Злой рок скульптора Н. Г. Шлейфера
фото 1.
Намогильный памятник Н.Г.Шлейферу в Риме. Фото Ирины Буддо (Рим).
Скульптор и дипломат Николай Георгиевич Шлейфер и его отец, военный инженер Георг Иванович Шлейфер, были очень хорошо известны в дореволюционном Туркестане. В 1913 году по проекту Н.Г.Шлейфера в Ташкенте в центре Кауфманского сквера был воздвигнут монумент многолетнему генерал-губернатору К.П.Кауфману. Деньги на этот памятник ташкентцы собирали с миру по нитке. Это было одно из лучших произведений Н.Г.Шлейфера. Редкое в монументалистике удачное воплощение многофигурной композиции. Никто и не подозревал, что памятнику суждено простоять всего шесть лет. После революционных событий Кауфманский сквер стал излюбленным местом нескончаемых митингов. И если с переименованием сквера в честь убийцы Маруси Спиридоновой сложностей не возникло, то памятник «царскому сатрапу» из долговечных материалов как кость в горле мешал туркестанским руководителям из коалиции левых эсеров и большевиков. Но в первые два года до пролетарских молотов руки еще не доходили, и на сборищах памятник просто драпировали красными знаменами. Ко второй годовщине октябрьского переворота в 1919 году уже однопартийное большевистское туркестанское руководство санкционировало разрушение монумента. Однако и тогда полностью уничтожить памятник не смогли, оставался еще гранитный постамент, на котором позднее пытались сооружать недолговечные фанерно-картонные пролетарские конструкции. Со времен Н.Г.Шлейфера ташкентцев о переменах в сквере уже не оповещали, и на часто меняющиеся памятники денег никто добровольно или принудительно не давал.
фото 2.
Памятник К.П.Кауфману работы Н.Г.Шлейфера в Кауфманском сквере Ташкента. Существует версия, что дама на открытке — супруга туркестанского генерал-губернатора А.В.Самсонова Екатерина Александровна Самсонова. Сестра милосердия военного лихолетья известна тем, что в 1915 году во время Первой мировой войны отправилась во враждебную Германию на поиски места захоронения своего мужа.
Н.Г.Шлейфер об этом акте ташкентского вандализма 1919 года узнал позднее, когда кольцо фронтов гражданской войны вокруг Туркестанской автономной социалистической советской республики было разорвано и отрывочные вести стали доходить до Италии, где он исполнял функции консула царской России в Неаполе. Дипломатическая служба помогла Н.Г.Шлейферу выжить в послереволюционный период. В детстве родители готовили его к военной службе, но в зрелом возрасте Н.Г.Шлейфер сам распорядился своей судьбой. Будущий дипломат и скульптор Н.Г.Шлейфер появился на свет в 1864 году в Оренбурге, когда Ташкент доживал последний год в статусе уездного города Кокандского ханства. У его отца, военного инженера, генерал-лейтенанта Г.И.Шлейфера, дети рождались в тех городах, где он проходил службу: Роберт, будущий сенатор, — в Кронштадте, Николай и Екатерина — в Оренбурге, Георгий, финансист, — в Ташкенте, Вера — в Санкт-Петербурге.
Семья военного инженера Г.И.Шлейфера последовала за ним в Ташкент, где им пришлось жить во времянках на левом берегу Анхора. Ташкент еще только мечтал стать звездой Востока, и саперы Г.И.Шлейфера укладывали первые кирпичи в основание этих грез. В административном центре Туркестанского генерал-губернаторства военный инженер Г.И.Шлейфер начал строить в 1865 году офицерское собрание в новогородской крепости и создал одни из трех крепостных ворот, скорее всего, Обуховские, которые, как ирония судьбы, сохранились до наших дней в отличие от памятника К.П.Кауфману, который в 1913 году изваял его сын.
Генерал-лейтенант Г.И.Шлейфер был из «породы ревностных служак»: он был ранен во время Крымской войны в период обороны Севастополя, командовал военными инженерами в Оренбургском военном округе, находился в отряде М.Г.Черняева в 1865 году и в 1873 году участвовал в Хивинском походе под руководством туркестанского генерал-губернатора К.П.Кауфмана. За участие в Хивинском походе Г.И.Шлейфер был произведен в генерал-майоры, после чего его перевели в Москву, где он служил управляющим императорскими дворцами.
Военные инженеры неплохо рисовали, и этот талант, единственный из детей, Николай унаследовал от отца. Возможно, еще при жизни К.П.Кауфмана десятилетний мальчик делал карандашные наброски портрета туркестанского генерал-губернатора, которые воплотил в бронзе через сорок лет. С учебными заведениями в новой губернии было еще плохо, и старших сыновей — Роберта и Николая — из Ташкента отправили учиться в Санкт-Петербург и Москву. Н.Г.Шлейфер обучался в 3-ей московской военной гимназии и в 1881 году поступил в Николаевское инженерное училище, после окончания которого служил поручиком в 4-ом саперном батальоне и 1-ом железнодорожном батальоне. В то же время тяга к искусству дает о себе знать, и Н.Г.Шлейфер начинает в 1885 году посещать рисовальную школу при Обществе поощрения художеств. В 1888 году после окончания трех классов этой школы он поступает вольнослушателем в Императорскую академию художеств. В 1891 году увольняется из армии в запас, отправляется заграницу, проживает в Италии и в других странах, занимается творчеством, принимает участие в выставках Академии художеств. В 1899 году возвращается в Санкт-Петербург и поступает на дипломатическую службу.
Карьеру в МИДе Н.Г.Шлейфер начал в должности вице-консула во Франкфурте-на-Майне. Дослужился он до чина статского советника (в армии аналога этому чину не было, он находился между полковником и генерал-майором). Еще до начала Первой мировой войны Н.Г.Шлейфер был назначен консулом в Неаполь, и в РСФСР и СССР уже не возвращался и скончался в Риме в 1940 году. Советским искусствоведам итальянский период жизни Н.Г.Шлейфера был плохо известен, поэтому точная дата его кончины не всегда верно фигурирует в каталогах музеев и энциклопедиях, а личной фотографии его в свободном доступе нет. Это просто диссонанс какой-то: работы скульптора украшали Ташкент, Чимкент, Белосток, Борки и германский Баденвейлер и сейчас находятся в лучших музеях России и в частных коллекциях, продаются на аукционах,а российские искусствоведы не знают точной даты смерти скульптора и никогда не видели его персональной фотографии.
Итальянский период жизни Н.Г.Шлейфера исследовал историк М.Г.Талалай по архивным материалам неаполитанской префектуры. После революции положение Н.Г.Шлейфера как консула стало двусмысленным: он представлял рухнувшее государство, а РСФСР и позднее СССР не имели дипломатических отношений с Италией до 1924 года. Н.Г.Шлейфер, таким образом, семь лет находился в статусе «забытого дипломата». Однако и в этот смутный период нервы Н.Г.Шлейферу умудрился потрепать нештатный консул царской России в Сан-Ремо Г.Э.Тилло, вознамерившийся сместить Н.Г.Шлейфера с его должности неаполитанского консула. В 1924 году Италия установила дипломатические отношения с СССР, в Неаполе появился советский дипломат, Н.Г.Шлейфер сдал ему ключи от консульства и имущество по описи. Он окончательно стал невозвращенцем и переехал в Рим, где его семья была близка к творческому кругу поэта Вячеслава Иванова.
фото 3.
1920 год. Пустующий постамент в центре Кауфманского сквера.
В Италии Н.Г.Шлейфер некоторым образом был подготовлен к волюнтаристскому удару по его ташкентскому творению. Ему уже пришлось пережить немецкий вандализм. В 1907 году в Баденвейлере был установлен памятник А.П.Чехову его работы. Писатель скончался в этом немецком городе тремя годами ранее. Это был первый памятник русскому писателю и вообще русскому человеку на обобщенном западе. Но и в России памятников А.П.Чехову тогда еще не было. Н.Г.Шлейфер дружил с российским дипломатом Д.А.Эйхлером, министром-резидентом при дворе великого герцогства Баден. Д.А.Эйхлер, в свою очередь, находился в хороших отношениях с А.П.Чеховым и уговорил писателя отдохнуть в 1904 году в Баденвейлере, где А.П.Чехов скоропостижно скончался. Литературоведы считают, что мать Д.А.Эйхлера была прототипом Раневской из «Вишневого сада». Д.А.Эйхлер взял на себя хлопоты по перевозке тела писателя на родину и через три года мотивировал Н.Г.Шлейфера создать памятник А.П.Чехову в Баденвейлере. Деньги на памятник собирали по подписке, крупные суммы пожертвовали К.С.Станиславский и актеры МХАТа. Чеховский памятник простоял чуть более десяти лет. Во время Первой мировой войны Германия нуждалась в металле, и творение Н.Г.Шлейфера порезали.
Это был первый удар по творениям Н.Г.Шлейфера. Нельзя сказать, что скульптор смирился с этой несправедливостью. В 1929 году Н.Г.Шлейфер узнал из эмигрантских газет, что будет отмечаться 25-летие со дня смерти А.П.Чехова и написал в парижскую русскоязычную газету "Возрождение" письмо. Оно было опубликовано в номере от 15.07.1929 года:
«Узнав из Вашей газеты о предстоящем чествовании 15 мая памяти покойного писателя А.П.Чехова по случаю 25-летия его смерти в Баденвейлере, считаю своим долгом сообщить о нижеследующем факте.
В 1907 году по инициативе русской летней колонии в Баденвейлере нашего посланника в Карлсруэ Эйхлера и курдиректора д-ра Шверера (женатого на русской) был поставлен в парке памятник умершему там А.П.Чехову моей работы. Открытие его было обставлено очень торжественно:
После панихиды и церемонии в присутствии приехавших специально баденского министр-президента, посланника гофмейстера Эйхлера, местных властей и курдиректора, русской колонии и курортной публики, автора памятника, вдовы и специальной депутации от Московского Художественного Театра и некоторых русских писателей с П.Д.Боборыкиным во главе состоялся завтрак в отеле «Ремербад» по приглашению нашего посланника и вечером в кургаузе очень интересный литературный вечер.
К сожалению, в конце Великой войны германские власти, нуждаясь в металлах, сняли в числе многих общественных памятников также и бронзовый бюст с памятника Чехову
По окончании войны памятники были большей частью восстановлены, но сколь мне известно, бюст Чехова не восстановлен. Между тем отлить новый бюст возможно, т.е., если немцы, снимая бюст, не отлили специальную его форму, то у вышеупомянутого д-ра Шверера в его вилле в Баденвейлере должен находиться такой же бюст, подаренный мною ему в то время, и было бы желательно, чтобы теперь, когда собираются чествовать память нашего знаменитого писателя, озаботились восстановлением снятого по специальным причинам памятника».
Но в 1929 году немецкой и мировой политике было не до старорежимного русского скульптора Н.Г.Шлейфера с его бюстами. При слове "культура" некоторые немецкие деятели стали хвататься за пистолет. О снесенном памятнике вспомнили в 1992 году сахалинцы. Сахалинский скульптор В.Чеботарев подарил Баденвейлеру новый бюст А.П.Чехова. К сожалению, новый памятник опять был отлит из стратегического металла, а как мировые события развернутся в будущем, нам не всегда дано предугадать.
фото 4.
Открытие памятника А.П.Чехову работы Н.Г.Шлейфера в Баденвейлере в 1907 году.
Злой рок преследовал монументальные произведения Н.Г.Шлейфера. Дело не кончилось разрушением памятников К.П.Кауфману и А.П.Чехову. В 1909 году скульптор изваял бюст Александра III, который был установлен в Борках Харьковской губернии на месте крушения поезда с царской семьей. В послереволюционные годы памятник был разрушен. В 1913 году Н.Ш.Шлейфер создал скульптурную композицию с фигурами А.В.Суворова и М.Д.Скобелева, размещенную в российском городе Белостоке. Но уже в 1915 году германская армия захватила город, а после 1918 года Белосток входил в состав Белоруссии, затем Литвы и наконец Польши, и, соответственно, памятник бесследно исчез в этой чехарде. Следы шлейферовского бюста М.Г.Черняева, украшавшего Чимкент в Туркестанском генерал-губернаторстве, также невозможно отыскать. Я придерживаюсь версии, что Н.Г.Шлейфер изваял два одинаковых бюста М.Г.Черняева. Один, как уже было сказано, был подарен Чимкенту, а второй - ташкентскому опальному, вечно ссыльному великому князю Н.К.Искандер-Романову. Н.К.Искандер-Романов установил бюст М.Г.Черняеву на постаменте из пушечных ядер перед своим дворцом в Ташкенте. Позднее Н.К.Искандер-Романов подарил бюст М.Г.Черняева городу Ташкенту, и памятник перенесли и установили перед мемориальным домиком М.Г.Черняева на Махрамском проспекте. Следов этого памятника не отыскать. Таким образом, Н.Г.Шлейфер может быть внесен в печальную страницу какой-нибудь книги рекордов Гиннеса как скульптор, чьи творения разрушались бессчетное количество раз
Скульптурным произведениям малых форм Н.Г.Шлейфера повезло больше, несмотря на то что он не изваял ни одного пролетария или крестьянина, был абсолютно равнодушен к дояркам и шахтерам, а герои его произведений - сплошь цари, как Александр III и его сын Николай II, члены романовской фамилии, военачальники и флотоводцы чином не ниже генералов и адмиралов. В двух вариантах существует бюст великого князя Константина Константиновича, известного как поэт К.Р., дважды приезжавшего в Ташкент в начале ХХ-го века с инспекцией Ташкентского кадетского корпуса и представлением спектакля «Царь Иудейский» и встречавшегося здесь со старшим братом, опальным Н.К.Искандер-Романовым. Один из них хранится в Пушкинском доме, а другой — время от времени выплывает на аукционах. Скульптуры Н.Г.Шлейфера находятся в Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном мемориальном музее А.В.Суворова, Пушкинском доме, Центральном военно-морском музее, музее-заповеднике «Петергоф», Московской галерее И.Глазунова и в других государственных и частных собраниях.
Свидетельство о публикации №224080900407