Ахилл Шаджи. Политическая мысль св. Августина

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА
Ахилл Шаджи

Св.Августин

Св. Августин из Гиппона родился 13 ноября 354 года в городе Тагасте на
северном побережье Африки, на территории современного Алжира. Северная Африка была частью Римской империи, хотя и считалась чем-то вроде захолустья, вдали от центров имперской власти. Отец Августина, Патриций (или Патрик), был декурионом, мелким чиновником Римской империи. . У Августина был по крайней мере один брат, Навигий, и по крайней мере одна сестра, но о его братьях и сестрах известно немного. Патриций был язычником, приверженцем римской гражданской религии. Мать Августина, Моника, была воспитана как христианка. Хотя патриций был довольно прохладен к
христианству, он позволил Монике воспитывать детей пары как христиан, и он,
наконец, обратился в христианство перед своей смертью. Пример пылкой веры его матери оказал сильное влияние на молодого Августина, которое будет следовать за ним на протяжении всей его жизни. Он вел нравственно плохую жизнь в юности, он воровал дома, у него также были безнравственные отношения со многими женщинами. Но после усиленных молитв и усилий его матери он стал благородным, святым и интеллектуально развитым человеком.
Августин рано проявил многообещающие способности в школе, и, следовательно, его родители экономили и копили, чтобы купить своему сыну хорошее римское образование, в надежде обеспечить ему преуспевающую карьеру. Его отправили в соседний город Мадаура для дальнейшего обучения, но нехватка денег заставила его вернуться домой в Тагаст на год, пока его отец пытался накопить больше денег на обучение. Августин описывает себя как распутного молодого человека, не сдерживаемого родителями, которых больше заботили его успехи в школе, чем его личное поведение. Когда Августину было около 16 лет, родители отправили его в университет в Карфагене, крупнейшем городе региона. Там он изучал литературу и поэзию, готовясь к карьере ритора, профессионального оратора и преподавателя риторики.
Вскоре после того, как Августин приехал в Карфаген, его отец умер, оставив Августина номинальным главой семьи. В Карфагене он создал хозяйство с наложницей, матерью его сына, Адеодата, родившегося около 372 года. В этот период он прочитал книгу, с которой началось его духовное путешествие: «Гортензий» Цицерона, который, по его словам, вдохновил его на желание искать истину, в какой бы форме он ее ни нашел. В Карфагене Августин также столкнулся с манихейством, религией, которая доминировала в его жизни в течение следующего десятилетия. Августина привлекла четкая граница манихейства между добром и злом, его высокоинтеллектуальная мифология и строгие моральные стандарты.
После того, как Августин закончил учебу, он ненадолго вернулся в Тагаст, чтобы преподавать, но вскоре вернулся в Карфаген, где возможностей было больше. Августин стал успешным оратором и учителем. Воодушевленный богатыми друзьями-манихеями, он переехал в Рим в 383 году, надеясь продвинуться по карьерной лестнице. Рим оказался разочарованием, но таланты Августина привлекли внимание римского чиновника, который рекомендовал Августина на должность оратора для императорского города Милана. В 384 году Августин переехал в Милан, где услышал проповедь епископа Амвросия. Августин всегда считал христианство интеллектуально неполноценным, но
применение Амвросием неоплатонических идей к толкованию христианского Писания, представленное знаменитым красноречием Амвросия, захватило интерес Августина. Он все больше разочаровывался в манихействе, и влияние Амвросия побудило
его порвать с манихеями. Августин сам читал труды неоплатоников, и это чтение произвело революцию в его понимании христианства. Его мать последовала за ним в Милан, и она устроила выгодный брак с христианкой из хорошей семьи, заставив Августина отослать свою наложницу.
Осенью 386 года он пережил обращение, которое убедило его отказаться от своей карьеры и перспектив брака, чтобы посвятить свою жизнь Богу. На Пасху 387 года он был
наконец крещен епископом Амвросием. На обратном пути в Африку его группа друзей
и семья задержалась в прибрежном городе Остия, где Моника заболела и умерла.
В 391 году он посетил город Гиппо Региус, примерно в 60 милях от Тагасте, чтобы
основать монастырь, но в итоге был призван там в священство христианской
общиной. В 395 году он стал епископом Гиппона. Он провел следующие 35 лет,
проповедуя, совершая мессы, решая местные споры и служа своей общине. Он продолжал писать и стал известен во всем христианском мире. мир за его роль в нескольких спорах.
В 410 году Рим, символическая столица империи, которая доминировала в известном мире на протяжении сотен лет, был разграблен и сожжен армиями вестготов, североевропейских варварских племен. Многие люди по всей империи считали, что падение Рима ознаменовало конец цивилизации, какой они ее знали. В ответ Августин начал писать свой величайший шедевр, «Град Божий против язычников», над которым он работал в течение 15 лет. В «Граде Божьем» Августин противопоставляет небесный и вечный Иерусалим, истинный дом всех христиан, преходящей мирской власти, представленной Римом, и тем самым формулирует совершенно новое христианское мировоззрение. Поражение Римской империи современные ему писатели приписывали подъему христианства. Св. Августин опроверг это утверждение и утверждал, что крушение Рима было результатом Божественной воли, и только христианство
могло спасти мир от разрушения. В 429 году Северная Африка была захвачена вандалами,
другим варварским племенем из Европы. Вандалы осадили город Гиппон летом
430 года; Августин заболел в августе. Согласно его биографу Поссидию,
Августин провел последние дни своей жизни, изучая покаянные псалмы, которые он вывесил на стенах своей комнаты, и оплакивая свои грехи. Он требовал, чтобы никто не
навещал его, давая ему непрерывное время для молитв. Августин умер 28 августа 430 года в возрасте 75 лет, поэтому он не дожил до того, чтобы увидеть, как вандалы захватили Гиппон в 431 году. . Он развил свои идеи в своем великом труде De Civitate Dei (Град Божий), который он начал в 413 году и закончил в 426 году. Этот трактат состоял из 22 книг. Августин посвятил 10 книг защите христианства, а оставшиеся 12 - строительству Града Божьего.

Влияние

На св. Августина оказали большое влияние многие писатели, которые жили до него. К ним относятся Платон, Цицерон, стоики и христиане. Августин заимствовал идеи у этих писателей и школ, но придал им изюминку в соответствии со своими требованиями. Таким образом, он заимствовал концепцию справедливости у Платона, но не ограничил ее только светской сферой. Он распространил ее на отношения между человеком и Богом. Другими словами, его концепция справедливости охватывала не только государство, но и град Божий. Аналогичным образом он заимствовал концепцию мирового содружества у Цицерона, но модифицировал ее. В отличие от Цицерона, который считал, что содружество основано на разуме, который есть в каждом человеке, Августин основывал его на любви к Богу. Аналогично у стоиков он заимствовал
идея всеобщего братства, а также то, что человек является гражданином двух государств, а именно города, в котором он родился, и мира в целом. Как таковой он должен подчиняться законам государства, а также всеобщим законам (которые регулировали его отношения как члена человечества в целом). Однако Августин придал этим концепциям христианский оттенок. Даже греко-римская мысль также повлияла на его мысль. Как сказал Фостер: «греко-римское происхождение Святого Августина проявляется в его предположении, что жизнь мудрого человека должна быть социальной».
Св. Августин не был в первую очередь политическим мыслителем, и вся его философия сосредоточена вокруг трех основных идей космологии: эпистомологии и этики. Во-первых, он считал, что Бог присутствует во всем в разной степени, и поэтому все имеет разную степень благости. Даже материя по сути хороша, потому что ее создал Бог. Во-вторых, он считал, что источник знания находится не снаружи, а внутри. Если мы услышим слово Божие, мы сможем регулировать свою жизнь и достичь счастья или благоденствия, что является всеобщим желанием человечества. В-третьих, он верил в принцип подчинения меньшего блага большему благу и призывал к подчинению
тела духу и утверждал, что высшее благо не может быть достигнуто, если мы работаем только для нашего личного блага. Поэтому он призывал, что мы должны любить друг друга, как Бог любит нас, и это мы можем сделать, если будем черпать силу любви от Него, а не от меньших благ».

Град Божий против язычников (De civitate Dei contra paganos)

Ответ Августина критикам христианства состоял в форме провозглашения евангельской эсхатологии, представляющей историю как постоянную борьбу добра
со злом, завершающуюся окончательной победой добра. Природа человека двойственна: он дух и тело. В силу этой двойственной природы он является гражданином двух градов: Божия Града, представляющего небесный мир и духовное спасение, и града земного, сосредоточенного на наших аппетитах и наклонностях, направленных на мирские объекты и материальное счастье. «Две любви создали два града: любовь к себе, до презрения к Богу, земной град; любовь к Богу, до презрения к себе, небесный». Божественный Град, Царство Божие на земле, которое впервые воплотилось в еврейской нации, символизируется Церковью и христианизированной Империей. Земной град - это царство сатаны, представленное в языческих империях. Языческие империи недолговечны, поскольку основаны на преходящих и изменчивых аспектах человеческой природы. Только христианское государство может выдержать превратности истории и привести ее к блаженству и вечному миру.
Однако следует помнить, что Августин не постулирует полного разделения
между двумя градами в реальном историческом опыте. Это теоретические конструкции,
идеальные типы, придуманные для объяснения природы режимов, которые всегда переплетаются в истории. Ни одна видимая церковь не свободна полностью от зла, и ни одно государство не является абсолютно сатанинским. «Единственная основа и связь истинного града», - говорит Августин в одном из своих писем, - «это вера и крепкое согласие, когда объектом любви является всеобщее добро, которое в высшем и истиннейшем характере есть Сам Бог, и люди любят друг друга с полной искренностью
в Нем, и основание их любви друг к другу - любовь к Тому, от Чьих глаз они не могут скрыть Духа своей любви». «И эти два града, и эти две любви будут жить вместе, бок о бок, и даже смешиваться, пока последнее провеивание и окончательное разделение не придут на землю в Судный день.

Августинизм

Августинизм - это слияние Платона и христианства. Историки средневековой
философии используют термин «августинизм» для описания трех довольно разных отношений к мысли Августина. Первое отношение - это всеобъемлющая зависимость от
Августина как в отношении философских принципов или аргументов, так и в отношении наставлений по темам и процедурам античной философии, которая включает философию Платона. Августин служит надежным проводником по философии в целом. Второй вид
отношений - это защита конкретных учений Августина перед лицом конкурирующих учений, особенно учений Аристотеля. Эти учения Августина включают функцию
Божественных идей в знании, единство основных сил человеческой души и
раскрытие потенциальных постижимостей в материальных субстанциях. Третье отношение - это повторное усвоение принципов Августина, особенно принципов его более поздних трудов, для решения дилемм, заново сформулированных с помощью инструментов номиналистической семантики и математики непрерывности. Среди этих дилемм - случайность будущих человеческих действий и определенность человеческого познания.
Эти три отношения к Августину можно найти в текстах на протяжении всего средневекового периода. Они не соотносятся четко с определенными столетиями, но одно или другое имеет тенденцию преобладать в разное время. Таким образом, первое отношение, всеобъемлющей зависимости, видно в великом большинстве латинских философских авторов вплоть до XII  века. Второе отношение, тематическая защита, заметно проявляется во время спора XIII века между так называемыми «августианцами» и «аристотелианцами». Третье отношение, повторное усвоение в ответ на вновь сформулированные затруднения, встречается, в частности, в трудах XIV века и позже.

Аргумент в пользу папского превосходства

Августин уже поддерживал дело церкви. По словам Даннинга, аргумент папского превосходства включал следующее: во-первых, в отношении двух видов власти большее достоинство принадлежало духовной, и поэтому приоритет отдавался тем, на кого было возложено его осуществление; во-вторых, Бог рассматривался как непосредственно
дарующий Церкви такую власть надзора и исправления, которая рассматривается в
отношении характера и мотивов светских правителей. Первая идея вытекала из
взглядов ранней Церкви, которые относились к относительной важности земной
жизни и жизни грядущей. Вторая линия аргументации в теории превосходства духовенства черпала свою силу из различия, которое вскоре стало четко обозначенным
между духовными и мирскими элементами в церкви, и устранения последнего
элемента из всех полномочий в церковных функциях, будь то духовных или просто
административных.

Взгляды на человеческую природу

По словам Герберта Дина, «изображение Августином падшего человека, одержимого алчностью, жаждой власти и сексуальным желанием, является мрачным и пессимистичным портретом, который вызывает в памяти взгляды на человеческую природу, выраженные его последователями во времена Реформации, Лютером и Кальвином, а также Макиавелли и Гоббсом» (1956: 56). Однако люди также являются
общительными существами, которые дорожат важностью мира, хотя им трудно его
сохранять из-за греховности. Хотя люди были созданы не злыми, а добрыми, после грехопадения мы склонны быть грешными. Мы грешим не из-за нашей человеческой природы, ибо мы созданы чистыми, но из-за нашей  воли. Нами движет «любовь» - наши аппетиты, и одна из наших любящих сторон - это желание доминировать над другими, что является основным источником зла.

Теория свободы

Людям дана свобода, которая означает возможность либо следовать законам Бога, либо идти по ложному пути (Свобода выбора добра по Августину утрачена с палением. - Пер.).. Если человек выбирает повиноваться Богу, он не должен хвастаться своей праведностью, но должен благодарить Божью благодать, если же он, наоборот, ведет себя плохо, то это из-за его свободной воли. Бог не может нести ответственность за злые человеческие поступки, которые из-за свободной воли человека. Я думаю, отсюда логически следует, что все добрые дела следует приписывать Божественной благодати.

Людьми движет любовь

Августин делит всех людей на протяжении истории и пространства на две группы, которые он называет градами: Небесным и Земным. Это не конкретные места, а метафоры для целых групп людей. Различие между ними заключается в объекте почитания или
желания, который блаженный Августин называет «любовью». Те, кто составляют небесный град, объединены своей любовью к Богу. Они возводят свой взор вверх, чтобы увидеть непримиримую истинную славу Бога. Те, кто образуют земной град, объединены своей любовью к себе, которая обозначает не только эгоизм, но также включает в себя низменные аппетиты и желания земных тленных благ, тщеславие и человеческую славу, жажду завоевания и господства над другими. В конечном счете, земной град приводит к наихудшему пороку - высокомерию или чрезмерной человеческой гордыне, которая бросает вызов Богу или, по словам Августина, люди ведомы «любовью к себе даже до презрения к Богу».

Люди в конечном итоге жаждут мира.  Теория справедливой войны

Мира жаждут все люди, даже те, кто ведет войны. Даже зачинщики войны
хотят мира. Причина, по которой они начинают войны, заключается в том, чтобы в конечном итоге достичь мира в сочетании с славой победы и завоевания. Мир должен быть конечной целью правительства. Августин строит свою теорию справедливой войны, утверждая, что все войны являются злом. Даже если они справедливы, войны являются злом, и если они должны вестись, то должны вестись с сожалением. Для того чтобы война была справедливой, должно быть выполнено несколько предпосылок Jus ad bellum: Она должна вестись ради справедливого дела (защита от иностранной агрессии); с правильными намерениями восстановить мир, а не с целью причинить вред; война должна
быть объявлена только правильной властью. Jus in bello: Следует соблюдать принцип пропорциональности, не следует причинять чрезмерных страданий. Необходимо проводить дискриминацию между комбатантами и гражданским населением. . Следует соблюдать договоры – pacta sunt servanda. «Солдаты, участвующие в войне, не должны быть мотивированы жестокостью, кровожадностью или желанием мести».

Взгляды на Церковь

Св. Августин попытался очертить четыре основных элемента своей философии в «Граде Божьем». Его идеи можно увидеть отраженными в философии церкви, государства, града небесного и града мира сего. По его словам, Церковь установлена Богом и напрямую ведет к Нему человечество. Это выдвигает на первый план вопрос о вечной добродетель, которая исходит только от Бога. Здесь добродетель важна, и единственная обязанность государства - придерживаться добродетели в политике. Она может напрямую вытекать из политического сообщества. Эти общества выдержали испытание временем ради хорошей жизни. В этом отношении есть два не всегла различимых общества, Град Небесный, для тех, кто предопределен к освобождению, и Град земной, для тех, кто отдан вечному осуждению.
Эта философия позволяет Августину постулировать свою конкретную теорию справедливости, где он формулирует проблему и ссылается на то, как это влечет за собой распределение тех владений, которые обязательны для жизни, так же, как Бог без
ограничений распределяет воздух, воду и свет. Человеческий род должен следовать за Градом Небесным, чтобы поддерживать соответствующее общее чувство порядка, которое, в свою очередь, ведет к истинному спокойствию. Августин подчеркивал чувство верховной власти Бога.
Помимо этой философии, сам Августин составил христианскую философию общества. Он определил различные области философской компетентности с точки зрения этики, политики и единства в универсальности раскрытия небесного. Он сам считался непревзойденным теологическим философом, а также  святым, хотя  его философия подвергалась резкой критике как необщепринятая по своей природе. Доктрина благодати,
предопределения и т. д. включали в себя основные атрибуты Церкви.
Разделение Церкви и государства следует рассматривать как величайшее достижения философии Св. Августина. Его вклад в развитие западной политической мысли был весьма важным. Можно наблюдать, как вопрос, касающийся разделения церкви и государства, претерпевал быстрые изменения. В то время как меч следует рассматривать как основную ценность государства, град Божий обеспечивал прочность Церкви. По словам Св.Августина, церковь представляла собой отражение мира, безопасности, милосердия и надежды. Он утверждал, что роль Церкви не должна быть подорвана. Обязанность Церкви не игнорировать государство, а заботиться о людях. Роль государства заключается в применении силы и наказания для удержания людей, которые изначально были порочными. Бог избрал очень немногих  мужчин и женщин, а также спас их личность  от проклятия. Для него наивысшее благо было не от этого мира, а
заключалось в вечной жизни с Богом.

Философия истории

Августин описывал историю как развертывание Божественной Воли и приписывал возникновение и падение империй Божественному плану. Он писал, что идет непрерывная борьба между силами ереси и истины, в которой последняя должна была в конечном итоге восторжествовать. Таким образом, он отказался принять утверждение, что языческие боги были ответственны за падение Римской империи. С другой стороны, он утверждал, что падение Римской империи произошло по Божественной воле. Таким образом, говорит Херншоу, Св. Августин «стремился истолковать ход мирских дел, включая катастрофы его собственного времени, с точки зрения вечной воли Бога. В его руках история человечества стала повествованием о развертывании во времени и пространстве вечного замысла Создателя».
Еще одной чертой его философии истории является вера в доктрину Двух Градов.
Согласно Августину, человек является членом как земного града (царства сатаны),
так и Божия (Царства Божьего). Первый заботится о вожделениях и  собственнических импульсах человека и является временным и тленным. Последний заботится
о небесном мире и духовном спасении и является Божественным, постоянным и
нетленным. История представляла собой непрерывную борьбу между этими двумя градами, которая в конечном итоге приведет к разрушению первого из-за его преходящего характера, а последний будет существовать из-за своей добродетели и постоянного характера. Как выразился профессор Хармон, Св. Августин «рассматривал историю как борьбу между силами града земного и Небесного, борьбу, которая в конечном итоге завершится установлением христианского содружества. Земной град доминирует по
принципу себялюбия до такой степени, что Бог презирается. Его приверженцы - это те,
для кого материальные интересы важнее духовных. Небесный град построен на принципе любви к Богу. Его жители - это те, для кого духовные вещи превыше всего, они предоставлены Богом, чтобы помочь человеку достичь спасения и
вечной жизни в Божьем граде. Это Церковь и государство.
 Однако профессор Сабин говорит, что концепция Августина о двух градах не может  отождествить ни  один существующий человеческий институт с Царством Божьим, ни государство - с земным градом. Однако нельзя отрицать, что Августин, безусловно, осуждал авторитет светского государства вопреки Церкви и ввел новую черту в политическую мысль более поздних лет, возвысив авторитет Церкви в отношении к государству.

Взгляды на государство

Августин принял христианскую доктрину о том, что государство является Божественным институтом, созданным Богом для исправления человеческих грехов. Он настаивал на том, что власть государства должна уважаться, поскольку она поддерживает мир и защищает собственность и другие владения граждан. Подчинение власти государства также оправдано, поскольку оно основано на Божественных санкциях и способствует исправлению грехов людей. Таким образом, Августин подчинил государство высшей власти Бога и утверждал, что подчинение законам и власти государства оправдано, пока это не противоречит долгу перед Богом. Другими словами, он считал, что люди подчиняются гражданским законам, поскольку за ними стоит санкция Бога.
Августин настаивал на том, что император должен защищать церковь и искоренять ересь. Однако он не предоставлял императору никакой власти в духовных вопросах. С другой стороны, он настаивал на том, что граждане не должны подчиняться гражданской власти, если она пытается вмешаться в духовную сферу. Таким образом, он хотел, чтобы государство и Церковь помогали друг другу и действовали в полной гармонии. Фактически он осуждал положение государства и превозносил положение Церкви. Он подчинял государство Церкви даже в светских вопросах.
Августин развивал взгляды Цицерона о том, что роль, отведенная государству, является основой осуществления справедливости, и утверждал, что люди без закона и справедливости являются не чем иным, как шайкой воров. Он постулировал, что только христианское государство может быть справедливым и что оно не может предоставить человеку его особое право, не отдав Богу то, что Ему положено. Это христианское государство может быть справедливым в абсолютном смысле этого слова. Августин отвергает идею, которая рассматривает государство как естественное и необходимое. Скорее, государство считается репрессивным институтом и инструментом принуждения для регулирования порядка и поддержания мира. Учитывая эту точку зрения, государство затем рассматривается как продукт греха. Однако это длительное рассмотрение государства никоим образом не означает, что у нас нет морального долга предвзятого почтения. Августин отстаивал доктрину двух мечей и независимость церкви и государства в их соответствующих сферах. Августин считал, что ересь - это смертный грех, а функция государства подразумевала, что оно наделено необходимыми правами для ее подавления.

Взгляды на справедливость

Августин считал, что справедливость возможна только в Граде Божьем и может быть возможной только в христианском.государстве. Он толковал. Справедливость в платоновском смысле и описывал ее как «соответствие порядку и уважение к обязанностям, вытекающим из этого порядка». Однако он придавал справедливости более широкое значение, чем придавалось Платоном. «Платон считал, что справедливость
может быть реализована в государстве, если все члены искренне примут его повеления и
будут выполнять свои обязательства по отношению к нему. Августин, который считал государство всего лишь частью высшего общества (Царства Божьего), рассматривал справедливость как подчинение всеобщему порядку, предписанному волей Бога. Поэтому он и считал, что справедливость возможна только в христианском государстве. В языческом государстве может быть реализована только относительная справедливость. Как выразился Августин: «Если справедливость является характеристикой общества, то ни один языческий народ не имеет права называться справедливым обществом. Справедливость - это та добродетель, которая воздает каждому человеку должное, и,
таким образом, где же справедливость? Святой Августин спрашивает, когда человек оставляет истинного Бога и отдается нечистым демонам? По этой причине город нечестивых... лишен истинной справедливости».

Взгляды на мир

Августин считал мир главной добродетелью хорошего государства, которого можно достичь только в граде Божьем. Можно отметить, что для Августина мир не означал отсутствие войны или социальных раздоров. Для него это было позитивное отношение любви, которое охватывало всех людей. Он считал мир, обеспечиваемый государством, является лишь временным спокойствием и относительным миром. Он считал, что всеобщий мир был подлинным миром, которого можно было достичь, только если все действовали в соответствии с всеобщим порядком и в общей любви к Богу. Короче говоря, Августин делал акцент на всеобщем мире, в котором все люди объединены друг с другом общей любовью к Богу. Это было совсем не похоже на простое отсутствие войны или мир, созданный системой правовых отношений, как в государстве.

Взгляды на войну и завоевание

Его взгляды на войну и завоевание тесно связаны с его взглядами на мир.
Августин оправдывал войну для защиты христианского общественного порядка и оправдывал ее использование против язычников. Он считал, что еретические группы представляют серьезную угрозу безопасности христианского общества, поскольку они могут побуждать людей посредством осторожных рассуждений к ложным, вводящим в заблуждение толкованиям. Христианское государство было оправдано в ведении войн для подавления еретиков ради спасения своих верных людей. Августин также провел различие между справедливыми и несправедливыми войнами и описал войны, которые христианские правители вели против язычников. как справедливые войны, поскольку они предоставляют возможность обращать или побуждать их к христианству. Августин не одобрял войну как инструмент завоевания территорий. Он считал, что территории, приобретенные государством посредством войн и завоеваний, не добавляют счастья царю, подданным или завоеванному народу. Завоевания приводят к страху, ненависти и бессмысленной резне и являются причиной несчастья. В государствах, основанных на завоеваниях, не может быть справедливости, а при отсутствии справедливости государства являются просто системами грабежа.

Взгляды на рабство

Подобно Аристотелю, Августин также защищал рабство. Однако, как и Аристотель, он не считал рабство естественным институтом и не оправдывал его прагматическими соображениями. Он относился к нему как к наказанию человеку, предопределенному Богом за его первородный грех. В этой связи Августин заметил: «Он (Бог) не имел в виду, чтобы Его разумное существо, созданное по Его образу, владычествовало над чем-либо, кроме неразумного творения - не человек над человеком, а человек над зверями. И поэтому праведники в первобытные времена были сделаны пастухами скота, а не царями людей, Бог намеревался таким образом научить нас,
каково относительное положение существа и какова заслуга греха; ибо по справедливости
мы верим, что состояние рабства является результатом греха. И вот почему мы
не находим слова «раб» ни в одной части Писания, пока праведный Ной не заклеймил грех своего сына этим именем. Следовательно, это имя было введено грехом, а не природой. Происхождение латинского слова «раб», как предполагается, следует искать в том обстоятельстве, что те, кто по закону войны подлежал смерти, иногда сохранялись, и это не могло возникнуть иначе, как через грех, их победителя, и поэтому они были названы слугами. И эти обстоятельства, рабства есть грех, который ставит человека под
власть своего ближнего, что не происходит иначе, как по суду Божию, у Которого нет неправды и Который знает, как назначать наказания за всякое преступление». Короче говоря, Августин подчеркивает, что рабство есть внешнее явление, которое было предопределено Богом, чтобы справиться с угрозой человеческой злобы. По словам Карлейля, Св. Августин считал, что рабство есть следствие человеческого греха», а также «Божественное средство от греховной природы человека».
 Еще одним примечательным моментом в отношении Августина является то, что он не лишает раба статуса человеческого существа и относится к господину и рабу как к собратьям, которые связаны друг с другом узами братства в Царства Христа, даже если они не равны с точки зрения человеческого закона. Поэтому он советует рабам оставаться рядом со своими хозяевами, чтобы искать очищения, потому что хозяева были чище раба.

Взгляды на собственность

Августин оправдывал институт частной собственности, хотя и не считал его
естественным. Однако он был против ненадлежащего накопления собственности и настаивал на том, что человек не должен иметь больше собственности, чем требуется ему для его законных и разумных потребностей. «Он признавал, что некоторая частная собственность необходима для надлежащего исполнения обязанностей, и настаивал на том, чтобы богатые люди распределяли часть своей собственности среди бедных. Как заметил Карлейль, св. Августин, как и другие христианские мыслители, верил, что «вся собственность есть дар Божий, и его воля заключалась в том, чтобы земля, которую он создал, была общим владением всех людей и удовлетворяла потребности всех; именно алчность создала права частной собственности. Поэтому именно тот человек, который заявляет о своей частной собственности на то, что было дано человечеству в целом, должен хотя бы часть этого раздать бедным".

Оценка Св. Августина

Оценивая политические идеи Св.Августина, следует помнить, что он был в первую очередь теологом, а не политическим философом. Он просто сделал попытку представить идеи, которые он заимствовал у ранних отцов Церкви, в христианском контексте. Его труды страдают от многочисленных отвлечений и разрывов. В них  так много неопределенности и изменчивости, что его выводы до сих пор являются предметом
бесконечных споров. Например, его теория дуализма довольно запутанна. Иногда он представляет себе два города - Град Бога и град сатаны в чисто абстрактных терминах, а в других случаях он склонен приближать их довольно близко к миру реальности. Это приводит к путанице и непоследовательности в его политической философии. Во-вторых, его оправдание войны, особенно христианского народа против язычников, опасно и представляет серьезную угрозу того, что война может быть использована во имя истинной веры, не заложив основу для мира во всем мире. Как заметил профессор Кук, это «простое признание поддержки войны позднейшей Церкви против еретиков». В-третьих, Св. Августина критиковали за то, что он описывал государство как придаток Церкви, потому что это оставляло ясный рычаг в руках его преемников для оправдания абсолютизма папства.
Несмотря на вышеуказанные недостатки философии Св. Августина, он обладал огромным влияним на современных ему мыслителей, а также мыслителей последующих
поколений. Профессор Сабин справедливо сказал: «Его философия была лишь в небольшой степени систематической, но его ум охватил почти все учение древних времен и через него в очень большой степени оно было передано в Средние века. Его труды
были кладезем идей, в котором черпали более поздние писатели, католики и протестанты». Аналогичным образом д-р Грин выявил влияние мысли Августина на и более поздних авторов таким образом, «Удовлетворительные формулировки Августина были настолько всеобъемлющими, что он был в равной степени отцом средневекового римского католицизма и (после Св. Павла) вдохновителем протестантской Реформации». Его вклад в более позднюю мысль можно  перечислить следующим образом:
 Во-первых, он считается отцом христианского Содружества,
которое стало известно как Священная Римская Империя. Основные идеи, на которых она
была построена, были взяты из его Civita Dei (? - Пер.)
 Во-вторых, универсальность, которая был лейтмотивом средневековой мысли, была еще одной базовой концепцией мысли Августина.
; В-третьих, подчинение государства Церкви, которое было актуальным вопросом
на протяжении всего Средневековья, также было косвенным вкладом Августина.
Верно, что Августин не разработал теорию церковной гегемонии в четких терминах, но он, безусловно, подразумевал это, когда сказал, что ни один человек не должен иметь абсолютной преданности любому земному обществу, и есть высшая власть, что требует повиновения от своих членов. И если гражданская власть выходит за свои рамки и вмешивается в религиозные дела, то люди имеют право ей сопротивляться. Таким образом, он утверждал, что политическая власть не является абсолютной, и бросал вызов абсолютной природе государства. В то же время он также подчеркивал важность Церкви, указывая на то, что она была предопределена Богом и могла одна обеспечить мир, справедливость, а также спасение.
Августин считал, что светское государство является моральным образованием и что оно может представлять как то, что является морально правильным, так и то, что является морально неправильным. Это становится стержнем убеждений св. Августина. Он также утверждал, что церковь следует рассматривать как символ совершенного общества, в котором поддерживается гражданская добродетель. Иначе ее называют самодостаточным сообществом в отношении собственности и поддержания хорошего управления. Чтобы достичь верховенства церкви, Августин твердо верил, что идеал папской монархии может привести к прозрачности, честности и подотчетности. Светское государство для него может установить лишь гражданский мир. Понятие общественной ответственности является главной вехой его философии. Потребность времени требовала, чтобы человек вел справедливую войну. Это означает, что справедливая война должна была вестись для того, чтобы обеспечить справедливое государство. Учитывая, что ни одно земное государство было полностью справедливым, было невозможно реализовать христианскую утопию в истории.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии