И это всё о нём. 7-ое ноября
7-го ноября достопамятного года в Японском море на плавучем рыбоконсервном заводе
Александр Обухов во время грузовой операции доской, вырвавшейся из стропа, убило девушку, находившуюся на судне в командировке от метеослужбы Приморья. Погибшую , скромную приветливую девчушку, в экипаже любовно называли синоптичкой, с ударением на вторую букву» и». Сопровождал цинковый гроб с телом несчастной девушки в её последний путь на берег пожилой грузный дядька, молчун и любитель потихоньку замешивать запрещённую Уставом флота бражку. Должность его на плавзаводе официально именовалась - санитарный матрос, то есть человек, наводящий чистоту в многочисленных плавзаводских туалетах, по- флотски -гальюнах. Гибель девушки- синоптички произошло за месяц до моего прибытия на плавзавод, поэтому события, с этим связанные, описываю из рассказов очевидцев.
Ровно через год, 7-го ноября, от сердечного приступа скоропостижно скончался добряк и выпивоха , наш санматрос - гальюнщик. Тело умершего по обыкновению поместили в льдохранилище. В соседнем помещении слесаря срочно изготавливали цинковый гроб. Ваш покорный слуга, электромеханик, подавал к месту работ электропитание и дополнительное освещение. Слесаря работали привычно и споро, и, конечно же, добрыми словами поминали усопшего. От них же я узнал, что сопровождать гроб с телом на берег вызвался Станислав Иванович Иванов(фамилия изменена), высокий симпатичный мужчина , как я впоследствии узнал, 36 лет от роду, как раз в том году женившийся , будучи в отпуске где-то в Крыму. Среди многочисленной женской части экипажа Станислав Иванович пользовался доброй славой. Впрочем, при численном соотношении - две Ж. на одного М. в нашем трудовом коллективе добрую славу у прекрасного пола мог обрести чуть ли не любой представитель пола сильного, обладающий хорошей или хотя бы неплохой потенцией. Естественно, вышеназванные качества моряк должен был подтвердить не громкими словами, а реальными свершениями. Иванов же мужчина был видный, приветливый, прочие описания его , думаю , тут будут излишние. Итак, гроб для покойного санматроса был изготовлен, и Станислав Иванович, дождавшись подходящего транспортного судна, отбыл сопровождать тело к его последнему пристанищу на берегу. А в экипаже плавзавода друзья-приятели умершего хорошенько помянули его бражкой , им же поставленной за несколько дней до скоропостижной кончины.
8-го ноября года следующего я был вызван в то же помещение , к тому же месту изготовления гроба, обмывания и последнего обряжания тела на этот раз уже –вышеупомянутого Станислава Ивановича Иванова, убитого электротоком в своей же каюте. Трагическое это событие произошло 7 ноября. После того, как я обеспечил подключения электрпаяльников и добавил освещения у места изготовления цинкового гроба , председатель судового комитета , руководивший скорбным ритуалом, попросил меня задержаться на тот случай, если вдруг откажет что-то из электрооборудования. Тем временем два матроса принесли из льдохранилища тело Станислава Ивановича. Началось обмывание. Один из матросов, попросту звавшийся в экипаже Сан Санычем, здоровенный седой мужчина , хлебнувший в молодости самого настоящего ГУЛАГА в печально-известном колымском краю, по- простецки порекомендовал женщинам, делающим обмывание, особо тщательно вымыть гениталии умершего. «Саныч, ну как ты не боишься болтать такое, покойник же здесь!»-возмущённо заметил предсудкома . « А чего их бояться? Не укусят»-флегматично ответствовал Саныч. «Я их много в своё время перетаскал. Бывало, работаем за зоной зимой, а как время в зону заходить, бугор мне орёт «Санька ,забирай!» «Подходишь – а очередной лежит на морозе и глаза, как у судака»
Сопровождать Станислава Ивановича в последний путь вызвался Гриша Кранцевич. Фамилию Гриши я изменил, впрочем, не кардинально, а так, чтобы богоизбранная национальность его не вызывала сомнений. Мы с Кранцевичем немного приятельствовали, и я посчитал нужным в день отбытия Гриши на берег пригласить его к себе в каюту, выпить с ним запрещённой Уставом флота водочки , пожелать удачно добраться до Владивостока , выполнить выпавшую на его долю скорбную миссию, и, конечно же, напомнить о странных совпадениях в жизни плавзвода именно 7-го ноября. То есть, не мудрствуя лукаво, я предупредил Гришу, что на этом пароходе у человека, сопровождающего покойника на берег высока вероятность того, что в следующем ноябре сопровождать на берег будут уже его. В цинковом ящике, соответственно. «Представь, Сергей, уже человек 20 мне об этом напомнили! Всё-таки душевные люди в нашем экипаже !» - с теплотой в голосе ответил Григорий. Я безоговорочно согласился с его мнением, ещё раз пожелал счастливого пути, ну а традиционное пожелание скорого возвращения в этот раз решил попридержать. Мы с Гришей занюхали выпитые соточки солёной сайрой, крепко пожали друг другу руки - и тут по внутрисудовой трансляции прозвучало «Рабочему Кранцевич выйти на верхнюю палубу!»
Я долго провожал взглядом удаляющийся мотобот с гробом Станислава Ивановича и укрывающимся от холодного ноябрьского морского ветра за тем же гробом Гришей. Потом зашёл в свою каюту , посмотрел на висящий на стене календарь текущего и следующего года и произвёл в уме несложное вычисление. До 7 ноября года грядущего оставался 361 день. Я снова вышел на палубу. Мотобота уже совсем не было видно. Мимо плавзавода на расстоянии не более кабельтова проходила японская рыбацкая джонка. У борта её стоял японец и, не отрывая взгляда, меня рассматривал. «Ики ё, братан! »- со знанием предмета , то есть по-русско-японски крикнул я ему и, не смотря на отсутствие мирного договора меж нашими державами, приветливо помахал рукой.
В завершении печального этого рассказа позволю себе, сообразно уже солидного своего возраста, употребить пару выражений из старых романов пера наших российских классиков. Итак, благодаря целому ряду превратностей судьбы и вихрю сошедших обстоятельств, через несколько месяцев я списался с плавзавода Александр Обухов и переехал на жительство в европейскую часть России. Увы, мой отъезд не прервал цепь трагических смертей на судне. И хотя Григорий Кранцевич, повинуясь здравому смыслу, на плавзавод решил не возвращаться, точку в перечне трагических событий на плавзаводе поставил уже сам плавзавод. Через год с небольшим Обухов затонул, захватив с собой на дно несколько членов экипажа во главе с самим капитаном. Но произошла та крупная морская катастрофа, не на в канун годовщины Великого Октября ( ныне - Октябрьского переворота), а на майские Праздники Солидарности Трудящихся ( ныне День Весны и Труда). Да…
Свидетельство о публикации №224081000669