Мир Театра и Театр Жизни. Мастер и Маргарита

Исследование сохранения живого произведения театрального искусства

Жизнеописание постановки "Мастер и Маргарита" Сергея Эдуардовича Алдонина Музея-Театра Булгаковский дом

(постановка от 10.08.2024, амфитеатр "Яма")

"Фантасмагория по Булгакову"

    Вечный Театр, Мир огромный
    Единили небеса...
    Тот спектакль, мне знакомый,
    Я запомню навсегда...

Это настоящий Театр Жизнь. В амфитеатре, о котором писал Ницше как о природных началах театра и его связи с миром, в самой жизни под открытым небом, раскинувшимся над столицей, живёт и длит действие со страниц вечной рукописи спектакль "Мастер и Маргарита". Это понимание истинного театрального действия, когда в едином постоянстве времени и места встречается искусство Шиллера, "Фауст" Гёте и "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, и тот самый бессмертный хор жизни сатиров в древнем амфитеатре, упоминаемый Ницше, природы и искусства, тоже понимание невечной, но постоянно продолжаемой жизни, воплощаемой через театральное действие и длящейся благодаря ему. И вот представьте современных людей, меняющиеся поколения, и превечные формы, вековые здания, переживающие поколения, и роман на века...

Вы можете менять места, но само время, пытались ли вы менять его? И это возможно! Сегодняшняя постановка - это мастерство работы с "театральным измерением". Сами события, истории и времена соединялись. Место на Патриарших прудах материализовалось на прудах Чистых, которые из-за трамвайных путей так ассоциируется в действительности с местом из романа, - и вот оно воплощение, среди Москвы, здесь и сейчас, а после спектакля, когда на столицу вслед за дождём ухнула темнота ночи, - вас точно самих унесло в рассказываемую Воландом историю на Патриарших, остановившую время и забравшую двух слушателей, и вдруг продолжившую этот бег времени, вернув литераторов обратно на скамейку под липами. Работа с самим живым призведением театрального искусства и позволила соединить те самые времена и пространства через перестановку и соединение сцен: из Варьете вы уноситесь с громом и молнией к беседе Мастера и Ивана, а затем совершение действительного чуда - явление после рассказа о Маргарите самой любимой Мастера - это сотворённое волшебство - сквозное действие через несколько сливающихся друг с другом сцен - таково мастертство работы с живым произведением. И отличительной чертой явлется тонкая работа с текстом, к примеру, ведение повествования от первого лица, когда Иван Бездомный рассказывает самим зрителям о погоне за таинственным иностранцем, или словно опутывание словами из текста романа Ивана находящимся везде и всюду рядом с поэтом Фаготом. А вот и ещё волшебство - воплощение самой постановки, прежней, её истории, и появление в роли Маргариты Екатерины Волковой. Это ли не магия, когда воедино сплетаются литературное произведение и живое произведение театрального искусства, театральное действие и действие жизни. И не смотря на звуки открытого пространства городских улиц, само звучание живого произведения лучит свою энергетику, притягивая зрителя, продолжая рассказ истории Мастера, и пение в конце переходит в голос скрипки, грустный и чарующий, но живой и утверждающий жизнь и счастье для любящих людей...
 
Живое полотно открытого пространства через амфитеатр в жизнь позволяет вовлекать саму окружающую обстановку: то проедет трамвай, то дождь аккомпанирует спецэффектам. И в дальнейшем можно совершенствовать постановку для амфитеатра, работая с освещением, например, резкая и затем задержанная световая вспышка даёт возможность актёрам уйти в темноту и сменить действие. Или возможности работы с тёмным полотном на открытой сцене, когда в пространстве "пятого измерения" не видно актёров, но звучат голоса свиты Воланда, сами полотна можно приводить в движение, будто это тени "магической пятёрки" словно духи витают в этом открытом всей столице пространстве сцены, уходящей через ступени амфитеатра и улицы в город и дальше, унося действие за пределы привычной современному зрителю сцены, творя действие жизни...

Мир театра волшебен, но на этот раз два мира, действительность и тетральное искусство, пошли навстречу друг другу и соединились под летним небесным сводом, и зрителями становились проходящие мимо прохожие, а воплощённые персонажи обрели жизнь. Это прекрасное воплощение, и оно свершилось, чтобы и впредь обрести новое свершение, потому что это не только Мир-Театр, но и Театр-Жизнь...

В конце вслед речи Ивана Бездомного, озвучиваемой словами Иешуа о том, что смерти нет и человечество будет смотреть на солнце сквозь чистый кристалл, в сцене прощания Мастера и его ученика, ответный монолог Маргариты о покое для Мастера, о вечном доме и друзьях, перешёл в песню о счастье, отзывающуюся болью
в сердце...
Счастья всем вам, мира, добра, любви...


Рецензии