16. Праздники маздеистов
«В декабре – 8, 15 и 22-го – маздеисты празднуют Деган.
22-го у них «День рождения Солнца», древний праздник Митры, Победителя тьмы, культ которого в своё время был распространён по всей Римской империи.
В один из этих дней в древности царь, облачённый в специальную белую одежду, публично разбирал жалобы своих подданных и судил. В этот праздник зажигали множество огней, почему его и называли «праздником тысячи ламп».
Празднику «Рождения Солнца» маздеисты придают большое значение. Они говорят, что Солнце рождается для новой жизни в том смысле, что в момент поворота земли к нему сила Солнца, вся сконцентрированная в нём энергия, достигает максимального напряжения в этот день и час и минуты.
Связь огня с солнцем (пламя на алтаре) символизирует Дух, вечно обновляющий всё существующее.
Плоды, хлеб, вино и мёд представляют собой символ четырёх начал, лежащих в основе метафизического и видимого мира.
Праздник Фравардин бывает перед Новым годом (Нам Руз) 21 марта и занимает тоже несколько дней, из которых каждый имеет своё особое название.
Во время Фравардина день 16 марта посвящён душам усопших и называется «День душ». По верованиям маздеистов, раз в году душам умерших разрешается посещать своих близких. Это очень интимный и высокодуховный день.
Каждый дом верующих зороастрийцев в это день особенно тщательно прибран, лучшая комната в доме отведена для «гостей» на алтаре зажжён огонь (по возможности из сандалового дерева), приготовлены сладости, фрукты, и вся комната украшена цветами. Члены семьи и домочадцы с благоговением присутствуют в этот день при обрядах, совершаемых «мобедом» (священником).
Гахамбар … есть цикл годичных религиозных праздников, падающих на различные времена года, в число которых входят и вышеуказанные. Идея их – следовать символически за теми 6 этапами, в течение которых Агурамазда посредством Амешаспентов, верховных Ангелов, сотворил мир.
Каждый из 6 Амешаспентов символизирует какой-либо атрибут Агурамазды в духовном мире, а в физическом мире заведует одной из 6 сторон сотворенного мира, поддерживая и охраняя её.
Так, например, Бехман, который олицетворяет божественную мысль и премудрость Агурамазды, в земной сфере является покровителем всех полезных животных. Вот имена и духовные атрибуты шести Архангелов на языке Гиты …
1 Аша – олицетворяет Истину, Прямоту и незыблемость божественного Закона и Порядка
2 Вохуманах – Божественная Мысль, Премудрость.
3 Кпаштра – верховное Могущество Божие.
4 Армаити – Терпение, Смирение, устремление к Богу и Любовь.
5 Хорватат – Совершенство, Здоровье и хорошее самочувствие.
6 Амеретат – Безсмертие».
Почему некоторые слова написаны с большой буквы? Сущности? Идеи?
«На современном языке парсов Архангелы носят теперь такие имена: Ардибехест, Бехман, Шехривер, Спедармад, Кхордад и Амардад».
Почему изменились названия? Ведь звучание слов имеет особое значение в высших мирах?
«В переводе название «Амеша-Спента» означает «Священные безсмертные»: все они, с точки зрения зороастризма, суть как бы министры великого владыки Агурамазды.
Кроме этих верховных Архангелов, зороастризм признаёт существование безчисленого множества низших ангелов, принадлежащих к различным категориям от низших степеней до высших. Есть ангелы-хранители Солнца, Луны, звёзд, Земли и т.д., есть ангелы воздуха, огня и воды. После Амешаспентов имеются ещё 24 верховных Ангела».
Источник информации книга Ю. Терапиано «Маздеизм» (стр. 35)
Свидетельство о публикации №224081000337