Деревенская валюта

  В 80-е почти все деревенские жители имели свое хозяйство: несколько картофельных огородов, куры, поросята, кролики, утки, гуси и у особо отважных был крупнорогатый скот: коровы и быки. Все это добро приносило, конечно, редкие моменты радости, но хлопот и забот было выше крыши.

  Во- первых, в свободной продаже не было комбикорма и его доставали по блату. Моя мама работала бухгалтером на базе и при первой возможности сразу выкупала несколько мешков комбикорма, которые отец грузил в коляску и на багажник своего ИЖ-Юпитера-3 и волок за 100 километров к бабушке в деревню - то еще приключение. В помои для коровы и порося всегда крошили буханки, поэтому надо было занимать в обед очередь в «Сельмаг», чтобы купить 5 «черного», зазеваешься, поленишься- хлеба не хватит и тогда только сухари размачивать, которые животные не особо любят. Однако, комбикорм и хлеб- это, можно сказать, только прелюдия к тем «приключениям», которые происходили каждый год в теплое время года.

   И так, ранняя весна и надо распахать все огороды, чтобы посадить картошку. Потом, надо развезти навоз, чтобы удобрить посадки. Летний сенокос- огромный труд скосить и высушить траву, но эти пару, тройку стогов надо перевезти и загрузить на сушила в сарае. Ближе к концу лета надо транспортировать собранный урожай, а потом опустить в погреб. В общем, без трактора никуда, да и людей тоже надо просить о помощи и платить за все. Бабушка получала совсем небольшую пенсию6 да, дети помогали, но этого было недостаточно, поэтому взаиморасчет производился в деревенской валюте.

  Совсем не секрет, что, как правило, категория работников- трактористов не равнодушна к спиртному. Водка была дорогой, вино они употребляли  только на опохмелку, поэтому в почете был деревенский первак, являвшийся свободно-конвертируемой местной валютой. При плохом раскладе, наличкой могли попросить заплатить за солярку, но, как правило, ее количество  в совхозе была достаточным и человек, отвечавший за заправку, был таким же «любителем» градуса, как и трактористы. Таким образом, еще одним послушанием моего отца была доставка с базы сахарного песка и дрожжей. Бабуля ставила брагу, потом перегоняла и добавляла свои секретный ингредиенты. Ее напиток был наивысшего качества и пользовалс особой популярностью и брался в качестве оплаты почти за все виды работ.

  Я была сам свидетелем, как соседи приходили и просили бабушку продать за наличку ее самогон, потому что тракторист за работу ничего другого не принимал. Такие вот были интересные товарно-денежные отношения, и, как ни странно, у людей не было культа зарабатывания денег, а на лицах сверкала искренняя улыбка, а что если по пьяной лавочке и подерутся, то и сразу помирятся, а с утра, изволь, быть на работе. Не было особо ничего в Сельмаге, а в Москву ехать- не ближний свет, вот и вынуждены были люди решать вопросы продовольственного обеспечения на месте, как могли, а хорошо это было или плохо- не берусь судить, просто жили-были, не тужили…..


Рецензии