородицы и Святыми воротами
5. Киворий
6. Часовня на месте, где находилось тело Андрея Боголюбского (2000-е гг.)
7. Часовня иконы Божией Матери "Живоносный источник" над источником
Другие постройки монастыря:
8. Настоятельский корпус (XVIII в.)
9. Монастырская постройка
10. Привратная сторожка
11. Святые ворота (новые)
12. Келейный корпус (XIX в.)
13. Иустиновский корпус (XVIII в.)
14. Монастырская постройка
15. Башни ограды (нач. XIX в.)
16. Стены ограды (нач. XIX в.)
17. Ворота
18-22. Монастырские постройки
23. Гостиничный корпус
24. Монастырский пруд
Боголюбов монастырь находится при селе Боголюбово на берегу реки Клязьмы, всего в нескольких километрах от областного города Владимира. Основан монастырь в 1158 году.
Основателем считается великий князь Андрей, по прозвищу Боголюбский. Именно здесь, по преданию, произошло явление чуда Владимирской иконы Богоматери, которую князь тайно вывез из-под Киева. Зачем он заехал именно сюда, предание умалчивает. Но кони встали с караваном княжеских повозок и никакими силами их не могли сдвинуть с этого места. Так и порешил великий князь – строить свою резиденцию из белого камня на берегу Клязьмы, когда-то протекавшей под крутым берегом.
В этом же году и был построен самый первый храм, который князь Андрей посвятил Рождеству Богородицы. Тот старый, белокаменный, который строили под руководством архитекторов от самого германского императора Фридриха I Барбароссы, всё же не сохранился.
Как пишут знающие историки древнерусской архитектуры, невежественный игумен монастыря, Ипполит, в начале 18-го века захотел сделать храм ещё светлее и дал указания проломить в стенах огромные окна.
Начали. Пробили. И древний храм, детище Андреево, не вынес такого осветления. Взял да и рухнул. Для нас, правда, всё же кое-что осталось – часть северной стены, старый переход к лестничной башне. Это была улыбка судьбы. Это было то место, чтимое со времён князя Андрея – здесь был убит сам князь Боголюбский.
Ну, а собор был разобран, и на основании его остатков был построен новый. Это было в середине 18-го века. При Андрее были построены стены, святые врата с надвратной церковью и сам красавец дворец князя.
Всё поменялось со смертью великого князя Андрея, убитого бунтовщиками. Все постройки были переданы под образованный здесь монастырь. Какого-то особенного строительства в тихом монастыре не велось. А он пережил несколько этапов разорения.
Сначала рязанский князь Глеб Ростиславович разграбил Боголюбский монастырь, призвав на помощь поганых. Это тот самый князь Глеб, который присвоил за три года до этого будущую Владимирскую икону Богородицы, меч святого князя Бориса. Меч, как известно, пропал бесследно.
Но осталась икона, написанная по просьбе князя Андрея после ночного видения Пресвятой Богоматери. Эта икона, самая-самая Боголюбская, так её назовут, была проста: Богоматерь без младенца, в полный рост, молится перед Спасителем, который проявлен в небесном пространстве. В руках Богородица держит свиток, в котором она просит о мире, и просит помиловать людей или принять всякого человека, славящего Господа.
Это позже стали икону, именуемую Боголюбской, утяжелять: предстоящими и городами, соборами и рельефами. Иногда на иконе появлялся и сам князь Андрей, коленопреклоненно стоящий пред Богоматерью.
А потом пришли монголо-татары во главе с их предводителем Батыем. Исход этого посещения понятен был без каких-либо уточнений. Потом войска Тохтамыша навестили монастырь. Правда, упоминание о таком событии прошло без подробностей. Это было в год, когда хан сжёг Москву.
И только во второй половине 17-го века в монастыре появляется вторая каменная церковь. Её посвятили мученику Леонтию Триполийскому, римскому воину. Дело в том, что явление Богоматери, позднее изображённое на знаменитой чудотворной иконе Боголюбской Богородицы, произошло в день памяти этого святого мученика.
В самом начале 19-го века церковь не только сильно перестроили как трапезную, но и переосвятили с новым посвящением – Благовещения Пресвятой Богородицы. Это на верхнем этаже. А на первом этаже расположились братские кельи и просфорная.
Монастырь посещают в разное время великие князья, цари и императоры, делая богатые вклады. Во время секуляризации монастырь не тронули, лишь понизив в классе.
Двухэтажный дом архимандрита был построен в 1786 году. На верхнем этаже расположили настоятельские покои, а на нижнем разместились братские кельи и кухня.
Каменный двухэтажный келейный корпус с названием Иустинский корпус строится в конце 17-го века. В это же время была устроена домовая церковь великомученика Иустина. В 1883 году её упразднили, а название осталось.
В 1823 году на территории монастыря был отстроен большой двухэтажный каменный братский корпус.
В 1842 году строится монастырская трехъярусная колокольня на месте старой Андреевской церкви над бывшими святыми вратами. На втором ярусе её расположили Успенскую церковь.
Келейный двухэтажный корпус построен в монастыре в 1840 году.
Во второй половине 19-го века в монастыре ведётся интенсивное строительство. В самом центре монастыря был построен пятиглавый собор, посвящённый Боголюбской иконе Богородицы, по проекту К. Тона. Собор строился 11 лет с момента закладки первого камня.
При монастыре появились школа, больница для монашествующих – в 1890 году. Чуть ранее за два года хозяйство монастыря пополнилось гостиницей для богомольцев, выстроены скотный двор, кузница, амбары для припасов. Всё в камне. И странноприимный дом.
В эти же годы была поновлена ограда монастыря с башнями. Добавлена шестая башня к уже имеющимся пяти.
В 1916 году для душевнобольных воинов в монастырской гостинице на монастырские пожертвования был устроен лазарет. До решительного поворота истории оставалось совсем немного времени. И оно наступило.
В сентябре 1918 года целый волосной совет, был и такой организован, проломив дыру в стене, захватил один из корпусов монастыря. Монастырские власти пожаловались в соответствующий отдел. И буквально месяца через два ему, руководству, было заявлено о приготовлении сдачи всего монастырского имущества.
В 1922 году комиссия по ликвидации церковных ценностей начала ликвидировать. То, что она успешно завершилась, в этом уже никто и не сомневался. А на следующий год официально монастырь закрывают, всё имущество и оставшиеся вещи передают в музейный фонд. Музейный фонд в то неспокойное время! Но насельницам всё-таки удаётся тайно вынести Боголюбскую чудотворную икону.
А через четыре года в монастыре организовали приёмник-распределитель для беспризорных детей. Просуществовал он целых три года. Как дети сохраняли музейное имущество, лучше не описывать. Наконец, произошла реорганизация, и приёмник стал школой колхозной молодежи.
В Собор и Рождественскую церковь стали ссыпать зерно. Частью монастырских помещений завладел колхоз имени 12-ой годовщины Октября. В войну на территории обучались инженерно-сапёрному делу новобранцы.
Шло время – менялись и хозяева. В монастыре успела побывать и школа-интернат, и склады винной продукции. И только в 1991 году часть территории была наконец-то передана Церкви, где и открылся новый период истории Боголюбской обители.
А с июня 1997 года возобновились службы в Боголюбском соборе. Отремонтированы и отреставрированы церкви и корпуса Боголюбского ансамбля.
Все существующие сегодня часовни и киворий восстановлены на фундаментах и местах ранее разрушенных зданий.
*Л.И. Денисов "Православные монастыри Российской империи". – М., изд. А.Д. Ступина, 1908 г., стр. 76-80.
"Соборы.ру"
Фото автора. План В.Д. Куркова.
Корректура М. Зуйкова
Русавкино, август 2024 г.
Свидетельство о публикации №224080700372