Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 42
Я часто упоминаю имена евангелистов в своих «раскрытиях», поэтому пришла пора немного осветить жизненный путь этих учеников Спасителя. Источником сведений выбрано «Жития святых» (Четьи-Минеи) святителя Димитрия Ростовского.
Святой апостол и евангелист Матфей, сын Алфея, называемый ещё Левием, один из двенадцати апостолов, проживал в городе Капернауме, Галилейской области. Автор первого канонического Евангелия – от Матфея.
Сам Матфей был человеком обеспеченным. Матфей трудился на должности мытаря, то есть сборщика податей с иудеев. А жители презирали и чуждались его.
И вот однажды Спаситель, проходя к морю и увидев Матфея, сидящего у мытницы – что-то похожее на таможню – посмотрев не него, сказал коротко, чтобы он пошёл с ним.
И Матфей, услышав эти слова Иисуса, сразу же встал со своего места и, бросив всё, беспрекословно последовал за Спасителем. Свою верность Иисусу он доказал чуть позже. Как верный, никогда уже не отлучался от Спасителя. А через некоторое время он удостоился сопричисления к 12-ти избранным Апостолам.
Матфей сопровождал Спасителя в путешествиях по Галилее и Иудее, видел многочисленные чудеса, был свидетелем крестных страданий и смерти Спасителя, а также Вознесения Его на небо.
После сошествия Святого Духа на Апостолов, Матфей вместе с другими апостолами проповедовал Евангелие в Иерусалиме. Но пришло время разойтись ученикам Христовым по разным народам, чтобы привести их к вере в Спасителя.
Перед самым отъездом Матфея местные христиане попросили его написать для них про дела и учение Иисуса. И через восемь лет, что-то около 41 г. от Рождества Христова, Матфей составил своё Евангелие.
Апостол Матфей много проповедовал там, куда ему пал жребий, а именно в Македонии, Сирии, Парфии, Эфиопии.
И однажды, по зову Духа Святого, Матфей пришёл в землю чернокожих звероподобных людоедов, обратив нескольких к Господу, поставил им епископа и создал небольшую церковь. Но не понравилось это местному князьку. Несколько раз он, охваченный бесами, пытался сжечь закованного по его приказу в железо Матфея. Но ничего не выходило – ученик Спасителя оставался чудесным образом невредим. Тогда его посадили в железный ковчег, запаяли оловом и бросили в море. На следующий день этот ковчег выловил епископ, которого когда-то и назначал Матфей.
Князь со своими вельможами, конечно же, сразу уверовав в Господа Иисуса Христа, громогласно возвещал, что Он и есть истинный Бог, единый и неделимый.
Сегодня мощи Матфея находятся в Италии, в городе Салерно, в крипте одноименного собора Сан Маттео (Святого Матфея).
Вот как рекомендуется изображать апостола Матфея*: типом еврей, с большой, широкой, кругловатой бородой, волосы коротки с большой проседью. В фелони и омофоре. В руках Евангелие с надписью: Книга родства Иисуса Христа, сына Давида, сына Авраама. При евангелисте Матфее изображается Ангел.
В западном изобразительном искусстве знаменитые художники приложили свою руку к освещению образа. Например, Рембрант ван Дейк в 1661 году изобразил «Матфея и Ангела». Караваджо тоже написал картину – своего «Матфея и Ангела» в 1602 году.
Среди русских художников нужно выделить М.В. Нестерова с картиной «Апостол Матфей», 1909 год.
*Фартусов Виктор Дормидонтович «Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года. Опыт пособия для иконописцев». – М., Синодальная типография. 1910, стр. 76
Фото автора
Корректура М. Зуйкова
Русавкино, август 2024 г.
Свидетельство о публикации №224080900326