Катехизис поэтов и писателей

– Писатель, поэт, почему ты пишешь?

– Ты пишешь не потому, что хочешь что-то сказать, ты пишешь, потому что тебе есть что сказать (Фитцджеральд)
 


 – Кто такой поэт?

 – Поэт это скорее тот, кто вдохновляет, чем тот, кто испытывает вдохновение
  (Поль Элюар)


 – Как творчество подлинного поэта становится всеобщим достоянием?

– Поэт следует собственной идее, но эта идея приводит его к необходимости вписать себя в кривую человеческого прогресса. И мало-помалу мир входит в него, мир поёт через него (Поль Элюар).


– Кем являются родители стихотворения?

– Отец стихотворения — поэт; мать — язык (Оден).


– Сколько категорий писателей существует?

– Всех писателей можно разделить на две категории. Для одних главное - высказаться. Вторые хотят быть еще и услышанными (Довлатов)



– Что такое язык?
– Язык — это оружие литератора, как ружьё — солдата. Чем лучше оружие — тем сильнее воин (Горький).


– Что может быть хуже плохого стихотворения?
– Нет ничего хуже плохого стихотворения, которое задумывалось как великое (Оден).


– Может ли вселенная писателя исключать что-нибудь?

– Вселенная писателя не должна ничего исключать (Камю).


– Какие обязательства возлагаются на избравших литературную профессию?
– Два обязательства возлагаются на всякого, кто избирает литературную профессию: быть верным факту и трактовать его с добрым намерением (Стивенсон).




– Стоит ли пишущему говорить лишнее в своих произведениях?

– Пишущему лучше недоговорить, чем сказать лишнее (Камю), и кратость – сестра таланта (Чехов).


– Имеет ли право писатель писать о том, чего не знает, чего он не пережил?

– Отвратительно, когда писатель говорит, пишет о том, чего он не пережил. ...Не может человек по-настоящему разделить чужое горе, которое не видит собственными глазами (Камю).


– Кто такие плохие писатели?
– Плохие писатели те, кто пишут, считаясь с внутренним контекстом, не известным читателю. Нужно писать как бы вдвоем: главное здесь, как и везде, — научиться владеть собою (Камю).  Одновременно следует помнить, что интересы писателя и читателя никогда не совпадают — разве что по удачному стечению обстоятельств (Оден), и именно поэтому писал Пушкин: "...поэт,   не дорожи любовию народной".

– Может ли создать серьезное, талантливое, гениальное произведение человек, который принципиально или по определенным обстоятельствам не читал Библию, Гомера, Шекспира, который незнаком с восточной поэзией и американской литературой?

– Нет, ограниченный, самодовольный писатель или поэт ничего серьезного, талантливого и гениального написать не может. Классическое образование – основа, хотите вы этого или нет. Именно оно вразумляет и отрезвляет вас в тот момент, когда вы, в наивности или глупости своей, полагаете, что создали что-то новое. Классическое образование лечит от гигантомании и надменности – поверьте, до вас было сказано куда больше, чем вы можете предполагать.


– Может ли гениальное произведение основываться на ненависти или презрении?
– Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении (Камю).


– Зазорно ли писать для массовых изданий?
– Я не понимаю, почему считается зазорным писать для массовых изданий. До тех пор, конечно, покуда они не вмешиваются в твои тексты. Конечно, они могут изменить пару слов, чтобы текст был более понятными. Это ничего не решает. А вот когда они просят изменить направление твоей мысли, это уже проституция (Оден). И если вы меняете направление своей мысли, то произведения ваши будут проданы, ведь чтобы писать легко продающиеся книги, нужно иметь легко продающиеся мозги (Хаксли).

– В чем заключается цель писателя?

– Цель писателя — сохранить цивилизацию от самоуничтожения (Камю).


Рецензии