Атрибуты души. Глава 4

Солнце жгло немилосердно, но Нел уютно устроилась в тенечке под кроной огромного широколиственного дерева. Она сидела на лавочке и неторопливо потягивала из банки пиво. В этом мире Нел лишь недавно отпраздновала совершеннолетие, и потому наконец-то смогла попробовать местный алкоголь. Он оказался совсем неплох.

Вообще, в этом мире ей многое нравилось. Все говорили на одном языке, международных конфликтов не было, а климат в ее стране оказался необычайно комфортным. Нел очень обрадовалась, когда узнала, что невероятно мягкая зима длится здесь всего месяц. Но она испытала куда более сильный восторг, наблюдая собственными глазами феерические краски продолжительных весны и осени. Эти сезоны были столь шокирующе прекрасны, что девочка не могла налюбоваться. Школьницей она часами смотрела на необычайное цветение гигантских растений на фоне причудливого разноцветного неба.

Нел появилась на свет в благополучной семье, и это также было огромным плюсом ее нынешнего положения. Родители в дочери души не чаяли, а симпатичная внешность легко располагала к ней любого собеседника. Нел здесь не знала проблем с общением.

Не знала до этого дня.

Сегодня она провалила вступительный экзамен, и потому сидела в одиночестве, растворяя в пиве своё горе. Обидно было не столько за провал, сколько за отношение принимающего экзамен. Низкорослый нервный доцент с первого мгновения возненавидел жизнерадостную абитуриентку. А уж завалить на экзамене даже отличника для него не было проблемой.

Но для расстройства у Нел имелась ещё одна веская причина. Дело в том, что она давно и целенаправленно стремилась поступить на биотех именно в этот ВУЗ. С технической точки зрения местная цивилизация находилась примерно на уровне конца двадцатого века по земным меркам. Хотя атомных электростанций не было, а о полётах в космос только мечтали, но вот развитие бионики шло с неслыханным размахом. Немудрено, что за несколько лет до рождения Нел тут изобрели биороботов. Более того! Местные светилы смогли решить проблему, над которой Ник и тысячи других ученых Земли безуспешно ломали головы. Им удалось организовать перенос человеческого сознания в тело биониклов.

Узнав о такой технологии, Нел поняла, что ей необычайно повезло. Ведь до нее, насколько она смогла выяснить, никто из земляков ещё не рождался в этом мире. Она сама оставляла знаки о своём пребывании везде, где только можно. Как было условлено землянами, Нел тщательно документировала важную информацию об этом мире и описывала всё, что ей удавалось выяснить. Она регулярно проверяла свои тайники, но они так и оставались нетронутыми.

Понимая, что от своих поддержки ждать бессмысленно, Нел начала действовать сама. Дело было за малым: нужно досконально изучить эту технологию, а потом просто передать её земным учёным. Вот только оказалось, что сделать это будет не так легко.

Дело в том, что в мире царило двоякое отношение к биониклам. Прогрессивно настроенные граждане считали их равными людям и боролись за их права. Многие учёные придерживающиеся такой точки зрения выступали и объясняли, что сознание, порождаемое в кристаллическом мозге бионикла идентично человеческому. Они пытались доказать то, что уже давно было известно на Земле. Увы, местные ретрограды обладали огромной властью и не давали таким настроениям охватить общество. Их в этом яростно поддерживала церковь, которая, как и во многих мирах, имела здесь колоссальное влияние.

Нел пришла в ужас, узнав, что местные биороботы находятся на положении рабов. Их не только могли беззастенчиво мучить и даже убивать, их продавали как бытовую технику. Поэтому не было ничего удивительного в том, что состоятельные граждане заказывали себе биороботов, после чего удаляли их сознание, а свой разум перемещали в искусственное тело. Таким людям было наплевать на то, что подобными действиями они совершали настоящее убийство разумного существа. Им было важнее получить новое тело, лишенное недостатков, неспособное болеть и имевшее гораздо более высокий уровень регенерации.

Поэтому технология переноса сознания в тело биониклов охранялась невероятно строго. Только сотрудники высшего ранга элитных биоцентров имели доступ к такой информации.

Тщательно изучив ситуацию, Нел распланировала свою будущую карьеру. Первым шагом было поступление на биофак, вторым должна быть успешная защита диссертации, третьим…

Вспоминая свои планы, Нел тяжело вздохнула. Она была готова к трудностям, но не ожидала, что споткнётся на первом же препятствии. Теперь ей придётся ждать целый год. К тому же, как она успела выяснить, отношение к поступающим со второй попытки было куда менее радушным. Это было неприятно, но, оказавшись вблизи такого сокровища, она не могла позволить себе отступить.

— Грустишь, Нел? — звонкий голос внезапно вырвал девушку из мрачных дум. Она подняла глаза и увидела стоящую напротив бывшую одноклассницу.

Нел была рада, что в этом мире родители очень удачно дали ей длинное имя — Ниелилла, которое она тут же переиначила на привычный манер. Именно поэтому все друзья и знакомые звали ее земным именем.

Нел не стала отвечать, а лишь резко отвернулась. Она не хотела говорить о своём провале. Но подруга уже была в курсе случившегося. Она осторожно подсела и начала негромко увещевать:
— Ну, провалила ты экзамен. Ну и что? Можешь год поготовиться и снова поступать. Устроишься куда-нибудь на полставки. Днем будешь учиться, а вечером работать. Или наоборот. Ничего страшного.
— Ничего страшного?! — Нел повернулась и, едва сдерживая гнев, проговорила: — Что ты несёшь?! На второй год на меня будут смотреть как на человека второго сорта!
— Как и на меня… — сокрушённо согласилась подруга и опустила голову.

Нел тут же поняла, что не одна она сегодня потерпела жизненное фиаско. Она внезапно захотела приободрить одноклассницу, но единственное, что смогла из себя выдавить, было:
— Ладно! Хватить ныть. Будем прорываться заново. Всё равно нет иного выхода.
— Точно! — подруга разом повеселела, — А я тут, кстати говоря, уже нашла пару неплохих мест.

***

Работа и впрямь оказалась очень привлекательной. Нел посчитала невероятным везением, что её выбрали из нескольких десятков претенденток на место домашнего учителя для больного отпрыска весьма состоятельной семьи. Жалование оказалось столь щедрым, что впору было забросить все прочие планы и смело строить благополучие в этом мире. Но Нел понимала, что информацию о переносе сознания на искусственный носитель от неё ждут миллиарды людей. Неизвестно, когда кто-то из землян попадёт сюда снова. Поэтому задачу придется решать ей. И решать во что бы то ни стало.

Первая встреча со своим подопечным произошла на следующий день после того, как ей предложили работу. Нел вошла в светлую просторную комнату и увидела находящегося в постели мальчика. Тощие бледные руки лежали поверх одеяла, они были столь худы, что голова подростка казалась громадной. Он медленно повернулся и спросил:
— Ты будешь меня учить?
— Да. Моё имя — Ниелилла. Но вы можете звать меня Нел.
— Почему?
Этот вопрос удивил девушку.
— Просто так короче. И мне удобнее.
— Но короткие имена носят только биониклы. Люди должны носить длинные имена, — наставительно сообщил мальчишка, — Вот меня зовут Винсент Лиа Реллиан. И попрошу моё имя не укорачивать!
— Как вам будет угодно.

Нел была удивлена как властным тоном немощного ребёнка, так и сказанным им о биониклах. Но делать было нечего, это была её работа. Нел не собиралась перечить больному мальчишке, воспитанному в местном понимании морали.

И она приступила к своим обязанностям.

Ведя себя подчеркнуто официально, Нел все же говорила мягким голосом, чтобы постепенно завоевать доверие мальчика. Она ежедневно старательно объясняла Винсенту материал, осторожно поправляла, не перечила, когда тот нервничал из-за сложности задачи. Лишь изредка она позволяла себе едва уловимые шутки или лирические отступления от излагаемой темы.

Ее старания не прошли даром. Спустя пару месяцев их общение совершенно преобразилось. Теперь Винсент не только с нетерпением ждал прихода учительницы, но и с удовольствием делал уроки. Их разговоры начали выходить далеко за пределы учебных предметов, и Нел стала задерживаться на работе всё дольше и дольше. Порой она позволяла себе рассказывать Винсенту истории, о которых не знали в этом мире. С их помощью она пыталась привить ребёнку понимание ценности не только человеческой жизни. Ей казалось, что мальчик вот-вот откликнется на ее позывы.

Но в один день всё резко изменилось.

Только Нел вошла в особняк, как мажордом сразу же её предупредил, что после сегодняшнего занятия будет несколько дней перерыва, поскольку её ученик должен срочно пройти курс медицинских процедур. Нел не стала вдаваться в расспросы, а просто кивнула и прошла в апартаменты Винсента.

Открыв дверь, она увидела своего ученика, который не мог сдержать счастливую улыбку. Было видно, что радость буквально клокотала в нём. Он сразу же закричал из кровати:
— Завтра у меня будет новое тело!

Нельзя сказать, что такое заявление стало неожиданностью для Нел. Она в первый же день работы задалась вопросом, почему родители Винсента не приобрели ему тело бионикла. Ответ она узнала позднее. Оказалось, что до этого дня состояние Винсента не позволяло безопасно совершить перенос в искусственное тело. И вот теперь доктора дали добро.

— Представляешь, врач проверил мои анализы и сказал, что можно сделать перемещение! Отныне я буду делать, что хочу!
— Да, это здорово. Поздравляю вас, — Нел мягко улыбнулась.
— Представляешь, сколько я ждал?! Когда я только заболел, отец заказал бионикла с моими параметрами. А оказалось, что перенос делать нельзя. Мне пришлось три года ждать! Знаешь, как я волновался? А вдруг бионикл за это время повредит тело? Да, я знаю, что искусственное тело отлично регенерирует. Но я не хочу обноски!
— Обноски? — Нел слушала и не верила своим ушам, — Это же тело…
— Именно! Это моё будущее тело! А какой-то робот использовал его почти три года! Заказать новое отец отказался, — Винсент возмущенно фыркнул, — Это очень дорого, видите ли! А старый и так как новенький.
— Но ведь его сознание давно сформировалось… Это же… человек… — пробормотала Нел. Она была настолько шокирована услышанным, что едва не потеряла равновесие.
Нелепый вид учительницы ещё сильнее развеселил Винсента. Он, смеясь, закричал:
— Да какой он человек?! Кукла резиновая, что ждала своего часа на фабрике.

Но Нел больше не слушала его. Она знала, что разум биороботов развивается куда стремительнее человеческого. И если только что изготовленного робота ещё нельзя назвать разумным, то после недели жизни он уже сознаёт себя на уровне совершеннолетнего человека. А тут прошло три года!

Нел с содроганием понимала, что это настоящее убийство. Глядя в глаза смеющегося ребёнка, она краешком сознания ощущала, что ей совсем недалеко до помешательства.

Нел всё же собрала волю в кулак и собиралась выбежать прочь, когда Винсент добавил:
— К тому же эта кукла не умрёт. Отец договорился, что его сознание переселят в моё тело. Так что он ещё несколько месяцев протянет.

И мальчик заливисто рассмеялся.

Произошедшее следом расплылось в сознании Нел. Она почти не помнила, как накинулась на малолетнего мерзавца, как лупила его руками, как ее скрутила охрана и передала полиции. Стремительно последовавшее судебное разбирательство, где больше били, чем спрашивали, оставило в памяти лишь кровавую пелену.

Нел пришла в себя, только сидя в камере смертников. В тишине каменного узилища она наконец-то смогла успокоиться и понять, что произошло. Нынешнее положение её не пугало. Как человек, получивший бессмертие, она равнодушно ждала перехода в новую жизнь. Что её действительно огорчало, так это то, что за все прожитые воплощения она так и не научилась хладнокровно относиться к подонкам. И это привело к тому, что для землян уникальная технология будет недоступна ещё долгие и долгие годы.

***

Потянулись унылые дни, наполненные созерцанием бетонных стен и погружением в воспоминания. Нел всегда обожала тишину, и только в камере она поняла, как ей не хватало такого спокойствия в этом мире. В каком-то смысле она даже была рада тому, что финал её пребывания здесь будет таким умиротворяющим.

Её уединение прерывалось лишь дважды в сутки, когда в дверную щель со скрипом вставлялся поднос с едой. Питание подавалось с точностью до минуты, и Нел быстро привыкла делить сутки на ожидание утреннего и вечернего приёма пищи.

Но однажды скрип раздался в совершенно неподходящее время. Вместо еды в камеру ворвался хриплый голос:
— Ты… Нел?
— Да, — спокойно отреагировала пленница.
— А твоё полное имя… Нелли?

Вот это было действительно неожиданно. Нел моментально сообразила, что её земное имя значилось лишь в записях, спрятанных в её дневнике. А это значит…

— Вы с Земли?! — с надеждой крикнула девушка.
— Нет. С Земли мой сын. Он нашел твой тайник. Так значит, всё, что он говорил, было правдой… — человек по ту сторону двери явно был потрясён.
— Он тоже помнит свои прошлые жизни? — усмехнулась Нел.
— Да. У него здесь есть группа единомышленников. Они хотят тебе помочь.
— Помочь?
— На вечерней раздаче пищи дверь будет открыта. Вот план побега, — в щель тут же упал сложенный в несколько раз лист бумаги, — Действуй точно по схеме…

***

Спустя два дня дверь в укрытии Нел распахнулась и на пороге возникла знакомая фигура.

— Винсент? — поразилась девушка, но тут же сообразила, что это бионикл, — Ох, простите. Вы?...
— Меня зовут Якоб. Как вы понимаете, я тот самый бионикл, за которого вы вступились. Мне жаль, что вы теперь в розыске, да ещё и над вами висит смертный приговор. Я бесконечно благодарен вам за свободу.
— За свободу? Благодарны мне? — Нел ничего не понимала.
— Да. Может быть вы не знаете, но ваше дело произвело много шума в определенных кругах. Это не дало отцу Винсента Лиа Реллиана и его подручным убить меня сразу после переноса сознания. Я был отправлен в специальный лагерь по утилизации нежелательных биониклов. Но по пути меня спасли ребята из движения сопротивления. Один из них рассказал про вас удивительные вещи. Вы действительно… бессмертная?
— Да. Так же как и вы. Просто вы не обладаете технологией сохранения сознания. Простите… — Нел печально опустила голову, — Я не знаю всех тонкостей, чтобы внедрить её в вашем мире.
— Зато я знаю, — звонким голосом объявил вошедший следом мальчишка.
— Так это ваш отец?… — догадалась Нел.
— Да. Он устроил ваш побег. Меня зовут Карл. Приятно встретить землячку!
— Взаимно. Так вы обладаете достаточными знаниями технологии сохранения потока сознания?
— Да. На Земле я работал в профильном НИИ. Родившись здесь, я сразу начал строить установку. К счастью мои тутошние родители оказались весьма прогрессивными людьми. Они помогали всем, чем только возможно.
— И вы можете?… — Нел перевела взгляд на бионикла.
— Да, установка хоть и довольно убогая, но дело своё делает. У Якоба почти не осталось времени. Он будет первым бессмертным в этом мире…

Бионикл серьёзно посмотрел на землян и внезапно проговорил:
— Карл, Нел. Ранее у меня не было времени сказать вам. Но теперь это необходимо сделать. Я знаю, как вас отблагодарить. Я узнал, что в вашем мире нет биониклов, и технология передачи сознания на искусственный носитель вам неизвестна.

Карл и Нел пораженно воззрились на тощего измученного паренька. Но сказанное далее просто шокировало.

— В своем прежнем теле я жил в специальной камере в институте биотехнологий. Чтобы мой мозг не деградировал, меня подключили к сегменту внутренней сети учреждения. Обычно биониклы в этих местах находятся день-другой после пробуждения, и у них нет надобности в тренировке мозга. Но мне это было крайне необходимо. Так вот, я смог выйти из своего изолированного сегмента. Мне удалось проникнуть в основное информационное хранилище.

Нел с Карлом вздрогнули. Их сердца учащенно забились, а ладони мгновенно вспотели от напряжения. Надежда на получение столь ценной информации вот-вот могла воплотиться.

И судьба сделала им подарок.

В абсолютной тишине Якоб сообщил:
— У меня есть для вас исчерпывающая информация по технологии переноса человеческого сознания на искусственный носитель.


Рецензии