Как выглядит Бог

                Этот вопрос стал мучить человека сразу же после того, как умерли Адам и Ева. Наша природа так устроена, что познание мира приходит через чувства: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус. Ум, заключенный в телесные узы, нуждается в материализации познаваемого, чтобы оно стало доступным для исследования органами чувств. Если объект познания недоступен чувствам и не определяется никаким образом, сознание его придумывает. И тогда на основании выдуманного разум сочиняет веру в то, что придумал. Так возникли язычество, пантеизм, многочисленные религиозно-философские учения. Так появились идолы и обрядовые культы с жертвоприношениями. По мере возрастания человечества, пытливые умы не могли удовлетвориться изображениями идолов и истуканов, как достоверно изображающих объект поклонения. Человек рисовал и творил богов и духов так, как он это представлял, наблюдая за окружающим миром, то есть изготавливал себе подобных по внешнему виду. Были, конечно, и поклонения идолам в виде животных, но опять – таки, это была визуализация природы, мира как объекта культового поклонения. Все попытки людей увидеть или понять, как выглядит Высшее существо ни к чему не приводили. Задавался этим же вопросом и Боговидец Моисей, на что в ответ от Бога услышал: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Бог действительно невидим и непознаваем для всего сущего. Однако, создавая человека по образу и подобию Своему, Господь закладывал в нем некий отпечаток Себя, который с одной стороны делал его разумным, а с другой давал ориентир жизни – уподобление Создателю.
                Богословская наука говорит об образе Божиим, как о наборе божественных свойств, которыми Творец наградил человека: ум, воля, свобода, совесть, стремление к богоподобию. Это совершенно справедливо, поскольку никакая иная тварь во вселенной подобными качествами не обладает. Но это ничего не говорит нам об образе Божьем, как о чувственном объекте поклонения. Если человек не видит и не осязает объект почитания, то ему остается только верить, что он существует. И тогда в сознании возникает целый комплекс проблем, связанных с возникновением, обоснованием и действием веры. Требовалась разработка универсального учения, которое, с одной стороны – формировало бы твердую убежденность в существовании невидимого, а с другой – раскрывало смысл и цель поклонения ему. Это обусловлено тем, что, утратив богообщение в раю, человек лишился видения, или созерцания Бога. В раю Адаму и Еве знания были ни к чему. Все что им нужно было знать, они видели перед собой и поэтому необходимость в познании отпала сама собой, ибо праотцы были превыше всякого знания. По утрате прямого видения Бога, человек был вынужден придумывать Его образ, то есть стремление души к Создателю, никуда не исчезло, а значит требовало визуализации. Ранее я уже говорил, что Премудрость Божия предвидела сотворение человека и его падение. Также на Совете Святой Троицы было предопределено нисхождение в мир и боговоплощение Сына Божьего, ради спасения человечества и победы над дьяволом. Создавая Адама по образу и подобию Своему, Бог учитывал будущее воплощение Сына в Человека Иисуса Христа во всем подобному нам, кроме греха. Таким образом, наше тело было задумано именно таким, каким оно есть, а не иным, поскольку ему надлежало вместить Бога. Человек творился под Бога, Который должен был принять его облик. Это великая тайна приоткрывается нам в словах Христа: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Слова страшные и таинственные! По сути, Иисус говорит: вы первые, кто видит Бога лицом к лицу, и теперь знаете, как Он выглядит. Для Моисея это было невозможно в силу испепеляющей мощи божественной энергии. Нельзя было видеть Бога и остаться в живых, как нельзя опуститься на солнце и не быть мгновенно уничтоженным, а сила Бога в неисчислимое количество раз превышает жар солнца на самой его поверхности. Предвидя необходимость боговоплощения еще до создания мира, Бог заложил в Свое творение такой конструктив, выражаясь современным языком, который, с одной стороны – позволил бы с честью принять Самого Бога, а с другой – не причинить вреда людям,  которых Он пришел спасать. Иначе все мгновенно бы погибли. Когда Иисус говорит: «Видевший Меня видел Отца». Тем самым Он раскрывает великую тайну Божественного домостроительства, приближает человека лицом к лицу с Богом. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Если в Ветхом Завете непосредственное Божественное Откровение людям осуществлялось в слове, то в Новом Завете оно осуществляется и в слове, и в образе, ибо Невидимый стал видимым, Неописуемый сделался описуемым». Бог – это Святая Троица, Которая имеет Свои личные ипостаси, но единую природу. Соответственно Христос говорит: в Мом лице вы видите Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11). Это значит, что визуализация Бога впервые в истории человечества состоялась: лик Христа – это лик Бога во всей Его полноте. Но почему Бог являет Себя миру в образе Сына, а не в образе Отца или Духа? Ответ лежит в ипостасных свойствах Каждого из Них. Помимо рождаемости от Отца, Сын по Его воле, творит все Духом Святым. И как Творец всего видимого и невидимого мира, Он является человеку в образе Им сотворенным специально для будущего воплощения. Принимая нашу плоть, Христос не только побеждает грех и умерщвляет смерть, но и берет за руку падшего человека и возводит его на Небо в лоно Отца. Ране Бог никогда с человеком визуально не контактировал, в силу вышеназванных причин. Но с приходом Спасителя, Господь становится другом и собеседником человеку, говорит с ним лицом к лицу. Этого даже Адам с Евой в раю не знали. Они только слышали Бога, как и Моисей на Синае. Все Евангелие основано на исторической личности Христа, чем Новый Завет и отличается от Ветхого. Живой человек и Бог, Христос вечно присутствует среди людей, делая веру не достоянием исключительно кастового священства или ортодоксальных иудеев, а учением доступным любому, уверовавшему в Него. Если в Ветхозаветной Церкви вера в Бога поддерживалась откровениями пророков и чудесами Творца, то в Новозаветной – эта вера неразрывна с живой личностью Христа, как воплощенного Бога. Поэтому, неверующие в Бога и Евангелие, обречены на более жестокие муки, потому что имели возможность уверовать через личное общение с Богом, но не сделали этого, отодвинув от себя Сына Божьего, а значит и собственное спасение.
                Все вышесказанное касается внешнего вида Бога, познаваемого органами чувств: зрением, слухом, осязанием. Но есть и более высокий уровень познания – познание духовными очами или внутренним созерцанием. Первое было необходимо в земной жизни Спасителя, чтобы на века сохранился Его образ для поклонения всем уверовавшим в Него. Как я уже говорил, человеку в силу его немощи и маловерия, для удостоверения в истине нужны осязаемые чувствами факты. Чтобы верить, он должен видеть лик Того, в Кого верит. Поэтому Христос и запечатлел Себя в нерукотворном образе на плате для царя Авгаря, чем положил начало христианской иконографии. Как мы знаем, к Богу есть два пути: первый заключается в уклонении от зла и борьбе со страстями, а второй – в таинственном богословии, то есть в деятельном богопознании и созерцании. Каждому пути соответствуют своя помощь и поддержка Духа. Идущих путем духовной брани, Господь укрепляет терпением в скорбях и верой в обетованные блага, а вторым – дает Духа Истины и раскрывает природу вещей при помощи тайноводческого богословия, как его называет Максим Исповедник.  Поэтому иконы с изображением Бога, Богоматери, святых – служат помощью первым в богообщении, а лицезрение Бога в себе сподобляются только идущие вторым путем. Прообразом этого, в высшей степени духовного  видения, было явление Христа Своим ученикам в блистающем свете на горе Фавор. Это евангельское событие легло в основу святоотеческого учения о Фаворском свете или нетварных энергиях Бога. Впервые божественные энергии описал в своих «Гимнах»  преподобный Симеон Новый Богослов. Позднее, в XIII в. учение о нетварных энергиях систематизировал и развил святитель Григорий Палама. Если говорить кратко, то его суть сводится к тому, что Бог по Своей сущности недоступен и не познаваем, о чем учит апофатическое богословие. Однако, Он познаваем по Своим действиям. Все тварное и мира горнего, и мира дольнего – является проявлением действия Бога или Его энергиями. Во всяком сущем эти энергии присутствуют – от живой клетки до Вселенной. Достигшие определенного уровня святости подвижники, сподобляются видеть этот Фаворский свет, как Живого Бога, внутри себя особым духовным зрением, подобно ученикам, видевшим Христа на Фаворе в окружении Ильи и Моисея. Для них это намного выше, чем видеть лик Христа на иконах, ибо иконы и Таинства для начинающих, а богопознание и приобщение к Божественному Свету для преуспевших. Тема Божественных энергий и, неразрывно связанная с ней тема исихазма и Иисусовой молитвы, весьма объема и сложна, поэтому сейчас я о ней распространяться не буду. Для нас главным итогом должна стать твердая уверенность в том, что, во-первых, лицезреть Бога может всякий в Его облике и в Его свете и, во-вторых, Бог познаваем по Своим действиям и проявлением в мире, а значит Он вечно живой и вечно доступный для всех, кто к Нему идет. Есть еще важный аспект богопознания. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Бог не является тем, что Он есть, а тем, что может видеть взирающий". Иначе говоря, каждый видит и познает Бога по-своему, в зависимости от знаний, уровня духовного развития и нравственности.


Рецензии
Спасибо, Игорь, за мудрую духовную статью, изложенную просто и доступно. Кто видел Христа, тот видел Отца. Но блаженны не видевшие и уверовавшие!
Будьте благословенны!

Вера Шляховер   13.02.2025 09:58     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый слова!

Игорь Устичев   13.02.2025 09:59   Заявить о нарушении