Журавли, дедукция и тайна следствия
- Ира, подожди! - и я крайне удивилась такому обращению. Мишка чаще обзывал «Полькой», очень редко по имени, и то - Ирка. Как и другие мальчишки. Маркин обычно восклицал: эй, Полякова! В общем, культура у нас в классе и не ночевала. Повернувшись, увидела Грабова.
- Смотри, - одноклассник вытащил краешек книги. «Нерв», сборник стихов Высоцкого. Несколько дней назад книгу дала ему почитать Оля Суркова, и мы завидовали и ждали своей очереди.
Фотография Высоцкого оказалась много раз перечёркнута чёрным фломастером. Венька смотрел на меня несчастными глазами.
- Когда заметил? - спросила наконец я.
- Дома. Кто мог поступить так подло?
- Кто бы ни поступил, главное не это. Как Оле книгу отдавать?
К нам подошли Лариса и Венера. Узнав о случившемся, долго возмущались. Но пора было идти в класс. Мишка уже сидел за партой; он ткнул меня в спину и вместо приветствия заявил:
- Рассказывай, что случилось? Стоят с Веником, такие несчастные…
- Не видела тебя нигде.
- Угу. Умею, знаешь, невидимым быть. Как этот… человек-невидимка!
- Герберт Уэллс? Читал?
-Ага. Но ты не ответила. Ирка! Что можно знать Венику, мне разве нельзя?
Я шёпотом рассказала о случившемся. Маркин внимательно смотрел на нас со своего третьего ряда.
- Балбес Веник. Придумаем. Только молчать всем и не подавать виду.
С испорченной книгой вопрос решился быстро. Точно такая книга оказалась в семье Игоря Маркина. Подарок его отцу, известному в городе кардиологу. Испорченную книгу Игорь забрал домой, а Веньке отдал свою.
- И твой отец не против? - не удержалась я.
- Представь, не против, - насмешливо отозвался Игорь, - он сам приклеил фотографию Высоцкого. На место испорченной. Так что всё нормально. Но вернуть книгу Сурковой надо не просто так.
- Надо узнать, кто испортил книгу! - воскликнула Лариса.
Примерно через час мы выходили из школы, полные решимости действовать. Честно, не очень верила, что удастся изобличить «преступника». Но Лариса, запоем поглощавшая детективы, уверяла, что всё получится.
- Да никто не признается! - возражала я.
- Нет, Ира! Ты не читаешь детективы и метод дедукции не понимаешь! Принесу Агату Кристи, узнаешь! Мисс Марпл умней любого следователя, - засмеялась Лариса.
- Главное, человек поймёт, что рано или поздно все узнают про его преступление, - поддержал Мишка, и, заметив мой взгляд, добавил, - мне надо в твою сторону, по дороге объясню.
Маркин фыркнул, девчонки захихикали
- Ни одна преступная тайна не может сохраниться, - таинственно произнёс Мишка, сворачивая к моему подъезду. Я еле поспевала за ним. - Бабушка так говорила, и про каких-то журавлей… Ивиковы, кажется. Я спрашивал, что это, она говорит, сам читай.
Дома первым делом спросила у папы, не знает ли он, что это за Ивиковы журавли.
- Легенда. Не помню, кто написал, но суть такова: поэта Ивика убили, перед смертью он увидел в небе журавлей и сказал, что они - свидетели. И преступники не уйдут от возмездия.
- Как журавли смогли назвать имена преступников? - изумилась я.
- Ира, найди в библиотеке книгу и прочитай, - и папа отвернулся к телевизору.
После первого урока на следующий день рысью понеслась в библиотеку.
- Ивиковы журавли? - удивилась Татьяна Петровна. - Балладу написал Василий Андреевич Жуковский, точнее, перевёл с немецкого. Фридрих Шиллер замечательный автор, запомни и это имя тоже. Книга сейчас на руках, может, другие баллады Жуковского дать?
Я честно призналась, что хотела только узнать, как журавли раскрыли тайну преступления. Татьяна Петровна улыбнулась.
- Наверное, балладу тебе читать рановато, но на вопрос постараюсь ответить. Поэт Ивик, смертельно раненный преступниками, призвал журавлей стать свидетелями. Однажды артисты поставили спектакль-трагедию, где оплакивали любимого поэта и пели о том, что убийцы ответят за злодеяние. Вдруг появились журавли. Они громко кричали и кружили над толпой народа. Один из убийц не выдержал: «Ивиковы журавли! Ивиковы журавли!»
Татьяна Петровна взмахнула рукой и указала вверх, словно там летали воображаемые птицы:
- «И небо вдруг покрылось тьмою; И воздух весь от крыл шумит; И видят… чёрной полосою станица журавлей летит.»
Я словно посмотрела маленький спектакль. И поняла главное: любое зло будет наказано! Значит, мы делаем всё правильно. И нам придут на помощь тоже какие-нибудь "журавли".
Всё решалось на большой перемене. Времени хватит, утверждали Игорь и Лариса. Мишка вернулся из столовой, и я решила рассказать ему про Ивиковых журавлей. То, что успела узнать.
- Полякова, молодец! Теперь читать не нужно, - засмеялся одноклассник.
Вскоре пришли девчонки, принесли мне булочку, от которой Мишка немедленно отщипнул большой кусок. Лариса открыла окно для проветривания кабинета, но выгонять никого не стала.
- Делайте так, как договорились. Не привлекайте внимания! Егоров, ничего смешного. Метод дедукции, это вывод от общего к частному. Книги нужно читать!
- Детективы? - уточнила Венера.
- Да! Всем принесу, будете читать и изучать.
Всё происходящее напоминало ещё один спектакль. Что-то много их последнее время. В класс вошла Оля.
- Куда это все разбежались, – улыбнулась она, – я ещё булочек купила.
В класс пришли уже практически все. Скоро звонок. Всё начиналось с Веньки.
- Оля! Суркова! Я Высоцкого тебе отдам, сейчас… - Грабов рылся в портфеле специально долго, - сколько дней таскал, всё забываю…
- Прочитал? - спросила Оля, - хочешь, ещё читай, мне не к спеху.
- Вот она! - воскликнул Венька и высоко поднял книгу над головой, затем подошёл к третьей парте, - спасибо большое!
Мельком окидывая взглядом класс, я видела, что никому нет дела до Веньки, Оли и книги. И только один человек внимательно следил за происходящим. И мы следили, но делали это незаметно для всех. И для этого человека тоже. Теперь мы знали, кто испортил книгу...
Свидетельство о публикации №224080700775
Зинаида Малыгина 2 06.12.2025 15:57 Заявить о нарушении
С уважением и наилучшими пожеланиями
Мирослава Завьялова 07.12.2025 04:03 Заявить о нарушении