ЧЯД. Глава 5. 1
КОРЬ
В клинике врач осматривает третьего маленького пациента, который пропустил школу из-за лихорадки, болей и налитых кровью глаз. Как и первые два, мальчик болен корью. Не краснуха. Корь. Как и первые два, мальчик никогда не был иммунизирован. Немногие дети в переполненном районе города были иммунизированы. Корь в наши дни встречается редко. Люди забывают, насколько это может быть опасно. Родители думают, что это просто вопрос временных веснушек и постельного режима. Корь делает больного гораздо более восприимчивым к другим инфекциям. Как энцефалит. Врач узнает, что первый пациент только что умер.
Три случая в течение недели в одном и том же районе означают, что болезнь распространяется. Врач опасается, что эпидемия уже началась. Она немедленно звонит городским чиновникам здравоохранения и рассказывает им о проблеме. Комиссар по здравоохранению отправляет по факсу запрос в Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) в Атланте на десять тысяч доз вакцины против кори. План состоит в том, чтобы инициировать ускоренную программу вакцинации в непосредственной близости, чтобы распространение болезни было остановлено. Инфицированные дети будут помещены на карантин. После того, как вспышка будет локализована, будет инициирована образовательная программа, чтобы предупредить родителей об опасности детских вирусов. Но сначала самое главное: вакцина нужна немедленно.
В CDC факс получен, и запрос одобрен. Лаборант спускается в складское помещение, где есть несколько больших холодильных комнат, заполненных вакцинами от кори, оспы, ветряной оспы, дифтерии, менингита и многого другого. Лаборант проверяет маркировку на упаковках, видит, что в ящиках находится вакцина от кори, и загружает их на тележку. Он толкает тележку к погрузочной платформе, где его ждет грузовик-рефрижератор, чтобы доставить посылки в аэропорт. В аэропорту грузовик скользит к терминалу коммерческой службы доставки посылок. Несколько самолетов припаркованы у терминала, но водитель грузовика находит знак, обозначающий самолет, направляющийся в нужный город.
Ящики с вакциной загружаются в самолет, который взлетает. В аэропорту пострадавшего города самолет встречает еще один грузовик-рефрижератор. Упаковки с вакциной распознаются по этикеткам, отделяются от других упаковок в самолете и загружаются в грузовик. Водитель читает адрес клиники с листка бумаги, прикрепленного к пакетам, и с ревом уезжает. В клинике фаланга медицинских работников разгружает грузовик и открывает ящики. Вскоре в клинику поступает поток детей для иммунизации. Когда каждый ребенок проходит мимо, медсестра берет пузырек с вакциной, отрывает мягкий металлический колпачок, вставляет иглу шприца во флакон, извлекает жидкость и вводит ее в руку гримасничающего ребенка.
Стратегия работает. Еще несколько детей заболевают корью, но больше не умирают. Эпидемия сдерживается, и городские власти переходят к просветительской кампании.
Э-Э-Э
Режиссер откидывается на спинку стула и бросает сценарий на стол. «Эпидемия!» — его первый фильм, снятый для телевидения — складывается довольно хорошо. В нем есть драма, действие, милые дети, привлекательные врачи и медсестры, а также благородные правительственные чиновники. Смертельная болезнь побеждается человеческой изобретательностью, планированием и техническими знаниями.
Фу! Режиссер не любит счастливых концов. Циник до мозга костей, он столкнулся со слишком многими глупыми, некомпетентными людьми, чтобы проглотить это. Желчный пузырь его сестры был удален опытным хирургом. К сожалению, она попала в больницу для аппендэктомии. Комиссия по зонированию, возглавляемая дядей соседа, разрешила соседу открыть зал игровых автоматов в своем тихом районе. А хулиганы из местной школы выпускают воздух из его покрышек. Режиссер не любит врачей, ненавидит политиков и презирает детей.
Кроме того, режиссер хочет быть великим художником. Великие художники должны указывать на человеческие слабости и трагедии, вызванные человеческим несовершенством. Разве не так поступал Шекспир? Они не потворствуют чувствам немытых масс. Поэтому режиссер закрывает глаза и приступает к работе, представляя несколько разных сценариев.
Начинается эпидемия, чиновники собираются, и звонок поступает в CDC. Лаборант спускается в холодильные камеры и берет коробки с надписью «вакцина от кори». В грузовик, в самолет, в город и, наконец, в клинику. Дети шумно проходят мимо медсестер и получают уколы. Проходят дни. Еще трое детей погибают. Проходит неделя, и два десятка детей мертвы. Некоторые из погибших детей получили вакцину. Два месяца спустя двести детей умерли, а тысячи заболели. Почти все получили вакцину. Озадаченные чиновники заказывают расследование, которое показывает, что пакеты были неправильно маркированы. Вакцина была против дифтерии, а не против кори. Почти все дети в городе сейчас больны. Ничего не поделаешь. Болезнь будет идти своим чередом.
Режиссер улыбается. Он обязательно выставит некоторых местных хулиганов обреченными детьми.
Хотя, возможно, фильму не хватает напряжения, поскольку эпидемия берет свое. Поэтому, когда звонок поступает в CDC, возможно, техник спускается в хранилище и видит, что все этикетки упали с коробок. Вентилятор холодильника раздул их повсюду, безнадежно перепутав. Пот стекает по лицу лаборанта. Он знает, что потребуются недели, чтобы проанализировать все коробки, чтобы разобраться с вакцинами. В течение этих недель болезнь будет распространяться, политики будут кричать, дети будут умирать. Его могут уволить.
Вариации на эту тему можно было бы легко множить. Грузовик помещает коробки с вакциной не в тот самолет. Самолет выгружает свой груз не в тот приемный грузовик. Грузовик угнали по дороге в клинику. Грузовик везет вакцину не в то здание. Крышки на флаконах с вакциной случайно сделаны из твердого металла, а не из мягкого, и их нельзя снять, не разбив бутылку и не загрязнив вакцину. Во всех этих случаях, одобрительно замечает режиссер, подчеркивается человеческая некомпетентность. Великие достижения науки — вакцины для победы над болезнями, самолеты и автомобили для ускорения поставок — испорчены из-за обыкновенной глупости.
Режиссер хлопает себя по колену. Да, темой фильма будет битва, эпическая борьба: Альберт Эйнштейн против трех балбесов. Эйнштейну не на что надеяться.
СЛУЖБА ДОСТАВКИ
Все проблемы, которые возникли в сценариях режиссера, касаются доставки посылки в конечный пункт назначения. Хотя в фильме показаны смерть и болезни, одни и те же проблемы характерны для всех попыток доставить конкретную посылку в конкретный пункт назначения. Предположим, вы отправились на терминал в Филадельфии, чтобы сесть на автобус до Нью-Йорка. Сотня автобусов была аккуратно выстроена в ряд, моторы работали, готовые отправиться к месту назначения. Но на автобусах не было никаких знаков, а водитель и пассажиры отказались сказать вам, куда направляется автобус. Итак, вы запрыгнули в ближайший автобус и оказались в Питтсбурге.
Автобусный сервис должен бороться с той же проблемой, что и CDC: доставка правильных посылок (пассажиров) в нужное место назначения. У доставки на лошадях были те же проблемы. Когда наездник спускался, чтобы забрать мешок с почтой, кто-то должен был убедиться, что почта в мешке должна была отправиться туда, куда направлялась лошадь. И наездник должен был распознать свой пункт назначения, когда он туда прибудет.
Все системы доставки грузов сталкиваются с общими проблемами: груз должен быть промаркирован правильным адресом доставки; перевозчик должен распознать адрес и поместить груз в нужное транспортное средство доставки; транспортное средство должно распознавать, что оно прибыло в нужное место; и груз нужно разгрузить. Если какой-либо из этих шагов отсутствует, то вся система выходит из строя. Как мы видели в фильме, снятом для телевидения. Если на упаковке неправильная маркировка или нет этикетки, она не должна выносится из кладовой. Если посылка доставлена по неправильному адресу или контейнер нельзя открыть после прибытия, это равносильно тому, что посылка никогда не была отправлена. Вся система должна быть в полном порядке, прежде чем она начнет работать.
Эрнст Геккель считал, что клетка представляет собой «гомогенную глобулу протоплазмы». Он ошибался. Ученые доказали, что клетки являются сложными структурами. В частности, эукариотические клетки (к которым относятся клетки всех организмов, кроме бактерий) имеют множество различных отделов, в которых выполняются различные задачи. Точно так же, как в доме есть кухня, прачечная, спальня и ванная комната, в клетке есть специализированные зоны, выделенные для выполнения специальных задач (см.рис.). Эти области включают ядро (где находится ДНК), митохондрии (которые производят энергию клетки), эндоплазматический ретикулум (который обрабатывает белки), аппарат Гольджи (промежуточная станция для белков, транспортируемых в другое место), лизосому (блок утилизации мусора клетки), секреторные везикулы (которые хранят груз перед тем, как он должен быть отправлен из клетки) и пероксисому (которая помогает метаболизировать жиры). Каждое отделение-органелла изолировано от остальной части клетки своей собственной мембраной, точно так же, как комната отделена от остальной части дома стенами и дверью. Сами мембраны также можно считать особыми отделами, потому что в мембранах клетки есть материал, который больше нигде не встречается.
Некоторые органеллы (органоиды) имеют несколько дискретных секций. Например, митохондрии окружены двумя разными мембранами. Таким образом, митохондрии можно рассматривать как состоящие из четырех отдельных секций: пространство внутри внутренней мембраны, сама внутренняя мембрана, пространство между внутренней и внешней мембранами и сама внешняя мембрана. Если считать мембраны и внутренние пространства, то в клетке более двадцати различных секций.
Клетка — это динамическая система. Она постоянно производит новые конструкции и избавляется от старого материала. Поскольку органеллы клетки изолированы, каждая из них сталкивается с проблемой получения новых материалов. Есть два способа решить проблему. Во-первых, каждая органелла могла бы производить все свои собственные припасы, как и многие самодостаточные деревни. Во-вторых, новые материалы могут производиться централизованно, а затем отправляться в другие органоиды. Как, например, большой город, производящий синие джинсы и радиоприемники, отправляет их в маленькие города. Или может быть смесь этих двух возможностей.
В клетках, хотя некоторые органеллы производят часть материалов для себя, подавляющее большинство белков производится централизованно и доставляется в другие части клетки. Транспортировка белков между органеллами — увлекательный и сложный процесс. Детали могут отличаться в зависимости от пункта назначения белка, так же как детали доставки товаров могут отличаться в зависимости от того, направляется ли посылка через город или через океан. В этой главе я сосредоточусь на механизмах, которые клетка использует для доставки белка в мусоропровод клетки, лизосому. Вы увидите, что клетка должна иметь дело с теми же проблемами, с которыми сталкиваются Центры по контролю и профилактике заболеваний при отправке жизненно важных вакцин.
Иллюстрация: строение клетки животного.
Продолжение http://proza.ru/2024/08/10/1721
Свидетельство о публикации №224080900386
Нина Юдина 09.08.2024 18:14 Заявить о нарушении