Пушкин. Годовщина смерти как праздник

И-тая годовщина смерти как праздник – это нечто, противоречащее здоровому здравому смыслу, этическим неписанным и религиозным канонизированным нормам
В России этот странный обычай зародился в 1850-х – 1900-х гг

Согласно исследованиям Маркуса Ч. Левитта (см.  Литература и политика Пушкинский праздник 1880 года. — СПб. Академ. проект_1994)  сия бесовщина родилась на толерантном Западе (Европе) и проникла в 1840-х в Россию.  Ближайшие исторические события – шекспировский праздник и годовщина со дня смерти Шиллера в 1855 г. (см. там же также внимательно)

Российская интеллигенция и санкционирующая ее желания и публичные планы власть не стали долго томиться и в 1865г отметили 100-летие со дня … смерти М.В. Ломоносова
Поскольку орать ором и голосить хором: Ура! Он помер! Выпьем!  Было как-то всем не совсем комильфо-льно, то родился и учредился ритуальный  канон посмертного праздника, включавший:
1) Литургию и панихиду
2) Торжественный акт в Академии наук
3) Выставку изданий и материалов
4) Издание сочинений юбиляра
5) Издание сборников материалов его памяти
6) Публичные лекции
7) Торжественный обед по подписке
8) Литературный вечер

Смерть литератора в русской культуре отмечена мученическим ореолом
Затем жертвой ритуала стал А.С.  Грибоедов – 3-0 января 1879 г отметили 50 лет со дня его гибели в Иране. СМИ (в частности Голос) писал о странной мысли праздновать именно день смерти, тем более убиения…».  Но … перрон уже пошел вслед за праздничным поездом.  Это была репитиция: впереди маячил памятник Пушкину на московском бульваре  …

50-летний юбилей (1887) со дня ликвидации Пушкина прошлепали … да и видно властям неудобно было санкционировать торжества по поводу убийства  Поэта с участием Романовых… По той же причине вероятно  не было ритуала  (1881) по поводу  по 40-летия убийства М. Лермонтова Мартыновом,  никак за то не наказанным по закону

Предложение не включать в ритуал трапезы,  пения и чтения …  было отвергнуто …. Типа : а на фига тогда все это … Нам весело пити и жрати.

Открытие Пушкину памятника  в Москве прошло с такой помпой и с такими легендарными речами Тургенева и  Достоевского, что и сейчас волны этого омута плывут в эфире толкователей

Затем в мае 1898 отметили 50- лет смерти критика Белинского

Но именно начиная с пушкинских тожеств 1880 г ритуал  стал иметь важное идеологическое значение и все мысли о кощунстве пляок на костях (макабр) утонули в пьяном загуле  и тщеславии ораторов

Страна россиян ь бурно торжественно отметила смерти  Чернышевского. Герцена, Достоевского Добролюбова, Некрасова , Тургенева …

В 1937-ом 100-летняя годовщина ликвидации Пушкина стала апофеозом мракобесия и политиканства. Белоэмигранта вопили – он наш, фля, дворянский и помещичий чел!  В ответ стоял ор: Не, пидарасты = Но посран! = Пушкин наш - советский! Он декабрист, баррикадник, народный поэт  и … мы ждем когда ж он зайдет за партбилетом  А тех, кто сжег Михайловское и даже дроги, на которых везли его гроб на соломе под простой рогожей, мы найдем и на кол "посадем»"

***
Истопники:
Вдовин Алексей. Годовщина смерти литератора как праздник становление традиции в России (1850–1900-е гг.)
Левитт Маркус Ч. Литература и политика Пушкинский праздник 1880 года. — СПб. Академ. проект_1994.


Рецензии