Пушкин. Годовщина смерти как праздник
В России этот странный обычай зародился в 1850-х – 1900-х гг
Согласно исследованиям Маркуса Ч. Левитта (см. Литература и политика Пушкинский праздник 1880 года. — СПб. Академ. проект_1994) сия бесовщина родилась на толерантном Западе (Европе) и проникла в 1840-х в Россию. Ближайшие исторические события – шекспировский праздник и годовщина со дня смерти Шиллера в 1855 г. (см. там же также внимательно)
Российская интеллигенция и санкционирующая ее желания и публичные планы власть не стали долго томиться и в 1865г отметили 100-летие со дня … смерти М.В. Ломоносова
Поскольку орать ором и голосить хором: Ура! Он помер! Выпьем! Было как-то всем не совсем комильфо-льно, то родился и учредился ритуальный канон посмертного праздника, включавший:
1) Литургию и панихиду
2) Торжественный акт в Академии наук
3) Выставку изданий и материалов
4) Издание сочинений юбиляра
5) Издание сборников материалов его памяти
6) Публичные лекции
7) Торжественный обед по подписке
8) Литературный вечер
Смерть литератора в русской культуре отмечена мученическим ореолом
Затем жертвой ритуала стал А.С. Грибоедов – 3-0 января 1879 г отметили 50 лет со дня его гибели в Иране. СМИ (в частности Голос) писал о странной мысли праздновать именно день смерти, тем более убиения…». Но … перрон уже пошел вслед за праздничным поездом. Это была репитиция: впереди маячил памятник Пушкину на московском бульваре …
50-летний юбилей (1887) со дня ликвидации Пушкина прошлепали … да и видно властям неудобно было санкционировать торжества по поводу убийства Поэта с участием Романовых… По той же причине вероятно не было ритуала (1881) по поводу по 40-летия убийства М. Лермонтова Мартыновом, никак за то не наказанным по закону
Предложение не включать в ритуал трапезы, пения и чтения … было отвергнуто …. Типа : а на фига тогда все это … Нам весело пити и жрати.
Открытие Пушкину памятника в Москве прошло с такой помпой и с такими легендарными речами Тургенева и Достоевского, что и сейчас волны этого омута плывут в эфире толкователей
Затем в мае 1898 отметили 50- лет смерти критика Белинского
Но именно начиная с пушкинских тожеств 1880 г ритуал стал иметь важное идеологическое значение и все мысли о кощунстве пляок на костях (макабр) утонули в пьяном загуле и тщеславии ораторов
Страна россиян ь бурно торжественно отметила смерти Чернышевского. Герцена, Достоевского Добролюбова, Некрасова , Тургенева …
В 1937-ом 100-летняя годовщина ликвидации Пушкина стала апофеозом мракобесия и политиканства. Белоэмигранта вопили – он наш, фля, дворянский и помещичий чел! В ответ стоял ор: Не, пидарасты = Но посран! = Пушкин наш - советский! Он декабрист, баррикадник, народный поэт и … мы ждем когда ж он зайдет за партбилетом А тех, кто сжег Михайловское и даже дроги, на которых везли его гроб на соломе под простой рогожей, мы найдем и на кол "посадем»"
***
Истопники:
Вдовин Алексей. Годовщина смерти литератора как праздник становление традиции в России (1850–1900-е гг.)
Левитт Маркус Ч. Литература и политика Пушкинский праздник 1880 года. — СПб. Академ. проект_1994.
Свидетельство о публикации №224081000312