Кутепов Яков Александрович наш ГеройСоц. Труда

КУТЕПОВ Яков Александрович
1911г. ноябрь 10 = в селе Дмитриевское Чужиковской волости Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии.
1931-41г. = жил в гор. Воронеж.
1931г. = окончил Воронежский авиационный техникум.
1931-33г. = работал на Воронежском авиационном заводе № 16.
1934г. = поступил конструктором на завод № 39 Наркомата тяжелой (с 1936г. – оборонной) про-мышленности СССР – опытного конструкторского бюро (ОКБ) С.В. Ильюшина.
1938г. = награжден орденом «Знак Почёта».
1940г. = вспоминает: «… эта операция врезалась мне в память на всю жизнь, с самолета сняли мо-тор, в бронекорпусе срезали узлы его установки и закрепили их ниже, как указал Ильюшин. К тому времени завод № 24 и ОКБ Микулина передали нам первый летный экземпляр нового, специально для штурмовика созданного ими мотора АМ-38 мощностью 1600 лошадиных сил. Его-то мы и установили на одноместный штурмовик, который стал называться ЦКБ-55П или ЦКБ-57… сделано все это нашими замечательными умельцами - мастерами и рабочими буквально в считанные дни, работы проводились параллельно с доработками кабины, крыла и оперения... таким образом, С.В. Ильюшин мог снова доложить руководству о готовности к полетам теперь уже одноместного самолета-штурмовика ЦКБ-57 с мотором АМ-38. В декабре 1940 года начались заводские летные испытания этого самолета…»
1940г. = помогал бригаде винтомоторных установок, которую возглавлял Анатолий Николаевич Соболев, спокойный, серьезный, постоянно озабоченный человек. Долгое время он был секре-тарем партийной организации СКО. Под стать своему начальнику в бригаде подобрались ве-дущие конструкторы - Анатолий Гармаш, Виктор Вишневский, Степан Лебедь, Лидия Крив-ченко, Дмитрий Шабас и др.
1941г. = окончил Московский авиационный институт.
1941г. январь = бронекорпуса ждали в Воронеже с большим нетерпением. Как только первый из них появился на заводе № 18, его тут же пустили в производство. Вот здесь и сказался тот, хотя и небольшой, но важный опыт, ко-торый был получен при постройке макетной машины с железным «бронекорпусом». В цехе главной сборки облик машины преображался буквально по часам. Двигаясь от участка к участку цеха, самолет получил полный ком-плект оборудования и вооружения и вступил в зону заключительного приемо-сдаточного контроля…
1941г. февраль = Наконец наступил момент, когда новенький самолет-штурмовик покинул цех главной сборки. По пути на ЛИС он прошел через малярный корпус. И вот, сверкая свежей краской - сверху зеленой, снизу голубой, с большими красными звездами на крыльях и хвосте, появился на летном поле аэродрома.
1941г. март 10 = многим заводчанам запомнилось раннее утро. Солнце еще не взошло, и утренний морозец крепко пощипывал за носы и щеки. Воздух  прозрачен, что даже в зыбком свете начинающегося дня отлично были видны городские строения на гористом правом берегу реки Воронеж... Хорошо!.. Жизнь на заводской летно-испытательной станции вообще начинается рано. Самолеты, как птицы, любят вставать с солнышком. А сегодня голосистый мотор новенького Ил-2 «запел» особенно рано, еще до рассвета. Бортмеханик самолета инженер А.А. Передельский, представитель моторного завода А.В. Никифоров, конструкторы Я.А. Кутепов и А.Н. Соболев, др. работники ЛИС, хорошо понимая высокую честь и большую ответственность, выпавшие на их долю, старательно готовили машину к первому полету…
1941г. март 20 = заданный срок завершения 44-го полета общей продолжительностью бол20час. выполнил майор А.К. Долгов на первом опытном экземпляре самолета Ил-2 и с удовлетворением подписал положительное заклю-чение в акте по результатам его государственных летных испытаний…
1941-47г. = трудился старшим инженером ОКБ, заместителем главного конструктора ОКБ, веду-щим конструктором ОКБ, заместителем генерального конструктора – главным конструкто-ром на заводе № 240 Наркомата (с 1946г. – Министерства) авиационной промышленности СССР (приказом Минавиапрома СССР от 30 апреля 1966г. утверждено открытое наименование опытного завода – Московский машиностроительный завод «Стрела», который постановлением Совета Министров РСФСР от 18 апреля 1977г. переименован в Московский машиностроительный завод имени С.В.Ильюшина, ныне ОАО «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина»).
1941г. = награждён орденом Трудового Красного Знамени за доведение Ил-2 к серийному произ-водству на Воронежскои авиазаводе.
1944г. = награждён орденом Красной Звезды
1946-48г. = принимал участие в создании самолетов ЦКБ-26, Ил-2, Ил-4, Ил-8, Ил-10.
1947г. = награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
1947-61г. = как ведущий конструктор руководил работами по постройке самолетов Ил-12, Ил-22, Ил-28, Ил-38, Ил-46, Ил-54.
1952г. декабрь 29 = Совет Министров СССР принял постановление о создании околозвукового фронтового бомбардировщика ИЛ-54 со стреловидным крылом, которым собирались менять Ил-28 … вспоминает Новожилов Генрих Васильевич "Пребывание в должности ведущего инженера по ИЛ-54, дало мне поистине неоценимый практический опыт в процессе выпуска самолета. Когда "пятьдесят четвертую" собрали, мне довелось год с лишним заниматься ее летными испытаниями, которыми руководил человек, оказавший огромное влияние на мое инженерное становление - Яков Александрович Кутепов...»
1961-65г. = качестве заместителя главного конструктора возглавлял работы по пассажирским са-молетам Ил-14 и Ил-18.
1957г. = награждён орденом Трудового Красного Знамени
1959г. = назначан заместителем генерального конструктора.
1970г. = главный конструктор Московского машиностроительного завода «Стрела» Мин. авиаци-онной промышленности СССР.
1961-73г. = после присвоения звания главного конструктора руководит созданием и постройкой изделий специального назначения крылатых ракет «20» и «2Р».
1973-75г. = главный конструктор руководил созданием и постройкой первого отечественного широкофюзе-ляжного самолета - аэробуса Ил-86, к сборке прислупили на Воронежском авиазаводе.
1966г. = награждён орденом Трудового Красного Знамени
1969г. = награжден орденом Ленина
1970г. = стал Лауреатом Ленинской премии
1971г. = присуждена Государственная премия СССР
1973-83г. = созданные под его руководством системы управления, охлаждения, обогрева кабины и крыльев, проведенные большие и сложные технологические работы позволили создавать са-молеты с высокими показателями надежности, безопасности, экономичности.
1975г. = «закрытый»Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении почётного звания Героя Социалистического Труда
1975г. = вручены высшии награды СССР - орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот».
1981г. = награжден орденом Ленина
1983г. = присвоено звание «Почетный авиастроитель».
1946-85г. = жил в Москве.
1938-85г. = награжден многими правительственными и общественными юбилейными медалями.
1985г. июнь 4 = † и торжественными почестями похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
2014г. сентябрь 26 = имя «Яков Кутепов» присвоено второму серийному модернизированному противолодочному самолету Ил-38Н морской авиации ВМФ.



на сайте Человеческий фактор, 11 ноя 2021г.



КУТЕПОВ  Яков Александрович – заместитель генерального конструктора – главный конструктор Московского машиностроительного завода «Стрела» Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 10 ноября 1911 года в селе Дмитриевское ныне Шаталовского района Воронежской области.

В 1931 году окончил Воронежский авиационный техникум. В 1931-1933 годах работал на Воронежском авиационном заводе № 16. В 1934 году поступил конструктором на завод № 39 Наркомата тяжелой (с 1936 года – оборонной) промышленности СССР – опытного конструкторского бюро (ОКБ) С.В. Ильюшина. В 1941 году окончил Московский авиационный институт.

В дальнейшем трудился старшим инженером ОКБ, заместителем главного конструктора ОКБ, ведущим конструктором ОКБ, заместителем генерального конструктора – главным конструктором на заводе № 240 Наркомата (с 1946 года – Министерства) авиационной промышленности СССР (приказом Минавиапрома СССР от 30 апреля 1966 года утверждено открытое наименование опытного завода – Московский машиностроительный завод «Стрела», который постановлением Совета Министров РСФСР от 18 апреля 1977 года был переименован в Московский машиностроительный завод имени С.В. Ильюшина, ныне ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина»).

Принимал участие в создании самолетов ЦКБ-26, Ил-2, Ил-4, Ил-8, Ил-10. Как ведущий конструктор руководил работами по постройке самолетов Ил-12, Ил-22, Ил-28, Ил-46, Ил-54, Ил-18. В качестве заместителя главного конструктора возглавлял работы по пассажирским самолетам Ил-14 и Ил-18. Руководил созданием и постройкой изделий специального назначения «20» и «2Р» и широкофюзеляжного самолета – аэробуса Ил-86. Созданные под его руководством системы управления, охлаждения, обогрева кабины и крыльев, проведенные большие и сложные технологические работы позволили создавать самолеты с высокими показателями надежности, безопасности, экономичности.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 13 октября 1975 года Кутепову Якову Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Жил в Москве. Умер 4 июня 1985 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Лауреат Ленинской (1970) и Государственной СССР (1971) премий.

Почетный авиастроитель (1983).

Награжден 3 орденами Ленина (02.10.1969, 13.10.1975, 23.06.1981), орденом Отечественной войны 2-й степени (20.09.1947), 3 орденами Трудового Красного Знамени (25.11.1941, 12.07.1957, 22.07.1966), орденами Красной Звезды (02.11.1944), «Знак Почёта» (03.11.1938), медалями.

Имя Я.А. Кутепова в сентябре 2014 года присвоено второму серийному модернизированному противолодочному самолету Ил-38Н авиации Военно-морского флота.


Рецензии