Гвельфы и гибеллины
«Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья».
(Шекспир «Ромео и Джульета)
После распада обширного государства Карла Великого на разрозненные и враждующие феодальные уделы многие германские императоры мечтали о возрождении единой империи, с сильной властью, которая сберегла бы землю от непрестанных распрей. Позднее надежной основой для объединения провозгласили общую христианскую веру. Но эта мечта прельщала и римских пап, которые почитали себя наместниками Бога на земле и наследниками первоапостола Петра. Естественно, что в этом одинаковом устремлении интересы императоров и понтификов сталкивались, сплетаясь в дурную бесконечность.
- Значит, это была обычная борьба за власть.
- Проблема усугублялась ещё и тем, что поначалу короли и императоры сами назначали угодных им пап и епископов. Однако усилившаяся со временем римская церковь сочла миссию избрания епископов прерогативой понтифика.
Пытаясь, подобно своим предкам, установить безраздельную власть над всей империей, Генрих IV (1050-1106) первым из германских императоров вступил с папством в борьбу за инвеституру, то есть за право правителя самому назначать епископов и аббатов на подвластных ему землях. (См. «Покаяние в Каноссе»). Однако Генрих IV эту борьбу проиграл. Собственный сын предал его, и захватил престол.
- Это уже Генрих V?
- Да. Но его история мало отличается от отцовской. Он тоже конфликтовал с Римом и силой принудил понтифика не только короновать его, но заполучил также право инвеституры и обещание папы никогда не отлучать его от церкви. Но едва Генрих покинул Вечный город, папа снова отлучил императора от церкви. Причём эта эпопея повторялась дважды, после чего в 1122 году было заключено Вормское соглашение. Папа пошёл на то, чтобы епископы в Германии избирались в присутствии императора или его послов. А король обязался вернуть папе и церквям захваченные у них в ходе раздоров владения и имущество. Впрочем, это не ублаготворило ни одну из сторон.
В результате этого нескончаемого противоборства вся средневековая Италия в XII-XIII веках разделилась на два соперничающих лагеря, один из которых выступал в поддержку папы, другой – императора. Партия папистов, гвельфы получила свое название от ярых сторонников папы - герцогов Вельфов. Они выступали за ограничение власти императора Священной Римской империи в Италии и за усиление влияния римского папы. Их противники, гибеллины получили свое название то ли от одного из замков приверженцев императора, то ли от боевого клича.
Вражда гвельфов и гибеллинов обострялась, поскольку к этому времени в неё вплелись не только интересы римской аристократии и всесильных феодалов, хранивших память о былом могуществе. Рядом с ними появился новый влиятельный класс купцов, ремесленников и банкиров, который обеспечивал процветание городов и для своей деятельности требовал мира и порядка. Со временем даже отдельные города стали бороться за свою независимость от империи, папства, чужеземных государств и от соседних городов. Да и внутри городов могущественные бароны возводили укрепленные башни, которые защищали их от соседних баронов и от возмущений черни.
Под взметнувшимися знаменами гвельфов и гиббелинов все воевали со всеми. Нередко партию меняли, сообразуясь с интересами. Даже внутри гвельфской партии произошёл раскол на черных и белых гвельфов. По звуку серебряной трубы городского герольда оголтелые «тощие» граждане бежали разрушать дома «жирных государственных преступников и врагов народа». Великий Данте, принадлежавший к партии Белых гвельфов, в конце концов, провозгласил «сам себя своей партией». Но это другая история.
Непрестанными усобицами между итальянскими городами решил воспользоваться германский император Фридрих I. В 1154 он отправился в свой первый итальянский поход.
- В Италии он получил прозвище Барбаросса, что значит «рыжая борода».
- Ничего уничижительного в этом прозвище не было. К тому же рыжебородый Фридрих, благодаря своей храбрости и доблести, уже завоевал глубокое уважение во время Второго крестового похода. (1147-49). К слову сказать, в этом историческом походе участвовали Людовик VII французский с супругой Элеонорой Аквитанской и немецкий король Конрад, дядя Фридриха.
В Риме, как всегда, шла борьба римской знати с понтификом, который укрылся в соседнем городке Витербо. Заехав в Витербо и захватив с собой папу Адриана, Фридрих направился в Вечный город. Императорские войска окружили собор святого Петра, резиденцию римских пап. В несколько смятенной, но торжественной обстановке папа Адриан воздел на голову Фридриха императорскую корону. Однако в сумерках римляне, возмущенные своеволием германского правителя и уступчивостью римского папы, устремились через мост Святого Ангела к собору. Началось кровопролитное сражение. Хотя атака горожан была отбита, император и понтифик предпочли утром покинуть Вечный город.
В Германии Фридрих принялся обдумывать план возвращения былого могущества империи Каролингов и Оттонов, решив «получить, если нужно, силой оружия, наследство отцов». Однако задача оказалась непростой. Огромной армии Фридриха дважды пришлось брать Милан, который был оплотом сопротивления. В Риме императору снова пришлось возводить на престол «своего» папу, и добиваться, чтобы Сенат и префект города подчинялись лично ему. С наступлением августовской жары в немецком войске началась жестокая эпидемия, и Фридриху пришлось вернуться в Германию. Вослед ему прозвучало папское отлучение. Пять раз Фридрих преодолевал Альпы и улаживал распри с понтификами, бесконечно сменяющими друг друга на троне Святого Петра. В конце концов, ему пришлось признать тогдашнего папу Александра III законным понтификом, вернуть в его управление префектуру в Риме и согласиться с существующими границами Папской области. За это папа снял с него отлучение.
В 1189 году уже убеленный сединами Фридрих отправился в Третий крестовый поход. В этом походе приняли участие французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце. Английские и французские крестоносцы отправились в Палестину морским путём, а Фридрих повёл своё войско по суше, через территорию Византийской империи. И здесь, во время переправы через горную речку Селиф конь императора споткнулся и сбросил седока. Облачённый в тяжёлые рыцарские доспехи Фридрих упал в бурлящий поток. Подоспевшие рыцари вытащили императора, но он, наглотавшись воды, уже умер.
Противоречия между папой и императором усугубились в 1227 году в связи с борьбой за королевство Сицилия. Оно отошло к германским императорам в результате женитьбы сына Фридриха Барбароссы на дочери короля Сицилии. После смерти родителей малолетний внук Барбароссы – Фридрих II был провозглашен императором Священной римской империи и королем Сицилии. Причём по распоряжению матери и королевство Сицилия и самого мальчика передали под опеку папы римского Иннокентия III . Тем самым мать сохранила Фридриху корону, но не в её силах было уберечь сына от ожесточённых конфликтов с понтификами, пришедшими на смену Иннокентию III. Фридриха II трижды отлучали от церкви и снова короновали его. Женившись на дочери короля Иерусалима, Фридрих принял участие в Шестом крестовом походе. Подавив сопротивление местной знати, император добился от египетского султана, под властью которого находилась Святая земля, чтобы под опеку христиан передали города Вифлеем, Назарет и Иерусалим. После чего в храме Гроба Господня Фридрих возложил на себя третью корону: короля Иерусалимского. Впрочем, несмотря на коронование, больше Фридрих в Святую землю не возвращался.
Случалось, что иногда борьба понтификов и императоров на время стихала. С особой силой противоборство вспыхнуло, когда папа Бонифаций VIII в 1302 году провозгласил, что папа римский является обладателем двух мечей, олицетворяющих духовную и светскую власть. Могущественный французский король Филипп Красивый потребовал суда над дерзким понтификом, а папа предал короля анафеме. Оскорбленный монарх отправил в Италию отряд, предводитель которого при встрече в Ананьи нанес папе пощечину. По преданию, не вынесший оскорбления понтифик вскоре скончался. Пришедший на смену папа Климент V по настоянию короля Франции вскоре перебрался в Авиньон. С того времени почти столетие резиденция римских пап оставалась во Франции под патронажем французского короля Филиппа IV Красивого. В истории этот период получил название «Авиньонского пленения пап».
Не без участия всемогущего Филиппа Красивого германский престол в 1308 году занял представитель скромного Люксембургского дома - Генрих VII. Воспитывался он при французском дворе, и сам Филипп IV Красивый посвятил его в рыцари. Одержимый благородной мечтой о примирении враждующих партий Италии и о восстановлении могущества великой империи, Генрих в 1310 году во главе 5000 войска отправился в итальянский поход.
Тысячи итальянцев, которые в противостоянии гвельфов и гибеллинов были изгнаны из родного дома и потеряли всё, примкнули к молодому императору, который покорял уже одним своим видом и получил прозвище «короля-рыцаря». К тому же Генрих объявил амнистию и свое покровительство всем, независимо «от партийной принадлежности».
В Ломбардии Генриха короновали и провозгласили королем Италии. Только вот радостное это событие было омрачено смертью жены, сопровождавшей его в походе, и гибелью брата. Да и с императорской короной возникли труднопреодолимые проблемы. Римские бароны, засевшие в своих неприступных башнях, перегораживали мосты и улицы баррикадами и рвами. На каждом шагу затевались уличные кровопролитные бои, преграждающие Генриху путь к Ватикану. Страдая от неумолимых злоключений, Генрих VII согласился, чтобы коронация прошла в Латеранском соборе, и чтобы короновал его не папа, а кардинал.
Отправившись дальше, Генрих уже в начале похода почувствовал недомогание, его лихорадило, докучала незаживающая рана на бедре.
Не помогали ни термальные источники, ни целебное вино, поднесенное ему священником. В августе 1313 года Генрих VII неожиданно умер. Было ему всего 38 лет. Кстати говоря, в 2013 году ученые вскрыли гробницу и обнаружили, что в костях короля содержалось огромное количество мышьяка. Похоронили императора рядом с женой на кладбище города Пиза.
Впрочем, самой яркой историей борьбы гвельфов и гибеллинов остается «Ромео и Джульетта» Шекспира. Ведь род Ромео - Монтекки принадлежал к партии гибеллинов, а род Джульеты - Капулетти поддерживал партию гвельфов.
Только в 1529 году противоборство заглохло, и обе партии объединились в борьбе против короля Испании Карла I, напавшего на итальянские земли.
Да, ещё добавлю, Что следы этого давнего противостояния можно найти и в Москве. Дело в том, что итальянские гвельфы окружали свои замки стенами с прямоугольными зубцами, а гибеллины в виде разделенного надвое ласточкиного хвоста. Приглашенные Иваном III зодчие из Италии сделали на кремлевских стенах зубцы в виде ласточкиного хвоста, справедливо полагая, что вряд ли великий князь московский стал бы приверженцем римского папы. Хотя заочное обручение Ивана III c Cофьей Палеолог провел папа римский Павел II. Но это уже другая история.
Свидетельство о публикации №224080901279