Китай. Повествование о сюнну

Сюнну — древний кочевой народ времен династии Ся, проживавший на территории современной Монголии и Северного Китая, предки хуннов.
По Сыма Цяню, в XVIII в. до н.э. принц павшего царства Ся, Шунь-вэй, и его подданные ушли в северные степи, встретились там с племенами сюньюй и со временем смешались с ними, приняв кочевой образ жизни.

Сюньюй и сяньюнь — ранние названия кочевого народа, известного во времена династии Хань как хунну. Эту точку зрения также поддержал Сыма Чжэнь, историк времен династии Тан.
По мнению Сыма Чжэня, племена, которые в эпоху правления Тана (Тан Яо) и Юя (Юй Шунь) назывались шаньжун или сюньюй; в эпоху Ся стали именоваться чуньвэй (шуньвэй), в эпоху Инь — гуйфан, в эпоху Чжоу — яньюн (сяньюнь), а к эпохе Хань стали известны под общим именем сюнну.

Ван Го-вэй (1877— 1927 гг.) на основе анализа надписей на бронзе, а также структуры иероглифов, в результате фонетических изысканий и сопоставления полученных данных с материалами различных источников пришел к выводу, что встречающиеся в источниках племенные названия гуйфан, хуньи, сюньюй, сяньюнь, жун, ди (бэйди) и ху обозначали один и тот же народ, вошедший позднее в историю под именем сюнну. Достаточно убедительно разработанная теория Ван Го-вэя нашла сторонников среди большинства китайских историков. Таким образом, сюнну были издавна известны в Китае под различными названиями: На стыке династий Шан и Чжоу они носили названия:
гуйфан, хуньи или сюньюй - при династии Чжоу;
сяньюнь - в начале периода Чуньцю;
жун, а затем ди;
ху или сюнну - начиная с периода Чжань-.

В дальнейшем ряд исследователей также поддержали данную теорию, считая, что племена, входившие в общность сяньюнь, чуньвэй (шуньвэй), хунь, цюаньи, сюньюй, жун, шань-жун, цюань-жун, гуйфан, бэйди (ди), представляли собой предков хунну, известные ныне под названием монголов. Другие считают хунну тюркоязычными племенами.

ПОВЕСТВОВАНИЕ О СЮННУ
1-51, с комментариями

1. Родоначальником сюнну был отпрыск рода правителей Ся по имени Шунь-вэй. До Тана и Юя шаньжуны, сяньюни и хуньюи жили у северных варваров и вслед за пасущимся скотом кочевали с места на место.

Держали домашний скот: больше - лошадей, крупного рогатого скота и овец, меньше — верблюдов, ослов, мулов, катаров (тюрк. katip),
таоту (низкорослая дикая лошадь, тюркский - toty), и тана (таньхи — кулан, тюркск. tani).
Куайти — мул или лошак (гибрид ослицы с жеребцом).
Кулан - мул или лошак, "полуосёл".

Ареал - Иран -Афганистан- Северо-Западный Китай-Монголия. В голоцене доходил до Румынии.
Обитает в полупустынях Центральной Азии (сохранился только в заповедниках).

Кула;н (джигетай) — вид семейства лошадиных, полуосёл. Похож на осла, но имеет признаки лошади. «Полуосёл», то есть мул или лошак. Считается, что кулан никогда не поддавался приручению, в отличие от африканского осла.
В Жэтысу вольные куланы встречались до 30-х гг. XX в. по берегам р. Или, оз. Балхаш, на р. Чарын, за хр. Торыайгыр. Местные топонимы: Куланбасы (Голова кулана), гора в районе хребта Малайсары, Бескулан (Пять куланов), брод на реке Чу, «последние пять куланов спаслись от погони». Многочисленные изображения куланов есть в урочищах с петроглифами по всей территории Алматинской области. Равнозначный тюркский термин - tani.
Из домашних животных: гюэти, пони; тэхи. Осколки, похожие на артефакты олдувайской культуры, могут из кварца и кремня «создавать» представители семейства лошадиных (ослы, лошади), разбивая их копытами. Поэтому археологам для отдельных находок галечных каменных орудий могут потребоваться повторные исследования на подлинность.

В поисках воды и травы (выпасов) переходят с места на место, и хотя у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства и они не занимаются обработкой полей, тем не менее каждый тоже имеет выделенный участок земли.

У сунну нет письменных документов, и распоряжения делаются устно. Мальчики умеют ездить верхом на овцах, добывать пищу: стрелять из лука птиц и мышей; постарше стреляют лисиц и зайцев. Все возмужавшие, способные натянуть лук, становятся конными латниками.

По обычаю (врожденным свойствам),
в мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений.

Из оружия дальнего действия имеются луки и стрелы, из оружия, применяемого в ближнем бою — мечи с железной рукоятью и короткие копья с железным наконечником. Если сражение складывается благоприятно — наступают, а если неблагоприятно — отступают и не стыдятся бегства. Если видят для себя выгоду, не смотрят на правила приличия и поведения.

Уважают молодых и сильных, а к старым и слабым относятся с пренебрежением. Кормят мачех и невесток, когда после смерти отца или брата берут их в жены.
Обычай жениться на мачехе означает сохранение у сюнну пережитков матриархата; у них существовал и левират — обычаи, хорошо известные многим кочевым народам. У туцзюэсцев, например, «после смерти отца или старшего брата сыновья или младшие братьи женятся на мачехах и невестках». О монголах Плано Карпини писал: «И они могут сочетаться браком со всеми вообще родственницами, за исключением матери, сестры от той же матери, дочери. На сестрах же только по отцу, а также на женах отца после его смерти они могут жениться. А на жене брата другой брат младший, после смерти первого или иной младший из родства обязан даже жениться».
По сообщению «Сокровенного сказания», когда у Алан-гоа — прародительницы многих монгольских родов после смерти ее мужа родились дети, два старших сына говорили между собой: «Вот наша мать родила троих сыновей, а между тем при ней нет ведь ни отцовых братьев, родных или двоюродных, ни мужа».
К предыдущим авторам присоединяется Марко Поло: «А жен у них, как я говорил, много. Женятся они на двоюродных сестрах: умрет отец, старший сын женится на отцовой жене, коли она ему не мать; по смерти брата на его жене".

В представлении некоторых народов левират — одно из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками. Первым в Китае раскрыл суть этого института, по-видимому, Сыма Цянь. (ШЦ, гл. 110, л. 17а, см. перевод диалога евнуха Чжунхан Юэ, перешедшего на сторону сюнну, с ханьским послом).

Начиная от правителя все питаются мясом домашнего скота: молодые едят жирное и лучшее, старые едят объедки. Одеваются в овечьи шкуры и носят шубы из войлока.  Согласно обычаю, они носят имена, на которые не распространяется табу, но не имеют фамилий и прозвищ.

Табу - у древних сюнну отсутстввовало табу на имена. Институт табу, запрещавший употреблять иероглифы, входящие в имена правителей или выдающихся лиц, возник в Китае в эпоху Чжоу, окончательно сложился при династии Цинь и получил наибольшее развитие при династиях Тан и Сун. Этот обычай существовал около двух тысяч лет, вплоть до революции 1911 г.
У северных народов, общавшихся с Китаем, институт табу имел ограниченное применение. Например, кидане в 1044 г., т.е. более чем через сто лет после образования империи Ляо, отца первого императора «все еще называют по имени». Чжурчжэни, по утверждению цинского ученого Чжао И, носили как национальные, так и китайские имена, но табу распространялось лишь на последние. Среди монголов институт табу получил еще меньшее развитие, чем среди киданей и чжурчжэней.
Указание, что сюнну не имели фамилий, на первый взгляд как будто противоречит тексту в том месте, где говорится, что у сюнну существовали три знатные фамилии — ***нь, Лань и Сюйбу, а шаньюй происходил из рода, носящего фамилию Люаньди. В данном случае в тексте Сыма Цяня нет противоречия. Аналогичный процесс наблюдался у киданей, которые первоначально не имели фамилий. Лишь после образования Киданьской империи, т.е. в период распада родового строя и выделения отдельных знатных семей, у киданей появились фамилии Елюй (фамилия киданьских императоров) и Сяо (фамилия киданьских императриц).
Упоминая о знатных сюннуских родах, Сыма Цянь говорит о появлении рода Сюйбу позднее двух других — ***нь и Лань, что можно рассматривать как указание на распад родовых отношений и постепенное выделение знатных семей, пользовавшихся большим влиянием.
Что касается мнения комментаторов, то тексты Сыма Цяня и Бань Гу отражают разные этапы общественного развития сюнну.

5. Дом, или династия, Ся (2033-1562 гг.). До сих пор никаких письменных памятников или памятников материальной культуры эпохи Ся не обнаружено. Все сведения, относящиеся к этому периоду, ученые черпают из классических книг эпохи Чжоу, главным образом «Шан-шу», материалы которой легли в основу главы «Основные записи о деяниях дома Ся» в «Исторических записках» — знаменитом труде отца китайском истории Сыма Цяня.

В настоящее время ученые считают, что главы «Шан-шу», посвященные дому Ся, были написаны лишь в период Чжань-го (403-221 гг.). Известно, например, что уже к середине первого тысячелетия до нашей эры о периоде Ся сохранилось мало сведений. Это видно, в частности, из известного высказывания Конфуция, который отказался говорить о Ся из-за отсутствия в достаточном количестве записей и документов. Дошедшие до нас источники отражают в деформированном виде предания о действительных исторических событиях.

6. Гунлю, лишившийся должности начальника земледельческих работ, превратился в западного жуна, имея владение в Бинь.
Гун-лю — потомок Хоу-цзи, который, согласно китайской исторической традиции, считается прародителем рода Цзи, основавшего династию Чжоу (1066-249 гг.). С именем Гун-лю Сыма Цянь связывает начало подъема владения Чжоу задолго до основания династии Чжоу.
«При упадке закона в доме Ся Гун-лю лишен был должности главного попечителя земледелия. Он превратился в западного жуна и построил огород Бинь».
На основании этого перевода Л. Н. Гумилев и Л. П. Бернштам пришли к выводу о бегстве Гун-лю к западным жунам, использовав это для достаточно важных теоретических построений. Первый рассматривает бегство Гун-лю к жунам как начало формирования нового племени, из которого позже произошла династия Чжоу. Второй расценивает бегство Гун-лю как отзвук «реально происходившего процесса отделения первых скотоводов от земледельцев».
Между тем, судя по более ранним источникам и по данным самого Сыма Цяня, Гун-лю никогда не занимал должности начальника земледельческих
работ и никогда не убегал к западным жунам. И «Го-юй» повествуется, что, когда чжоуский правитель Му-ван собрался выступить в поход против цюань-жунов, сановник Моу-фу стал отговаривать его. Ссылаясь на гуманность и миролюбие прежних ванов. Моу-фу говорил: «В прошлом наши покойные ваны из поколения в поколение занимали должность начальника земледельческих работ, служа Юй и Ся. Когда Ся пришел в упадок, должность начальника земледельческих работ упразднили и прекратили земледелие, а поэтому наш покойный ван Бу-ку, лишившись своей должности, добровольно скрылся в землях между жунами и ди». Бинь — район на территории уезда Сюньи (уезд Бинь-сянь, провинция Шэньси).
Сам Сыма Цянь пишет: «Когда Хоу-цзи умер, его сын Бу-ку занял должность отца. В последние годи жизни Бу-ку правление рода правителей Ся ослабло, должность начальника земледельческих работ упразднили, потому что перестали заниматься вопросами земледелия. Бу-ку бежал в земли между жунами и ди в поисках земли. Когда умер Бу-ку, ему наследовал его сын Цзюй. После смерти Цзюя ему наследовал его сын Гун-лю». Таким образом, когда Сыма Цянь говорит: «Гун-лю, лишившийся должности начальника земледельческих работ, превратился в западного жуна», он имеет в виду не бегство Гун-лю, а утрату должности, которую Гун-лю не занимал, но мог бы занимать по праву наследства.
Отмечая недостаточную четкость текста Сыма Цяня, Ян Шу-да объясняет это стремлением историка к краткости изложения, что привело, однако, к нарушению последовательности в изложении событий.

8. Через триста с лишним лет жунди напали на Великого князя Дань-фу. Дань-фу, или Гу-гун Дань-фу — потомок Гун-лю в девятом поколении.
Под натиском кочевых племен Дань-фу бежал из Бинь к подножью гор Цишань в крепость Чжоуюань, от которой ипроизошло название династии Чжоу. На новом месте Дань-фу «отверг обычаи жунов и ди, создал города, окруженные внутренними и внешними стенами, построил здания и дома, расселил по городам народ, учредил управления, подчинившиеся пяти чиновникам. Переход к оседлому образу жизни способствовал быстрому усилению Чжоу и не удивительно, что впоследствии при Вэнь-ване Гу-гун Дань-фу, как одному из выдающихся основоположников владения Чжоу, был посмертно присвоен титул Тай-ван — Великий князь.

9. Время деятельности Дань-фу Шан Юэ относит приблизительно к 1300-1200 гг. до н.э. Дань-фу бежал к подножью гор Ци (горы к северо-востоку от современного уездного города Фэнсян в Шэньси. Известны также под названием Цзяньгуалин). Все жители Бинь последовали за Дань-фу и образовали царство Чжоу.

10. Более ста лет спустя чжоуский Чан, носивший титул Си-бо, напал на цюаньи. Чан — внук Дань-фу. К моменту, когда Чан пришел к власти. Чжоу являлось самым сильным среди остальных царств, расположенных к западу от государства Инь. В связи с этим он носил титул Сибо — владыка запада. Известен в истории больше под посмертным титулом Вэнь-ван.

Время правления Чана было периодом дальнейшего расширения территории и укрепления политического могущества Чжоу. Деятельность Чана подготовила окончательный удар, приведший и уничтожению династии Инь.

11. У-ван — сын Вэнь-вана (даты его рождении и смерти неизвестны) по прошествии десяти с лишним лет напал на Чжоу-синя. Около 1122 г. до н.э. уничтожил государство Инь - последний правитель Чжоу-синь покончил жизнь самоубийством, бросившись в огонь.

12. Затем построил Лои — восточную столицу Чжоу (город Лояна, провинция Хэнань). Постройка восточной столицы Лои была предпринята в связи с тем, что западная столица Хао отстояла слишком далеко от вновь завоеванных иньских земель, что затрудняло контроль над ними).

13. Снова поселился в Фэн (Фэн — древняя столица Чжоу, перенесенная Вэнь-ваном в город Хао, находилась к востоку от современного уездного города Хусянь. Хао — столица Чжоу со времен Вэнь-вана. Носила также название западной столицы. Находилась вблизи современного города Сиань в провинции Шэньси.

14. Прогнал на север от рек Цзин (исток в Ганьсу в горах Луншань к северо-западу от уездного города Пинлян; сливается в уезде Цзинчуань с рекой Хуаньцзян; протекает по территории уезда Биньсянь в провинции Шэньси и впадает в Вэйхэ в уезде Саньюань и Ло) и Ло ( река Бэйлошуй: исток в горах Байлюйшань к юго-востоку от города Динбянь в провинции Шэньси, текла на юго-восток по территории уездов Баоань, Ганьцюань и Лисянь, принимая притоки Цзюйшуй и Цихэ, и впадала в уезде Чаои в Вэйхэ) жунов, которые стали своевременно являться ко двору для представления дани, носившей название «неопределенные повинности» (хуанфу).

17. Согласно системе, изложенной в «Го-юй», в начальный период правления Чжоу территория Китая делилась на «пять фу» (букв. пять повинностей) указывает не на территориальное деление, а на реальное существование системы эксплуатации населения со стороны чжоуских правителей (Сыны Неба), осуществлявшейся в форме «подношений для жертвоприношений»:
1. Дяньфу - ежедневные жертвоприношения простолюдинов - продукты сельского хозяйства с обрабатываемых полей,
2. Хоуфу - ежемесячные жертвоприношения знати - все необходимое для жертвоприношений,
3. Биньфу - «повинности гостей» с многочисленных владений, существовавшими уже при династии Инь - которые выражались в поставках для сезонных жертвоприношений. К правителям Инь чжоуские ваны относились как к равным и, когда они прибывали ко двору, оказывали им почести, полагавшиеся при встрече гостей. Отсюда возник термин биньфу
4. Яофу - повинность обузданных - рлемена "и" и "мань" приносили дань один раз в год.
5. Хуанфу - жуны и ди были обязаны представляться вновь вступившим на престол чжоуским ванам. Поскольку для этого невозможно было установить никаких сроков, несли «неопределенные повинности» (хуанфу).

18. Через двести с лишним лет нравственные устои Чжоу ослабли, и Му-ван напал на цюаньжунов. Он получил четыре белых волка и четыре белых оленя, и возвратился обратно. После этого выполнение неопределенных повинностей прекратилось. Му-ван — пятый правитель династии Чжоу (X в. до н.э.) усиленно боролся с племенем цюаньжунов. По свидетельству «Го-юй». Му-ван принудил цюаньжунов поднести четыре белых волка и четыре белых оленя, прибегнув к вооруженной силе. В связи с тем что действия Му-вана нарушали установленную систему «пяти повинностей», обиженные цюаньжуны прекратили являться ко двору Чжоу. Вслед за этим в Чжоу был составлен кодекс «Наказания Фу» (денежные штрафы за неявку с данью).

19. При Чжао-ване, отце Му-вана, началось ослабление власти дома Чжоу. Этот процесс еще более усилился при Му-ване, чему в значительной степени способствовали войны с цюаньжунами. Среди чжухоу стали наблюдаться центробежные тенденции, для подавления которых Му-ван утвердил кодекс законов, названный по имени его автора «Наказания Фу» или «Наказания Люй». Текст нового кодекса приводится в «Шан-шу» и, насколько можно судить уточняет наказания и предусматривает денежные штрафы.

Через двести с лишним лет после Му-вана между чжоуским Ю-ваном (12 правитель династии Чжоу, правление 781-771 гг. до н.э.) и Шэнь-хоу (правитель владения Шэнь, к северу от города Наньян, провинция Хэнань) началась вражда, когда Ю-ван отослал от себя законную жену и сына и приблизил к себе любимую наложницу Бао-сы.
Дочь Шэнь-хоу была старшей женой Ю-вана, а ее сын И-цзю — законным наследником. Увлекшись наложницей Бао-сы, Ю-ван отстранил законную жену и лишил И-цзю права наследовать престол. Это вызвало протест со стороны Шэнь-хоу, который совместно с цюаньжунами напал на Ю-вана и убил его в 771 г. до н.э.
Лишань — гора к юго-востоку от  города Линьтун в провинции Шэньси.
 Цзяоху — озеро к северо-западу от города Цзинян, провинция Шэньси.

Убив Ю-вана, Шэнь-хоу возвел на престол И-цзю, лишенного в свое время права наследования и известного в истории под титулом Пин-вана. На помощь Пин-вану, которому угрожали цюаньжуны, пришел циньский правитель Сян-гун. В 770 г. до н.э., теснимый цюаньжунами, Пин-ван перенес столицу на восток в Лои, а бывшие чжоуские земли к западу от горы Ци пожаловал Циньскому Сян-гуну, которому для осуществления своих прав предстояло изгнать оттуда цюаньжунов. Переезд Пин-вана на восток открывает период, известный в истории под названием Чунь-цю. Правление Пин-вана (771-720 гг. до н.э.)

В 5-й главе «Исторических записок» эти же события излагаются несколько иначе и с большими подробностями. Циньский правитель Сян-гун помог Пин-вану отразить нападение цюаньжунов, затем он охранял его во время переезда в Лои. В благодарность за помощь Пин-ван возвел Сян-гуна в ранг чжухоу (князя) и пожаловал ему земли к западу от горы Ци, находившиеся в то время в руках цюаньжунов. Через пять лет Сян-гун, приступив к осуществлению пожалованных ему прав, напал на цюаньжунов и дошел до гор Ци. Во время похода Сян-гун умер, в связи с чем жуны были окончательно изгнаны только при его сыне Вэнь-гуне.
Разгневанный тесть Шэнь-хоу, объединившись с цюаньжунами, напал на чжоуского Ю-вана у горы Лушань и убил его. Цюаньжуны захватили берега чжоуского озера Цзяоху, поселились между реками Цзин и Вэй, стали нападать на Срединное царство и притеснять его.

Сян-гун, правитель царства Цинь, пришел на помощь Чжоу, вслед за этим чжоуский Пин-ван покинув Фын-Хао, переселился на восток в Лои. В это время циньский Сян-гун напал на жунов и дошел до горы Ци, за что впервые был возведен в ранг чжухоу.

Прожив четыре года за пределами своих владении, чжоуский Сян-ван отправил в Цзинь посла с просьбой о помощи. Цзинь Вэнь-гун, только что пришедший к власти, стремился захватить господство, а поэтому выступил в поход, прогнал жунди, убил Цзы-дая, возвратил чжоускому Сян-вану царство и поселил его в Лои.

В это время Цинь и Цзинь были сильными царствами. Правитель Цзинь, Вэнь-гун, прогнал жунди, последние, поселившись к северу от Хуанхэ между реками Иньшуй и Лошуй, стали называться чиди и байди.

36. Правитель Цинь, Му-гун (тринадцатый правитель Цинь. правление 659-621 гг. до н.э.)
привлек советника Ююя, и восемь владений западных жунов признали над собой власть Цинь, а поэтому от Лун и далее на запад жили мяньчжуские жуны, хуаньские жуны, гуньжуны, ди, а к северу от гор Ци и Ляншань, рек Цзин и Ци — ицзюйские, далиские, учжиские и сюйяньские жуны.
На севере от Цзинь жили жуны, линьху и лоуфань, а на севере от царства Янь жили дунху и шаньжуны.
Все они были рассеяны по горным долинам, имели собственных вождей, и хотя нередко собиралось свыше ста жунов, они не сумели объединиться в одно целое. Титул, который носила дочь вождя жунди после брака с Сян-ваном - «старшая жена из дисцев» - Ди-хоу (старшая из Ди).

Крупные царства периода Чжань-го:
1. Янь - занимало центральную и восточную части Хэбэя и южные части бывшей провинции Жэхэ (провинции Ляонин).
2. Ци - занимало земли к северу от гор Тайшань (провинция Шаньдун) и побережье Бохайского залива к югу от Тяньцзина и к востоку от Вэйхэ. Столица Ци - в г. Инцю, который в 859 г. до н.э. был переименован в Линьцзы (провинция Шаньдун).
3. Чжэн — царство в центре провинции Хэнань, к югу от Хуанхэ. Фаньи — город, царства Чжэн, к югу от города Сянчэна (провинция Хэнань).

Сильные царства в период Чунь-цю:
1. Цзинь — на севере Китая центральную и южную части современной провинции Шаньдун, юго-западную часть провинции Хэбэй, большую часть земель к востоку от р.Цзин-шуй в Шэньси и небольшие районы на западе и севере Хэнани.
2. Вэй — царство, включавшее северную часть современной провинции Хэнань, западную часть провинции Шаньдун, южную часть Хэбэя и небольшой участок юго-восточной части Шаньси.
3. Из царств Цинь и Цзинь на земели в бассейне реки Ичуань переселили жунов лухунь, после чего местность стала называться Лухунь. При династии Хань здесь был создан уезд Лухунь, главный город его находился к северо-востоку от города Сунсянь (в Хэнани).

37. О переходе Ююя на сторону Му-гуна детально изложено в «Исторических записках» и в трактате Ханьфэйцзы. Эти подробности интересны во многих аспектах: они не только проливают свет на уровень общественного развития жунов, но и служат образчиком дипломатии древнего Китая в области международных связей. Китай со всех сторон был окружен беспокойными, враждебными племенами, которые носили общее название «варвары четырех сторон». Китайцы тщательно собирали и записывали сведения об этих племенах. Они хотели иметь точную информацию об их нравах, военной силе, рельефе местности, правителях, влиятельных лицах и т. д. На основе полученных сведений строилась китайская дипломатии, исходившая из принципа «обуздывать варваров руками варваров».

Одним из дипломатических приемов было разложение правящей верхушки кочевых племен путем разжигания у них наиболее низменных человеческих инстинктов. Именно об этом, характерном для китайской дипломатии методе, применявшемся в отношениях с кочевыми племенами, и повествует отрывок из «Исторических записок».

В 626 г. до н.э. «правитель жунов отправил в Цинь Ююя. Предки Ююя были уроженцами владения Цзинь, бежавшими к жунам, а поэтому он мог говорить на языке цзиньцев. Правитель жунов, прослышав о мудрости Му-гуна, послал Ююя ознакомиться с положением дел в Цинь.
Циньский Му-гун показал дворцовые помещения и собранные и них богатства. Ююй сказал: «Если вы заставляли духов сотворить это, то утомили духов, а если заставляли людей создавать это, то измучили народ».
Му-гун (Цинь) удивился и спросил: «Срединное государство осуществляет управление на основе стихов и книг, этикета и музыки, законов и установлений, но все же, несмотря ни на что, в нем часто происходят беспорядки. Ныне у жунов ничего этого нет, как же у них строится управление? Разве не возникает затруднений?»

Ююй (жун) со смехом ответил: «Именно это и является причиной беспорядков в Срединном государстве. С тех пор как мудрейший Хуан-ди выработал этикет и музыку, законы и установления, он лично подавал пример их исполнения и управлял почти не прибегая к принуждению. Его же преемники с каждым днем становились все более высокомерными и развращенными. Они опирались на силу законов и установлений, чтобы наказывать низших и надзирать за ними, а низшие, устав до крайности, начинали роптать на высших, используя понятия человеколюбия и справедливости. Так между высшими и низшими из-за нанесенных обид вспыхивала взаимная вражда, начинались взаимные убийства с целью захвата власти; дело доходило до уничтожения целых родов, что всегда вызывалось одной причиной. Не так у жунов: высшие сохраняют простоту в отношении низших, а низшие служат высшим, руководствуясь искренностью и преданностью. Управление целым государством подобно управлению своим телом, когда незаметно, с помощью чего оно управляется. Это действительно правление мудрых».

Удалившись из дворца, Му-гун обратился к Ляо, занимавшему должность нэйши: «Я слышал, что мудрый человек в соседнем государстве — источник тревоги для соперничающего с ним владения. Ююй — мудр, а это для меня опасно. Что делать?»
Ляо ответил: «Правитель жунов живет в глухом, отдаленном месте и не слыхал еще музыки Срединного государства. Попытайтесь послать к нему певичек, чтобы поколебать его стремления и попросите разрешения задержать Ююя, чтобы отдалить их друг от друга. Затем задержите Ююя так, чтобы он не вернулся обратно в срок. Это удивит правителя жунов, и он непременно заподозрит Ююя. Когда между государем и чиновником появится трещина, мы постараемся воспользоваться этим. К тому же, если правитель жунов увлечется певичками, он непременно стянет пренебрегать делами управления».

Му-гун сказал: «Превосходно», после чего стал садиться с Ююем рядом на разостланных под углом циновках и предлагать ему кушать, передавая блюда с пищей собственными руками.
Подробно расспросив Ююя о характере местности жунов и их военной силе, приказал Ляо, отправить правителю жунов шестнадцать певичек.
Жунский правитель, получив певичек, очень обрадовался и целый год не возвращал их обратно. Тогда Циньский правитель вернул Ююя на родину. Ююй неоднократно увещевал [правителя жунов], но тот не слушал его. В то же время Му-гун несколько раз посылал людей, которые при удобном случае просили [жунского правителя] отдать Ююя. В конце концов Ююй бежал и перешел на сторону Цинь. Му-гун оказывал ему почести как гостю и расспрашивал о возможности нападении на жунов.

На 37-м году правления Му-гуна (623 г. до н. э.) Цинь по совету Ююя напало на правителя жунов, присоединило к себе двенадцать владений, устроило земли площадью в 1000 ли и стало главенствовать над западными жунами.

Линьху отождествляются комментатором Жу Чунем с племенем даньлинь, которое было уничтожено Ли Му, военачальником владения Чжао.
39. Мяньчжу — одно из племен западных жунов, на землях которых при династии Хань был учрежден одноименный уезд. Занимал территорию к востоку от современного уезда Тяньшуй в провинции Ганьсу.

40. Хуань — одно из племен западных жунов, владение которых находилось на территории уезда Хуаньдао, созданного при династии Хань. Уезд включал земли к северо-востоку от современною уезда Лунси в Ганьсу.

41. Ицзюй — одно из жунских владений. Название его появляется на страницах китайских источников в начальный период Западного Чжоу. Окончательно уничтожено при Циньском правителе Чжао-ване (правление 306-251). При династии Хань на территории бывшего владения Ицзюй был создан одноименный уезд, главный город которого находился к северо-западу от современного уездного города Нинсянь в Ганьсу.

42. Дали — название одного из жунских владений. Уничтожено циньским правителем Лигун-гуном (правление 476-443 гг.) на 16-м году правления. В эпоху Хань на территории владения был создан уезд Линьцзин, границы которого в основном совпадают с современным уездом Дали в Шэньси.

43. Учжи — название одного из жунских владений, возникшего на бывших чжоуских землях. Уничтожено Циньским ***-ваном (правление 337-311), который создал здесь одноименный уезд. Главный город уезда находился к востоку от современного уездного города Аньдин в Ганьсу.

44. Сюйянь — название одного из жунских владений. При династии Хань на территории этого владения был создан одноименный уезд, входивший в состав округа Бэйди. Главный город уезда находился к северо-востоку от современного уездного города Яньчи в Ганьсу.

45. Линьху отождествляются комментатором Жу Чунем с племенем даньлинь, которое было уничтожено Ли Му, военачальником владения Чжао.
46. Согласно «Цзо-чжуань», циньский Му-гун одержал победу над жунами в 623 г., а цзиньский Дао-гун (правление 577-558 гг.) заключил мир с жунами в 568 г. Таким образом, по сравнению с текстом Сыма Цяня. упоминающего о периоде в сто с лишним лет, получается разница, превышающая пятьдесят лет.

47. Чжао Сян-цзы — представитель знатной фамилии в Цзинь, основавшей царство Чжао, одно из семи крупных царств периода Чжань-го. Появление этой фамилии относится ко времени чжоуского Му-вана (X в.), который пожаловал колесничему Цзао-фу, сопровождавшему его в поездке на запад, город Чжаои (к северо-востоку от современного уездного города Линьфэнь в Шаньси), название которого стало фамилией.

Чжао Шу-дай, потомок Цзао-фу в седьмом поколении, покинул безнравственного, по словам источника, чжоуского правителя Ю-вана и перешел на службу к правителю царства Цзинь. В Цзинь представители рода Чжао выдвинулись в число наиболее знатных шести родов (Фань, Чжунхан, Чжи, Хань, Вэй. Чжао), вершивших судьбы этого царства. Между этими фамилиями шла ожесточенная борьба за власть и земли, в результате которой в 492 г. фамилиям Фань и Чжунхан пришлось бежать из Цзинь, а принадлежавшие им земли были поделены их более счастливыми соперниками.
В 455 г. Чжи-бо, глава фамилии Чжи, вместе с Хань и Вэй напали на представителя фамилии Чжао по имени Сян-цзы в Цзиньяне. Им почти удалось затопить Цзиньян водами реки Фэньшуй, но в последний момент Хань и Вэй, неожиданно договорившись с Чжао, убили Чжи-бо, а принадлежавшие ему земли присвоили себе. Вскоре они лишили правителя Цзинь всех земель, оставив ему лишь два уезда — Цзинь и Цюйво.
В 403 г. чжоуский Вэйле-ван возвел фамилии Чжао, Хань и Вэй в ранг чжухоу. и, таким образом, на карте Китая официально появились три новых царства.

Царство Чжао занимало южную часть провинции Хэбэй, восточную часть провинции Шаньси и земли к северу от Хуанхэ в Хэнани.

48. Горы Гоучжу известны также под названиями Яньмыньшань и Сисиншань. Расположены в северо-западной части уезда Дайсянь в провинции Шаньси. Судя по трактату «Хуайнаньцзы», принадлежащему Лю Аню (?-122 г.), эти горы уже в древности служили естественной преградой, защищавшей Китай от набегов кочевников. В период Чуньцю но горам проходила северная граница царства Цзинь.

49. Дай — название древнего царства. Уничтожено Чжао Сян-цзы, образовавшим на землях этого царства округ Дай. Округ занимал северные части современных провинций Шаньси и Хэбэй.

50. Фраза «Чжао Сян-цзы юэ Гоучжу эр по бин Дай и линь ху мо» - «Чжао Сян-цзы перешел через [горы] Гоучжу, разбил [жунов и ди], присоединил [владение] Дай и оказался в непосредственной близости с ху и мо».

51. Шанцзюнь — округ, созданный при династии Цинь. Занимал северную часть современной провинции Шаньси и бывший Ордосский аймак левого крыла в автономном районе Внутренней Монголии.

52. ***-ван — тридцать первый правитель царства Цинь (правление  337-311 гг.)

53. Земли к западу от Хуанхэ царство Вэй отдало Цинь на 8-м году, а округ Шанцзюнь — на 10-м году правления ***-вана, т. е. в 328 г-до и. э.

54. Чжао-ван, или Чжаосян-ван. Тридцать третий правитель царства Цинь. Годы правления 306-251 гг. до н. э.

55. Сюань тай-хоу (букв. «вдовствующая государыня Сюань») — мать Чжао-вана.

56. Ганьцюань — горы, известные также под названием Гуюань. Находились к северо-западу от современного уездного города Шуньхуа в провинции Шэньси. Н. Я. Бичурин принимает Ганьцюань за название дворца (Собрание сведений, стр. 44), что явно ошибочно, поскольку дворец Ганьцюань был построен на одноименной горе императором Ши-хуаном значительно позже, а именно в 220 г. до и. э. (ШЦ, гл. 6, л. 14б).

57. Лунси — округ, созданный при династии Цинь. Занимал юго-восточную часть современной провинции Ганьсу. Управление округом находилось в уездном городе Дидао, расположенном на северо-востоке от современного уездного города Линьтао.

58. Бэйди — округ, учрежденный при династии Цинь. Занимал северо-восточную часть современной провинции Ганьсу и часть бывшей провинции Нинся. Управление округом находилось в уездном городе Малин, лежавшем к юго-востоку от современного уездного города Хуаньсянь в Ганьсу.

59. Улин-ван — правитель царства Чжао. Время правления 325-299 гг. до н. э. Впервые завел легкую конницу по образцу кочевников. До этого китайцы использовали лошадей в военных целях только как тягловую силу, запрягая их в боевые колесницы, но не умели ездить на них верхом.

60. Гаоцюэ — местность, охватывавшая территорию Ордосского аймака правого крыла в провинции Суйюань, находилась к северо-востоку от озера Тангри-Нур и к западу от хребта Иньшань.

61. Юньчжун — название округа, учрежденного царством Чжао. Занимал северо-западную часть современной


Приводимые строки стихов взяты из «Кинги песен» («Ши-Цзин»). Выбор их отнюдь не случаен, и подчинен единой, логичной мысли. Первая строка заимствована из «Гимнов князей Чу» и славит военную мощь Срединного государства.

Тысяча боевых колесниц у князя,
В каждой из них два копья и два лука, украшенных
ярко-красными кистями и зелеными лентами.
У него тридцать тысяч пеших солдат.
В шлемах, украшенных раковинами на красной нити.
Вот как много у него отважных солдат.
С помощью этого отражаются жуны и ди.
С помощью этого наказываются живущие в Цзин и Шу.
Никто из них не смеет противостоять нам.

Вторая строка сообщает о походе воеводы Инь Цзи-фу на север, о победоносной войне с сяньюнями.

Наконец, третья, последняя строка, взята из стиха о походе воеводы Нань Чжуна и говорит о постройке в завоеванном северном краю стены для защиты от будущих набегов сяньюней.

Привлеченные Сыма Цянем строки посвящены не столько бедствиям, причинявшимся древнему Китаю набегами его северных соседей, сколько могуществу Китая. Это легко объяснимо национальными чувствами самого историка, изображавшего борьбу с некитайскими племенами как триумф китайского оружии.


Рецензии