Мария
«Никогда не говори «никогда». Вальс Мендельсона он станцует с Марией, но это случится позже.
Школьные годы не прошли даром для Марии: из стен школы вышел боец, который уверенной походкой направился в сторону театрального училища. Еще ни одна профессия не требовала от неокрепшего организма такой эмоциональной самоотдачи, но Мария готова была стать податливой глиной, доверить себя гончарному кругу и уверенным рукам мастера курса. Необходимо было научиться естественно, без волевых усилий удивиться, огорчиться, разозлиться, расплакаться и сквозь слезы улыбнуться, что в нашей обыденной жизни мы столько раз делаем с такой легкой непринужденностью. Где так важно не что, а как.
С дотошностью хирурга Мария старалась заглянуть в доверенных ей героинь. Поворотным событием в ее жизни стало исполнение Вари из пьесы А. Чехова «Вишневый сад». Размышляя над образом Вари, она поняла, что в душе ее героини совсем нет любви, и ее ревнивое участие в жизни Ани, и ее болезненное чувство к Лопахину - все это от безысходности. Работая над ролью, Мария прочувствовала и свои болевые точки, слишком близкой и понятной оказалась для нее Варя. И когда она произнесла со сцены –
«Да и разбит у нас градусник …», - голос Марии предательски задрожал, и на глаза навернулись слезы. После исполнения этой роли, она почувствовала, что практически с любой ролью теперь может справиться.
Никита не был театралом, и когда его друг предложил ему сходить с ним в театр, отказался, но друг был настойчив: «Сколько можно ходить на одни блокбастеры, давай лучше сходим на спектакль: «Потяни меня за палец». Я его уже не один раз видел.
Название удивило Никиту.
- Это из «Трех сестер» А. Чехова, коронная фраза Соленого: «Если философствует мужчина, то это будет философистика или там софистика, если же философствует женщина или две женщины, то уж это будет – потяни меня за палец».
Он взял указательный палец Никиты и потянул его: «Что чувствуешь?».
- Ничего, - ответил он.
- «Потяни меня за палец» - это и есть разговор ни о чем. Помнишь телепередачу (семейное ток-шоу «Моя семья») на канале «РТР/Россия, где люди приходили поделиться с миром своими насущными проблемами, там еще была маска откровений, вот умора, моя бабушка и мама очень любили эту передачу, я иногда, ради прикола, с ними тоже смотрел эту передачу. В программе участвовали не только эксперты по семейным проблемам, но и простые люди, так называемые «соседи», они-то и давали жару, разнося некоторых участников ток-шоу в пух и прах. А в спектакле участниками передачи станут герои рассказов, повестей, пьес А. П. Чехова. Ничтожность и комичность их проблем отражена в их говорящих фамилиях, где господин Апломбов, жених Дашеньки Мымриной, пытается урвать у жизни обещанное ему приданое: деньги, три салопа и всю мебель в придачу, а в роли его оппонента выступит Макар Тарасыч, имеющий дочь на выданье, считающий, что «мужчина нынче балованный, глупый, вольнодумствующий. Любит он все это на шаромыжку да с выгодой. Задаром он тебе и шагу не ступит. Ты ему удовольствие, а он с тебя же деньги требует». Предстанет там и Ольга Ивановна Дымова, знаменитая попрыгунья, которую муж достал своим великодушием, поэтому от скуки она и завела любовника Рябовского. Много еще там будет гротескных персонажей. Забегая вперед, скажу, что под маской откровения в спектакле предстанет младший статский чиновник Иван Дмитриевич Червяков, который нечаянно чихнет на лысину генерала Брижзалова, служащего по ведомству путей сообщения, и будет до бесконечности перед ним извиняться, пока не помрет.
Никита не сразу узнал Марию на сцене. Он даже представить себе не мог, как виртуозно она владела тембром голоса, казалось в любой, самой незначительной роли ей удавалось найти тонкие нюансы, высветить их. Григорий Петрович Запойкин и Ольга Ивановна Дымова, которых сыграла Мария в этот вечер, были двумя своеобразными мотыльками, никчемное мельтешение которых проявлялось в жизни весьма незаурядно. Мария показала размашистость русской души, ее желание охватить неохватное, умение уходить всем своим нутром в любимое дело. Ее Запойкин залихватски читал заупокойную речь, и чтобы речь его текла гладко и свободно, не забывал заправски приложиться к бутылке, Дымова же балансировала по жизни гораздо скромнее: примеряла на себя, словно шляпки, таланты замечательной певицы, виолончелистки, пейзажистки, анималистки. Затуманенный взгляд Ольги Ивановны был устремлен вдаль.
Никита поймал себя на мысли, что хотел бы сейчас оказаться рядом с ней: «С кем: с Ольгой Ивановной или с Марией?», - улыбнулся он.
И когда ты совсем не ждешь подарка от жизни, она этот подарок неожиданно подбрасывает тебе, и ты совершенно не знаешь, что с ним делать, и нужен ли он тебе сейчас.
А сейчас перед Марией стоит Никита и, восторженно жестикулируя, старается донести до нее, как она прекрасна. В ответ ее серые глаза стараются испепелить его взглядом. Ее праведный гнев припоминает Никите все его выходки, которые так не нравились когда-то школьнице Маше.
Никита сразу же занимает оборонительную позицию: КАК НЕ ХОТЕЛ ТАНЦЕВАТЬ С НЕЙ! ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!!! ЭТО БЫЛ НЕ ОН!!! ОН НЕ МОЖЕТ ПРИПОМНИТЬ НИ ОДНОГО ЭПИЗОДА!!!
Маша не уступает ему и продолжает нападать: КАК ЭТО, БЫЛ НЕ ОН? У НЕГО, ЧТО АМНЕЗИЯ?
К черту оборону, он должен взять штурмом эту девушку, сейчас или никогда, больше у него не будет этого шанса, шанса, который жизнь дарит ему во второй раз, в первый раз он этого не понял, потому что был молокососом. Сейчас же он уже не школьник Никита, а Никита Сергеевич, так с придыханием называют его подчиненные.
От этой мысли он мгновенно расправляет плечи и поправляет галстук, но с Марией этот трюк не пройдет, но удача сегодня на его стороне, и молниеносно в его голове возникает логическая цепочка (может, и не логическая, вовсе) – НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУЩЕВ – И ЕГО ЛЮБИМЫЕ ЗОЛОТИСТЫЕ КУКУРУЗНЫЕ ПОЛЯ - И НА ВЫХОДЕ – ЧУДО ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ – КУКУРУЗНИК.
И Никита продолжает эту логическую цепочку только уже вслух и делает невинное предложение Марии: «Не хотела бы она вдвоем с ним полетать на кукурузнике и испытать этот летательный аппарат вместе с ним?».
И, как незатейливая песенка, услышанная тобой в детстве, вдруг окрыляет тебя, расцвечивая твою жизнь невероятными красками, так и это невинное предложение распахнуло дверь ее в детство. Вернуло ей неизведанную часть ее души, еще не зашнурованную моралью взрослых, где загораются веселые огоньки и веют волшебные ветры, где ты способен испытать чувство без примеси холодного рассудка.
- Правда?! Ты не шутишь? – в ее глазах удивление, радость и что-то еще такое, от чего у Никиты перехватывает дыхание.
- Разве этим шутят? – он взволнован, впервые в жизни ему хочется укрыть девушку крыльями, вдруг выросшими за его спиной.
Разве она тогда могла подумать, что тот дерзкий паренек окажется таким прекрасным мужем и отцом, двенадцать лет их семейной жизни пролетели незаметно, были взлеты и падения, подрастала их с Никитой дочь. И, несмотря на сожаление, что от двух заманчивых предложений в своей карьере ей пришлось отказаться, потому что надолго тогда бы пришлось расстаться с семьей, она понимала, что семья – это и есть самое ценное в ее жизни (семь ее «я») и некой всплывающей подсказкой, ее оберегом были еще и слова ее мамы: «Помни: вечером к порогу собирается семья».
И она бегло записала в своем дневнике:
Небо, самолет, девушка – ускользающая цепочка слов, отрыв от земли. Она же продолжала лететь вместе с Никитой на кукурузнике, этой неустойчивой конструкции брака, а мысленный взор то и дело набирал скорость и взмывал вместе с самолетом, лазурной акварелью унося девушку в мир ее грез. Но со временем не раз подлатанный кукурузник и обветренный пилот в нем становятся такими близкими и родными, а крепкие руки пилота за штурвалом и летные часы, проведенные вместе, стирают из сознания небо, самолет и девушку – все твои сожаления о нереализованных желаниях и мечтах.
14.02.2012
Свидетельство о публикации №224081000683