Питерские зарисовки. Пётр, колокола и...

ПИТЕРСКИЕ ЗАРИСОВКИ

ДЕНЬ ВТОРОЙ

ПЕТР, КОЛОКОЛА И …

Гуляя по Петропавловской крепости невозможно пропустить памятник Петру, и мы тоже оказались около него. Однако подходить к нему я не стала, уж больно он выглядел страшновато. Он мне напомнил фотографию, когда я слушала лекцию про гардероб Петра. Так вот на той фотографии Петр 1 изображён именно в той же позе, что и памятник в крепости. Только на фотографии он был, по-моему, в треуголке, а в крепости без головного убора. И отсутствие головного убора, очень сильно показывает диспропорцию в теле Петра – маленькая голова при высоком теле, которое невозможно скрыть даже в сидячем положении. И лицо Петра не очень-то обаятельное, оно является подлинным в плане того, что сделано с его посмертной маски. Но люди спокойно подходят к памятнику, фотографируются на память, не испытывая никаких неудобств. Моё хладнокровие спасовало перед этим памятником.

Про Петра я узнала ещё несколько незнакомых мне фактов. У Петра 1 была икона, которую он всегда возил с собой, и которая была написана, как только он родился. Такая икона писалась для всех новорожденных коронованных особ. И писалась она размером с новорожденного.

Для меня стало открытием сообщение о том, Пётр 1 не просто любил море, он им бредил. А всё началось с его первым походом с поморами. Как только молодой Пётр увидел морские просторы, он заболел морем раз и навсегда.

А ведь до этого момента я даже не задумывалась об этом.

Петропавловский собор и колокольня. Рассказано было много и из всего рассказанного мне запомнилось про колокольню. Для Петра она была очень дорога, он любил подниматься наверх, чтобы посмотреть на водную гладь, гревшей его душу сильнейшей любовью. Колокола, звонившие на ней, были привезены из Голландии, из города Малена, ставшим основоположником выражения «малиновый звон», в честь города Малена, адаптированного к русскому языку. Устройство игры на этих колоколах называется карильон. Оно имеет педали, при помощи которых и производится игра.

Мы говорили про мосты, которых в городе не было, а передвигаться летом требовалось либо на лодках, либо по мосту, составленному из лодок. А зимой переправа через реку проходила по флажковому «мосту». Поскольку зимы были суровыми, с крепкими и долгими морозами, лёд на реке становился рано, отличался толщиной и крепостью и стоял долго, то, как только становилось возможным по нему ходить – и прокладывали «мост». Первым шёл человек, проверявший крепость льда. За ним двигалась «спасательная команда», готовая в любой момент его выловить из воды, если он вдруг проваливался. Вот так и формировался флажковый мост. Вешки с флажками и показывали, как двигаться по льду.

Мало по малу мы продвигались вперед, ведя разговоры не только о Питере, но и часто уходили в сторону. Так, беседую добрались до ростральных колонн Васильевского острова. Время подходило в полудню и все ждали выстрела из крепости. Мы не являлись исключением. Но то что произошло после выстрела меня шокировало и рассмешило одновременно. Мы стояли у гранитной стены и в момент выстрела, лично меня чуть не сшибло звуковой волной, отразившейся от стены. Звуковой удар был очень сильным и мощным, потому что он усилился при отражении. А я стояла очень близко к стене. Теперь я в полной мере осознала, что такое звуковая волна, насколько она сильна при своей невидимости и как люди получают контузию, и как хрупок человеческий организм.

Вообще поездка в Питер подарила мне множество маленьких открытий. Звуковая волна стала одним из них.

Ростральные колонны на Васильевском острове, наверное, знакомы всем. А если нет, то скажу, что они являются символом победы в морских сражениях. Как показать всем, что ты являешься победителем в морском сражении? Очень просто. Покажи всем носовую часть поверженного тобой вражеского корабля, что и продемонстрировано на колоннах. Эту информацию рассказывают всегда. Но мне рассказали, что эти колонны являются масонском символом дозволенного и недозволенного. То, что внутри колонн – дозволено, то, что за их пределами – недозволенно. Довольно интересно и неожиданно.


Рецензии