Об образовании и образователях

      ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ОБРАЗОВЫВАТЕЛЯХ

    Приятно слышать и читать о том, как российские школьники или студенты привозят высшие и высокие награды с международных предметных олимпиад. Эти молодые люди — лучшие из лучших во всей России. И готовят их к олимпиадам лучшие из лучших наставники (тренеры). А как с подготовкой и образованием остальных? Ведь могущество державы выковывается в школе. С плохими знаниями школьник и в ВУЗе вряд ли станет сильным студентом, следовательно, высокопрофессиональным выпускником.
    Хорошо, что это понимают и озабочены состоянием школьного образования высшие власти страны. Из государственного бюджета выделяются миллиарды и миллиарды рублей на модернизацию старых и строительство новых школ по городам и весям. В СМИ часто показывают, какой была старая школа и как она обновилась и преобразилась после модернизации: компьютерные классы, спортзал, столовая и пр. Но нигде не говорится, как обновился учительский состав: сколько было учителей-профессионалов и сколько их стало. Именно о профессионалах идёт речь, а не эрзац-учителях из юристов-экономистов и пр. «специалистов», коими перенасыщен рынок труда. В том числе таких, которые не всегда говорят на приличном русском и которые «образовывались» в коммерческих ВУЗах.
   Нигде не встретилась статистика, из которой было бы видно, какой процент учителей-профессионалов в школах каждого региона страны.
   Провозглашена программа поддержки школьных учителей жильём, подъёмными и т. д.  Экономически устойчивые регионы по этой программе существенно умножат количество учителей-профессионалов. Но «сколько где присовокупится, столько в другом месте убудет».
      О зарплате школьного учителя. По существующему положению она должна быть не меньше, чем средняя по региону. Но есть учителя начинающие, а есть учителя-асы. У кого должна быть зарплата не  меньшая, чем средняя по региону? У профессионала или у эрзаца? Разумно и эффективно дополнить нынешнее положение об учительской зарплате статьёй: Зарплата региональных чиновников должна зависеть от зарплаты учителя. Например: высшее должностное лицо в регионе должно иметь зарплату не выше трёх средних зарплат учителя. Можно ожидать, что тогда выпускники педвузов будут стремиться получить работу в школе. 
   Вопрос к Минобрнауки: как получилось, что недовостребованных специалистов ( юристов, экономистов, менеджеров) ВУЗы продолжают готовить в избытке, а  деффицитных ( учителей, врачей, среднего медицинского персонала, инженеров) готовят недостаточно?

           Июнь 2024.


Рецензии