Докузпаринский район. Историческая справка

               
Краткий анализ  данных по поводу Исторической справки .
Лезгинский Информационный Портал. Лезгирин К1ват1ал.
***
Усухчай центр Докузпаринского района. Селение расположена в живописном  местности у подножья таких гор как: Шалбуздаг(Эренлар),Ярудаг и Гатункилдаг,на правом берегу второй по величине реки в Дагестане Самур Вокруг села Усухчай  многочисленные  фруктовые сады и т.д.
Докузпаринский район  был образован в 1934году.
В 1960г.в связи с  укрупнением многих районов в дагестане
Докузпаринский район был упразднен. Населенные пункты района были переданы  двум районам- Ахтынскому  и Магарамкентскому. В 1993году постановлением Правительства РД. признавая упразднение района ошибочным . Докузпаринский район был создан вновь.
Проанализируем что написано в данной исторической справке по пунктам...
                На основании языковых материалов.
***
1.Кара-Кюре.
Кара-кюре -в действительности одна из древнейших селении не только Лезгистана но и всего Дагестана и даже Кавказа.                Якобы предки Каракюринцев происходили от армян и
исповедовали христианство.
Никакого отношения предки Кара-Кюринцев не имеют и не имели. Как Кавказские Албанцы так и армяне исповедовали в албанский период христианство и т.д.
Да к тому же армяне пришлый народ  с Балканского полуострова.  А записи на плитах и других местах это  чисто Албанские записи. Албанские, Грузинские и Армянские записи чем то похожие меж собой, и это наводит на мысль, что здесь жили армяне и т.д. На самом деле это не так...
Почти все коренные народы Кавказа  относились к Кура -Аракской культуре или к его локальным формированиям и т.д.Если это было так то в языке обязательно сохранился  бы
армянские языковые форматы ,здесь их мы не замечаем их
просто нет и т.д.
Даже в высокогорном селе Куруш встречается Албанский алфавит и т.д. В частности на Пире Хаджи Зенги -буба ,мы находим 13 букв Албанского алфавита .(725-788гг.)годы жизни Х.З.Буба. Древние термины также напоминает нам об этом и т.д.
***
Рассмотрим значение Кара-Куьре -это правильное его произношения, на русском Кара-Кюре.                Этимологическое значение  данного названия как Кара-Кюре. Термин состоит из двух частей или слов. Кар,кара.Кар е.ч.Крар м.ч.  Кара-Кюре,(Кар-Кюре)
Какова же значение слова " Кар" ?
И в начале скажем ,что слово Кар ,Кара-не имеет ни какого отношения к тюркскому  формату "Къара"-что значит -черный, это заимствованное слово у них и т.д.
Значение др.лезгинского слова Кар.(Ккар).
Кар - работа, дело.
Кар-к1валах- дело, работа.
Кар-кеспи-дело,занятие.
Кар -профессия (древние  охотники...)
Кар -двор
Кар -загон
Кар -охота
Кар -загонная охота и т.д.
Кар- в значении охотничье угоди*.
Кран тыл-топоним в районе  с.Куруш.
Изначально она связана с древними первобытными охотниками в период ( КАК),Кура -Аракской культуры около
6000т.л.назат.
Более подробно см.на Проза.ру "Охотничье угоди на
Кавказе в моем редакции и другие статьи.
                ***
*Да к тому же  написана прекрасная  книга авторов . Абасов К.С. Гаджибеков .Э.А. Кадиров К.С. История Кара-Кюре.(Крар-Наме)с древнейших времен до наших дней. 2011г. 552.с.
Полезно ознакомится с данной книгой и др.материалами.
Отличный трут и содержательная книга- про свой родной
Докузпаринский район .Так держать удачи Вам всем!
***
Как  написано в статье:
1.Основателями кара-Кюре считаются три крупных родственных объединения. В полнее может быть.                На наш взгляд . Термин  "Сихилар" (Сихил-Сихилар  )здесь и в других статьях применяется не верно. Сихил ед.ч. Сихилар в мн.ч.Здесь более всего подходит лезгинский термин "Уймах"(большой род,которы состоит из множество сихилар  вот в чем вопрос т.д.
Этимология термина Сихил.
В кратком изложении означает:
Корен здесь "Сих",Сихил ,"род  родословная не совсем точное определение... Данное слово имеет множество значении.
Сих-  это древнее  значение как : плотный, кусок, долька, доля, отрезок.  единого целого и т.д.  А также- непосредственный, тесный, связанный, единый, доля (долька) и т.д. Этимологическое значение этого слова уходит далеко в первобытное растениеводство, а именно к культуре  - чеснок.
Чеснок-это многолетнее травянистое растение Вид род Лук,
подсемейство Амариллисовые. Чеснок относится к овощным культурам. История потребления чеснока своими корнями уходит в несколько тысячелетие. Он был известен в Египте на Кавказе и в других местах и т.д.
Обратите внимание на чеснок а именно  на его плод. На форму и содержание...(тогда все становится на свои места).
Головка чеснока состоит из нескольких долей(7 и более) твердо  прижатые друг к друге и составляет единое целое и т.д.
На лезгинском языке она называется "Сихил",сокрашенно "Сих",отсюда и название чеснока "серг" .Так вот корен лезгинского  слова  "сихил" и  его этимология восходит именно к чесноку. А "сихил" в данном случае  и есть-"долька"большого  Уймаха (тухума) а не на оборот и т.д.
Это важно помнит ,чтобы не путается в этих терминах.
Кроме того в лезгинском словарном запасе  имеется и другие слова как:
Къабил -племя (который состоит из родов).
Тебин -племя ,род по материнской линии.
Уймах -вес род, который состоит из его частей -сихилар, т.е.из их долей.(из чего состроить уймах -род)
Куьк - корен рода.
Жинс - род ,порода.
Вьяр,вьяр юх- вся родня. Мырасар-вся родня как близкие так  и дельные и т.д.Интересный факт ,что такое же слово ест у наших братьев чеченцев как "Вьяр" со значением "Вся родня",об этом я отмечал в своих книгах...
Тайва -род, народ и т.д.(так ,что не всё здесь однозначно...
2."Выдающимся памятником селения является знаменитая Каракюринская мечет  (Джума -мечет)построенная  Абу Муслимом примерно в 10 веке"...Не верное толкование...
(см.ниже).
           Личная информация. /Годы жизни Абу Муслима/
Дата рождения не ранее 718г. не позже 719г.Место рождения город Исфахан Ср.Азия. Омеядский Халифат.
Дата смерти февраль 755г в  Аль-Мадаине. (Обратите внимане на дату смерти...) Абасидский Халифат.  Отец Муслим переводится с арабского как Мусульманин.
У Абу Муслима   было 4 сына: 1.Рамадан(Рамазан),2.Ибрахим(Султан Ибрагим),3.Юсуф (Йсуф),
4.Михтар Санджаб.( где Михтар титул).Здесь речь идет о сыне Абу Муслима - Михтар Санджабе. У него было 7 сыновей. Они жили в следующих селах Дагестана:
1.Сейфедин-в селе  Микрах.
2.Юсуф в с. Куруш.
3.Несредин в с. Хина.
4.Джамал в с. Рутул.
5.Абдулла.в с. Курах.
6.Хамза в с. Рича.
7.Али-Бархут в с. Макка и т.д.
                ***
Якобы мечеть был построен Абу Муслимом примерено в 10 веке.
Не верное толкование- почему?  Потому что?
(Не большое отступление)
Даты не стыкуются(755год и 10 век.)*
*Группа арабских семей  в количестве 30 семей прибыли в село Куруш в 733 году из города Дербента.(из арабского форпоста на Кавказе)
*Джума мечет в с.Куруш был построен в 753году, по инициативе  Ал абу Юсуфа. Руководителем этих 30 семей был именно он. И оттиск его фамильной печати и печать Джума-мечети  это подтверждает (год изготовления (753г). Печать сохранился в селе Куруш .Более подробно см. статья на Проза .ру в моем редакции под названием
Дагестанская историческая хроника .Тарих Абу Муслима от (21.06.2024г.) .И оттиски Курушских печатей.
Юсуп и Мухтар Санджаб  это дети (сыновя) Абу Муслима.
                ***
Вывод:
Поэтому  мечет  в Кара-кюре ни как не может быт построен в 10 веке  , а гораздо раньше ( предположительно в 8 веке),примерно в тоже время с Курушским мечетью или немного позже. Такой большой отрыв по времени не должно быт...(это на мой взгляд ошибка...переписчиков.)
Кроме того между Дербентским  мечетью и Курушским разница всего 20 лет./Дербентский мечеть был  построен в 733году Курушский был построен в 753году и т.д.
Выводы делать специалистам...
                ***

Этимология трех терминов - Докузпары:
1."Югулар"/ . Юугъу-лар на лезгинском языке.Югъул е.ч. Югъулар м.ч.Слово югъул означает "движение",постоянно
находящиеся в движении. Скорее всего это связано с древними охотниками ,которые находились в постоянном движении на диких парно капытных и т.д.Слово "Лар"в данном случае окончание, она также имеет и другие значения и т.д.
2."Пугъуцар" . Пугъу-цар.Термин состоит из двух слов: первое слово "Пугъу" переводится как "бессмысленный" "глупый".  А   "ц1ар"- это линия, граница и т.д.
В итоге она дословно  означает  "Бессмысленная  линия или граница". В смысле. Проводит линию или границу для диких животных это бессмысленная, глупая  затея и т.д.

3."Тваркар" /.Твар-кар.Термин состоит из двух слов как:
Твар- это дословно имя, в данном случае это название местности в горах т.е.топоним.(Твар-кар).Охотничье угодия ,древних охотников и т.д.В действительности таких мест в Докузпаринском  районе было в старину  много и т.д.
Все три термины связаны так или иначе с древним ремеслом  с "Охотой","Загонной  охотой" и "Царской охотой". Все три  термина  чисто древне лезгинские  и они подтверждают  наши выводы .Об этом говорит и их  этимология...
                ***
Относительно слова охотник:
*Слово охотник.  В древнем лезгинском языке имеются и другие слова как:
Сайяд.
Гъурчекъан.
Кар.
                ***

Здесь также встречается и другие термины как:                Армут -Къуза -это  овчарня для молодых ягнят.                Яркуль, Яр- куль- Яран- куль, переводится как "Красная хворость",может иметь  и другие значения...
Чуру хуьр-  это "разрушенное село".
Старалай хев:Стуралай хев- (Стур алай хев),немного искажена со временем. Слово Стур превратился в "Стар"-такого слова я не нашел в словарях...Дословный перевод -
"Не значительный воротник горы" и т.д.
Возвращаясь к термину Кара-Кюре.(Кар(а)-Куьре)
Кара-куьре- Этимология термина означает.
Она состоит из двух частей Кар(а) + Куьре.
Значение многозначного слова мы привели на верху см.
Значение второго слова  приведем здесь.
Куьре, Куьрэ, Кура -это название реки на Юге Кавказа,
знаменитая река -Кура. С античных времен  она произносится по разному как : Курум,( Кором), Кир,Куьрэ, Куьр,Куьре,Кура,и на конец  Кюре и т.д.
Это гидроним- название реки. Название села связано именно с "охотничьим промыслом" с древнейших   времен и с племенем Кавказских Албан под названием Куьре, а они в свой очередь с одноименной рекой  Куьре...
Вот такая вот связанная история этих древних земель-
Лезгинского народа.
                ***

Сёла Теки, Куруш, Микрах Каладжух.
Коротко остановимся на значениях этих  терминов.
Этимология  названых сел означает -Тек-Пир -Кент.
Одинокий Пир. "Одинокое святилище".Связано с именем Святого человека Пире-Хасан ,который жил здесь и т.д.
*В истерической справке отмечается якобы  название села Куруш связано с пребыванием здесь арабов из племени Курейш. Эти слова повторяются из книги в книгу.
Во многих статях и книгах я об этом писал .Напишу еще раз, что это не правильное  понимание сути вещей.                Между терминами как Куруш и Курейш нет ничего общего. Куруш -это источник родник от слова "Курум",Гидроним-источник,родник,река и т.д.(Это- всего лишь народная этимология).
Курейш-это произвише, второе  имя  данное людьми  Абду Малику. Слово "Курейш"означает мешок, или точнее два мешка связанная между собой, т.е. Хурджун./перекидная сумка/.Более подробно см.на Проза. ру в моем редакции.
В действительности в Куруше жили и живут с (733г),арабы как Курейшиты так и Хебешы ( Т.е. Везирар и Хебешар).
Про Уймахи села Куруш см. стати "Краткая монография села Куруш"на Проза.ру  2024г.  Про  сёла Микрах и Каладжух смотрите также на Проза.ру в моем редакции.
Единственное пожелание моим дорогим землякам изучайте свой Родной лезгинский язык...  "Диде - чал".
Всего  Вам  доброго!
                Аксарин.


Рецензии