Мнг. ШИЛ, ав. СЕЛ, ивр. SELA
Сюда же ивр. SELA "скала".
Эта основа связана с обозначением ауарского народа ( и шире -дагестанцев) в осетинском и чеченском языках.
Термин "нахско-дагестанский" - в исходном, оригинальном звучании- НОХЧ(И)-СОЛЧ(И).
Соответствует античным утверждениям в источнике о Кавк. Албании: "А сильвы по всему челу гор". Напомним, что в ав. диал. СОЛЧИ "член рода".
У ауарского народа можно предположить наличие в прошлом друх групп: "салал" (солчагIи) и "хьванал" (хьонал), античные "сильвы" - группа "салал".
Обращает на себя внимание ряда нахско-дагъестанских народов обозначать себя таким образом, чтобы не терялось значение "горная гряда, кряж, горный перевал" и т.п., т.е. "хребет, позвоночник", Чтобы оно, по-крайней мере, присутствовало всегда где-то рядом, ср. напр. дальнейшее смысловое расширение в ауарском в виде СОЛОГIУЧI "ключица".
В этой связи интересно обращение нынешнего президента Туркменистана* к титулу "аркъа дагъ", т.е. "гора/кряж, который за спиной/ на заднем плане". Всё же вместе - "опора, поддержка". Образ весьма архаичный, соответствующий духу и настроениям некоторых народов. В халха-монгольском ТАГ (тагъ) кроме "плоская вершина горы" и т.п. вовсе не случайно имеет дополнительное значение "все, всё", т.е. "совокупность, в полном объёме, целостность", ср. также халхасское ДАГЗ "затылочная кость", ДАХИН "всё".
Мнг. ШИЛ "гребень горного хребта, плоская вершина горы" не исключение, ср. халхасское ШИЛ(эн) "затылок, загривок". Как мы видим, здесь та же схема, что в случае с мнг. ТАГъ/ДАХ где представлено также ДАГъЗ "затылочная кость".
* Прежний президент Туркменистана именовал себя "Туьркменбашы" (глава туркмен), нынешний - "Аркъадагъ", что автоматически выводит его сторонников в категорию "аркъадагълы" (хребтовые). Всё это укладывается в местные традиции, имеющие к тому же в историческом прошлом парфянский "Дахистан".
Свидетельство о публикации №224080900220