Памяти Сергея Попова-Ладанова
Сергей Попов-Ладанов (14.12.1957-07.07.2024). Сергей Попов-Ладанов появился на свет в Туркмении, Туркменской ССР, близ Кушки, на границе с Афганистаном, в посёлке Тахта-Базар. Отец, Иван Андреевич Попов(1931-1997), уроженец Алтайского края (Усть-Мосиха), после окончания погранучилища проходил службу на границе с Афганистаном, уже тогда посреди кобр, фаланг и скорпионов Сергей Попов-Ладанов с отцом "держали в сибирской казачьей узде" басмачей у границы. Мать, Галина Владимировна Попова (Василькова) 1932-2020, уроженка Кировской области (Высокогорье), после окончания педучилища попала туда же по распределению учить туркменских детей русскому языку и литературе. Затем семья переехала на родину отца в Алтайский край, столицу края Барнаул. Через десять лет появился и мл. брат Андрей.
Прежде чем стать поэтом и музыкантом Сергей Попов-Ладанов прошел необычный трудовой путь. Правда первые опыты с музыкой начаты еще в музыкальной школе по классу баян, и в средней школе в период битломании, появлении новой волны рок групп, таких как Дип Пепл, Квин, Пинк Флойд, Слэйд, Свит, отечественных ВИА, тогда в недрах школы создавались первые музыкальные коллективы из ранее ушедшего Анд.Мамонова, С. Попова. Сергей Попов-Ладанов выпускник 55 школы гор. Барнаула и ист. фака БГПИ, сокурсники поражались, когда узнавали, что Сергей Попов сдавал три курса на факультете за один год. Затем служба в армии, ракетная часть в поселке Медведь Новгородской области.
Затем трудовой путь начат на заводе, лаборантом в мед. институте, учителем в школе. Затем Сергей Попов начальник по воспитательной работе осужденных в норильской колонии, там же служба с товарищем Анатолием Лобовым, который после поселился также в Алтайском крае. Затем уже в Барнауле учит старшеклассников и студентов творческим азам и азам гитары в городском центре творчества. Некоторые ученики разлетелись по свету, но остались и те, как Мих. Щукин, кто продолжил творческое знамя начатое С. Поповым. С 90-х знакомство с Игнатием Лапкиным. И только с нового тысячелетия начато написание произведения "Тимофеев сын Ермак", первое название произведения звучало "По славе первый сибиряк"
С. Григорьев (1948-2019), советский и российский социолог, оставил обзор и отзыв о творчестве Сергея Попова-Ладанова.
РУССКИЙ О РУССКОМ В СИБИРИ:
сокровенный голос ПРАВДЫ И ЛЮБВИ
Сергей Попов-Ладанов создал к 450-летию присоединения Сибири к России великолепную лирико-историческую поэму «Тимофеев сын Ермак», сказавшую нам сокровенным голосом русской культуры, русского духа с любовью Правду о великом, героическом походе казачьего отряда Ермака в сибирские земли, закончившегося его гибелью, но подчеркнувшего подлинное величие, мировое значение преимущественно мирного, хозяйственно-экономического и культурно-политического освоения русским народом сибирских земель, объединения их народов в единое великое государство. Сегодня Русь наша, российское государство переживает не лучшие времена, оказавшись в результате двух атак в 1917 г. и 1991 г., экспансии иноземной рати глобалистов в ХХ веке спелёнутым путами либерализма, информационными и финансовыми сетями инородцев, имеющих за пределами нашей страны свои национально-государственные образования, агрессивные центры международного влияния, ведения финансовых и психологических войн. Судьба русского государства и человека оказалась на грани катастрофы. Это особенно отчетливо, ясно видно на фоне возрождения национально-государственных основ развития народов целого ряда государств постсоветского пространства, развивающихся стран, освободившихся в ХХ веке от колониального гнета, на фоне целого ряда исторических дат, свидетельствующих о великой глобальной цивилизационной роли русских в истории Европы и Азии, Африки и Америки, совершивших исторический эксперимент по строительству подлинно справедливого общества.
Исторический сюжет с добровольным, мирным присоединением большей части Сибири к России четыре с половиной века назад сегодня видится нам знаковым, характерным для русской и мировой истории событием. Особенно рельефно это видно в сравнении с США, экспансией европейских пионеров – покорителей индейский племен, уничтоживших менее чем за столетие около 40 миллионов туземцев, коренных народов Америки.
Поэма, исторический роман в стихах Сергея Попова-Ладанова демонстрирует нам уникальную способность нашего народа к мирному сосуществованию, сотворчеству с другими народами, его дар дарить себя другим, истории человечества самозабвенно, масштабно, бескорыстно, увлекая, зовя вперед во имя жизни, социального прогресса, Добра, Веры и Правды, Надежды и Любви. Автор не столько говорит об этом, сколько вещает, поёт голосом Баяна, создателя «Слова о полку Игореве».
Это впечатление усиливает созданный и озвученный им осенью 2005 г. радиофильм по Алтайскому краевому радио о Ермаке, в основе которого историческая поэма «Тимофеев сын Ермак», прозвучавшая не только в стихах, но и в песенно-былинном исполнении автора. Великолепная вещь, возрождающая русское национальное самосознание, культуру чувствования, восприятия русским человеком своей героической истории, своей великой многострадальной Родины, ее судьбы.
В современной русской поэзии, в художественном творчестве, в историческом эпосе появилась величина, призванная стать точкой отсчета, камертоном возрождения нашей духовной и культурно-исторической мощи, наряду с творчеством таких современных русских поэтов, как Нина Карташова и Николай Костров. Очевидно, что если даже Сергей Попов-Ладанов не напишет больше ни строчки, он уже останется в русской поэзии начала двадцать первого века явлением, ознаменовавшим начало Русского духовного возрождения. И, может быть, знаменательно то, что этот первый крупный шаг нашего земляка, Алтайского поэта и композитора, оказался связанным с историей освоения русскими Сибири, с именем первопроходца нашего движения на Восток – Ермаком, выдающимся русским человеком эпохи Ивана Грозного, очерненного, оболганного сегодня мировой закулисной явно не случайно.
Мы можем поздравить себя с тем, что у нас теперь есть великолепная поэма, исторический роман в стихах о Ермаке! Но еще более нас должен радовать и усиливать тот факт, что у нас есть такой русский поэт как Сергей Попов-Ладанов, что он работает во имя освобождения от иноземного гнета нашего народа и государства, что он живет, трудится в Сибири, в нашей России, возрождающейся духовной мощью сибиряков, великой русской культурой, сокровенным русским словом, озвученной им Правдой, памятью о подвигах, исторических деяниях русского народа на громадных сибирских просторах.
С.И. Григорьев,
д.с.н., проф.. чл.-корр. РАО, декан ФС АлтГУ,
председатель Координационного совета
МОО «Объединение социологов Сибири»,
вице-президент Российской социологической ассоциации и РОС,
академик Петровской академии наук и искусств.
Из "Тимофеев сын Ермак"
22
Сибирь… Великое пространство
Неисчерпаем клад хранит.
Зимы суровой постоянство,
Определяющее быт.
Острят: дурак, мол, не застудит
Мозгов, а умный жить не будет;
Но ведь живут здесь без тоски
Какой уж век сибиряки.
Мороз за сорок – веселятся,
Тулуп, ушанка и пимы,
Стакан на грудь, и – прах возьми,
Попробуй-ка, мороз, добраться.
А каждый в битве стоит двух –
В здоровом теле крепкий дух.
23
В изустных и живых преданьях
Князь-атаман здесь жив окрест,
Здесь имя Ермака в названьях
Звучит доныне многих мест.
Здесь даже бедные жилища,
Где хлеб порой одна лишь пища,
Украшены, как никого,
Изображением его.
Ермак там видом чуть дороден,
В рост средний, крепок, сановит,
Широкоплеч. Лицо круглит,
Брада черна, лик благороден:
В волнах темнокудрявых влас –
Зерцала быстросветлых глаз.
24
Ермак, как муж натуры сильной,
Изображается вождём,
С душою пылкой и обильной
И с проницательным умом.
Я видел гобелен богатый,
Сюжет на нем замысловатый:
На черном бархате – Ермак.
Ночь, под горой Чувашьей враг
Томится злобною истомой.
Шит серебром луны Иртыш.
И окружен герой наш лишь
Дружиной; в смертный бой ведомой.
Торжественен героя вид.
Ермак как будто говорит:
25
«Ещё скажу: нет малодушных
Средь нас, все в ратном братстве мы.
Нам не к лицу в перинах душных
В болезнях ждать последней тьмы.
От века в битвах непристанных
Мы били нехристей поганых
И будем бить их не числом,
А верой нашей, со Христом!
Сподвигнемся! Уж полна чаша!
Закрутим, братцы, круговерть!
И в этих странах и по смерть
Не оскудеет память наша,
И слава вечно будет там!
И да поможет Бог всем нам!»
26
Века прошли… Слова те правы!
Иртыш, накрыв его волной,
Не поглотил героя славы,
Ермак – народный наш герой.
Не средь смутьянов и злодеев
Кондратий, декабрист, Рылеев,
Его же нам живописал,
Хоть жертвой сам смутьянства стал…
Там каждого Господь рассудит,
И суд тот – неисповедим…
Ермак! Всё сделанное им
Ни смерть, ни время не остудит.
За други душу положив,
Да будет в нас он духом жив!
27
России сын! Какой награды
Достоин ты? Путём твоим,
Тебе вслед русские отряды
В Сибирь один шли за другим!
Чтоб завершить завоеванье,
Россия слышала призванье;
Ермак с сподвижниками звал
За Пояс Каменный – Урал.
В течение веков грядущих
России земли разрослись.
Пределы тех земель сошлись
С пределами держав могущих,
Которым путь иной был дан –
К Америке чрез океан.
28
Тайгой шла Русь. В лесах, где волки
Лишь выли, там в напряг труда
Остроги строились, поселки,
И заводились города.
И мал-помалу, век за веком,
Шла вера с русским человеком,
И в тьме языческой земли
Там Храмы Божии взросли.
Осваивалась кладовая.
Чего там не было, Бог мой,
В необозримой кладовой!
Алмаз, руда ли золотая,
Без края ль лес в морях воды,
И звероловств пушных плоды –
29
Все то, о чем и не размыслишь
Во всю пространственную ширь,
Все то, чего не перечислишь
В богатствах, -- вся эта Сибирь
России целиком досталась,
И ей Россия прирасталась
Воистину и навека!
Что есть нам имя Ермака?
Не то что метеор Тунгусский,
Что ярок был – но нет его,
И не осталось ничего.
Ермак оставил след неузкий
В отечестве, как воин русский,
Первопроходец, князь-казак,
По славе первый сибиряк.
30
Где духа русского истоки,
И кто почином даст пример,
Когда судьба возносит в сроки
Скрещения веков и эр?
Полны таинственного смысла
Движенья звезд, событья, числа,
Переплетенья войн и воль.
Не потеряла ль силу соль?
Как воздух нам нужна идея
И движущий её герой –
Союз, как струн Боянных строй,
Когда, ко слуху песнь навея,
Душа-лебедушка персты
Слагает в образ красоты.
31
Не много слов для песни надо,
Где вещ Боян князьям поет.
Там чувства звучная отрада
В душе любовью расцветёт.
Вдруг мир с бездонной синевою
Рекой прольётся голубою,
И вспыхнет жизнью, будто цвет,
Во всей красе весь белый свет.
Там трав ликующих сиянье,
В росе горящих пред зарёй,
Там россыпь звезд во тьме ночной,
Там грусть прощеньем на прощанье
Нисходит в лет ушедших дым
Со счастьем кратким и простым.
32
От юных дней произрастанья,
За чередой цветущих лет
Нас ждут болезни увяданья
И смерть, увы, за ними вслед.
Смерть – гордым нам вовек наука,
Она без спроса и без стука
Войдет, и кто бы кем ни был,
С ней спорить не достанет сил.
Всегда проста и чрезвычайна,
Чертит над прущей суетой
Черту срубающей косой,
Никем не выданная тайна.
Но выкуп дан ей – крест и кровь,
«Ибо крепка, как смерть, любовь».
33
Что Богу от России надо?
Любви, Надежды, Веры в ней
И в кротком покаянье взгляда,
Который синевы синей.
Но черный зрак ей в сглаз неверья
Был дан. Соблазн павлиньи перья
Раскрыл и ослепил народ.
И грянул рабством черный год.
И чем сильней была потреба
Бытоулучшить Русь под мир,
Тем лживей приходил кумир
С посулом зрелища и хлеба,
И был над слёзным морем смех,
И общий не раскаян грех.
34
Грех - есть вражда блудящей плоти
От Бога душу оторвать
В соблазне ложном: «Не умрете,
Но будете, как боги знать
Добро и зло». Что ум без Бога?
Душа влачится до порога
Вне страха вышних воль Его,
Покуда смерть, и – ничего?
Там два пути чрез суд мгновенных.
Там дай нам Бог, не в козлищ быть,
Все лучшее душой явить
На пире душ благословенных,
Где нет ни времени, ни вех,
Но всяческое Бог во всех.
35
Не дай мне Бог, рабу, жеманства
И лжи блудливой на пути.
Дай времени и постоянства
Молиться: Господи, прости!
Когда один с ночной мольбою
Стою согбенный пред Тобою,
В грехах, я мерзок сам себе.
Но с верой вновь иду к Тебе.
Помилуй, Троица Святая,
Спаси меня и сохрани,
Чтоб в сколь ни будь земные дни
В душе, как истина простая,
Была любовь, и мир, и свет,
И Твой прощающий ответ.
****************************
Земная жизнь - светло и важно,
Плывет красивая до слез,
Под синью неба, зелень влажна,
Кудрявых шелестит берез,
И солнца свет, какая сила,
Земля, ее вобрав, застыла,
В соитии семени плода,
Так было до нас всегда,
Мы же мимолетностью своею,
Похожи так на мотыльков,
Но как нам жаль, полей, лесов,
В них пропорхнув,
Жалею со смиренной грустью я о том,
Что мы когда-нибудь умрём,
Нас погребут, помянут в смерти,
Но то что мыслит в нас сейчас,
Души не погребут, поверьте,
И там где гроб не будет нас.
В этих строках автор подчеркнул, бренность земного пути для каждого, и что откроется каждой душе, переход в вечность на Суд Божий и ко Господу.
Свидетельство о публикации №224081001115