Может выйдет, может нет

Иногда лучший способ погубить  человека,                это позволить ему самому выбрать судьбу. (Булгаков - Воланд).
         Много, много лет тому назад, в Москве вечером после работы я лежал на раскладушке в окружении плитки, мешков с цементом и читал объявления о работе. И часто встречал фразу Требуется сотрудник с абстрактным мышлением. В Ялте о такой фразе до сегодняшнего дня даже не слышали. Да и зачем это непонятное мышление в маленьком городе? Есть умные начальники, есть глупые подчиненные, какое такое мышление? Есть  вероятность, что умные подчиненные с дурацким мышлением  будут постоянно раздражать руководителя. Кто – то же тогда должен быть дураком.  Не начальник же?  Шеф, всегда  считает себя  полубогом.   В провинции нужны только хорошие и лояльные  исполнители.                Позже об этой фразе вспомнил, когда работал в Севастопольском детском парке «Лукоморье». Изначально при СССР парк был заложен Морским заводом. Были деньги, была хорошая идея. Появились даже несколько достойных  скульптур. Но, перестройка и девяностые все эти задумки старательно засунула коту под хвост. Причем не такому как мой. А облезлому с помойки.  Парк превратился в пустырь. Конечно, если бы это было в Ялте, то его  лихо продали  под застройку. Но это Севастополь. Это немного другие люди. Откуда не возьмись,  появился человек с этим пресловутым абстрактным мышлением. Думаю, он сам об этом мышлении и не знал. Но природа, матушка знает  кто  ху из ху.  Средней руки предприниматель. Ветеринар по образованию. Успешно занимался туристическим бизнесом и жил себе как многие из нас. Пока однажды ночью  не обнаружил на кухне Музу, покровительницу искусств. Нет, нет,  не как у Высоцкого – Посидела, посидела и ушла.  Муза,  не моргая внимательно смотрела на предпринимателя. Николай, Николаевич, стоял в ступоре. Человек он семейный, мало пьющий, откуда взялась эта дама и что скажет жена - было написано на его вытянутом лице. Тем временем муза – поправила складки пеплоса – Ну, что Коля, хватит заниматься всякой ерундой.  У тебя другая судьба. Судьба творца. И не важно, что ты в детстве хвосты коровам крутил. Пришло время.  Не стоит отвергать руку, протянутую сверху. Если он обидется - Муза показала пальцем наверх - уже в лодке Харона ты станешь  мучаться,   что не выполнил своё предназначение.  А что будет дальше, ты даже не представляешь.                Муза, посмотрела в окно, погрозила коту пальцем, поправила перед зеркальцем волосы и  и исчезла.
          Утром Николаевич, не мог понять, это было во сне или наяву. Посмотрел,  кому грозила муза. И увидел за окном другой мир. Мир в котором было два восходящих солнца и красный,  заглядывающий в комнату кот. Включился приемничек. Комнату наполнила задорная песня в исполнении    Джахарханяна о веселом сапожнике. 
Только не надо переживать,
Только не надо перебивать.
Может быть, выйдет, а может нет,
Новая песня вместо штиблет?
Николай Николаевич только сейчас понял, что это легкая песенка  имеет глубокий сакральный смысл. Именно она послужила началом новой жизни. Николаевич неожиданно вспомнил  о заброшенном парке. Возникло  дикое неосуществимое  желание вдохнуть  в этот пустырь жизнь.                Чтобы заниматься творчеством не всегда требуется образование. Больше,  наличие желания и  понимания конечной цели. Туристический бизнес Николавевич,  сворачивает к удивлению близких людей. Все охают и ахают – Пролетишь! Обанкротишься!                Но,  парковому пионеру уже не до этого.  Все мысли занимает проект и его детали.           Когда есть средства в виде федеральных вливаний или грузовики денег, заработанные непосильным трудом на шахте, ума для осуществления проектов особого не требуется. Его избыток только мешает.   А тут остатков  бизнеса хватит разве что на уборку территории и ремонт  туалета.  И тут появляется оно  - абстрактное мышление. Тот редкий случай, когда дилетант, способен осуществлять  неосуществимое.  То,  от чего отказываются  профессионалы,  зашоренный образованием,  законами физики и искусства.          В те времена Севастополь имел жирные мусорники.  Металл, дерево, б/у стройматериалы и прочее. Николаевич свою тойёту, превращает в грузовичок. Парк поднимают пьяницы – художники и пьяницы - строители. Ведь профессионализм  не пропьешь. Берут не так много, и делают, делают.  Мажут, пишут, возводят. Николаевича – попёрло. Перешел на художку.                - Здесь будет скульптура, здесь, музей – захватывающе рассказывает мне при первой встрече.
Я ему – Нельзя такой объем возводить на соплях.
- Можно, можно Володя. Это не небоскреб. Вот уведешь.
И увидел. Получилось.  Понимая, что в художественном плане пробел в образовании, Николаевич, вместо тяжеловесного худсовета, который, ни шагу не сделает  без вознаграждения, привлекает профи высокого класса, но низкого социального статуса.   Севастополь богат измученных творчеством  со  светящимися  носами художников. Одного  из них Михаила  Ивановича,  Николаевич,  пригласил в качестве работающего консультанта. Человека весьма потрепанного, зато с с интеллигентным благородным лицом. Разве что синяк. Но это временно. Во время собеседования предупредил -  Я, знаю,  что вы заканчивали Суриковку, что имеете много достойных работ, но помните, в этом парке будут играть дети. Никаких  левых художественных закидонов  как в анекдоте
— Подсудимый, почему вы наложили кучу перед дверью отделения полиции?
— Я художник, я так вижу мир!
Не должно быть.
Михаил Иванович получил кабинет в виде старенькой бытовки и зажил там припеваючи. Свою  двухкомнатную квартиру в городе, с приклеенной к  телевизору  супругой посещал разве что по  великим праздникам. Чтобы помыться и поругаться. А так утро в бытовке, начинал с разговором о прекрасном, былых временах и проектах шефа. Затем, обход парка с контролем ведения худработ. Оставшее до обеда время возился  с резцом или кистью перед бытовкой.  Время обеда – возлияние.  И, разговор со мной о великих художниках.  Затем фиеста. Ровно в 15.00 опять  обход парка. Опять возня с кисточкой. В 18.00 – возлияние.  Разговор со мной  о великом.  Какая квартира, какая телевизионная жена?  Свобода и пустые беседы о прекрасном для художника- панацея от всего худого в этом мире. Я, конечно,  вел себя поскромнее. Не люблю выпивать на работе.                Николаевич, консультанта терпел  за профессионализм. По человечески жалел и считал талисманом парка. Предлагал свой душ, на что художник отвечал – По сравнению с иранским дядюшкой Хаджой, я образец чистоплотности. Тот не моется всю жизнь и курит сухие экскременты  животных, а я не моюсь не более месяца.  И курю нормальные сигареты. Пью, хорошую  водочку.                Я, Николаевича успокаивал  -  И, действительно, зачем художнику  мыться? Эти мелочи отвлекают от творчества и размышлений.  А кто не может зайти в подсобку по причине дурного запаха, пусть беседует с Иванычем на улице.
          День за днем, месяц за месяцем парк преображался. Николаевич, что тот Фигара. То там, то здесь.  Человек – ракета. Мой помощник – сварщик, хвастается  своими титановыми вставками в теле. Травмированным глазом и шрамом на животе.                - И всё производственные травмы – с гордостью заявляет он.                Наверное,  он их приравнивает к боевым увечьям.  Варим основу будущей скульптуры. Помощник, остервенело пилит болгарой. Искры фонтаном.  Кричу  – Вася , блин, одень,  очки! Ты и так живой терминатор! Вася поворачивает улыбающуюся голову
 – А – а,  х…ня - я!                Ну, как в жизненном анекдоте.
- Осторожно, бабушка, здесь лестница.
А-а,   х…..ня – ня – ня –я –я!
Подобное   можно встретить только у нас. Это наш менталитет. И смешной и грустный.
          Скульптура, за скульптурой. Объект за объектом. Интереснейшие оригинальные шоу - программы для молодежи. Музеи,  которые позже копировали другие культурные объекты. Типа, музея художника Коровина. И т.п.                И за всем этим стоит человек с абстрактным мышлением, без профильного образования.  Который,  некогда крутил хвосты коровам. 
Может быть, выйдет, а может нет,
Новая песня вместо штиблет?


Рецензии