Пушкин Случай Провидение
— Сказка! — заметил Германн.
(Пушкин. Пиковая местами Дама)
Но здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой...
Пушкин
Пушкинский афоризм:
«Случай – мощное, мгновенное орудие Провидения»
Написано Пушкиным осенью 1830 г в Болдине в поисках «формулы истории» . Он был весь озабочен итогом своего гона женихания и пророчеством бесов : «Ведьму замуж выдают» - дураки таких берут и супругами зовут...
В наброске рецензии на второй том «Истории русского народа» Н. Полевого (1830) Пушкин писал:
«Не говорите: иначе нельзя было быть. Коли было бы это правда, то историк был бы астроном и события жизни человечества были бы предсказаны в календарях, как и затмения солнечные. Но Провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая – мощного, мгновенного орудия Провидения»
Это привело А. Долинина к теме «Парадоксальная идея «неслучайного» случая как «мощного орудия Провидения» с указанием источников:
O возможных источниках этого парадокса см.:
Душенко К. В. «Случай, мгновенное орудие Провидения»: Культурно-исторический фон пушкинского афоризма // Литературоведческий журнал. 2021. № 1 (51). С. 38–54.
О философии случая у Пушкина:
Кибальник С. А. Тема случая в творчестве Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 15. СПб., 1995. С. 60–75;
Грехнев В. А. Пушкин и философия случая // Под знаком Пушкина: Болдино. Нижний Новгород, 2003. С. 155–162 (републикация из «Болдинских чтений», 1993);
Эберт К. Случай и случайность в исторической прозе и историографии А. С. Пушкина // случайность и непредсказуемость в истории культуры: Материалы вторых Лотмановских дней в Таллинском университете (4–6 июня 2010 г.). Таллинн, 2013. С. 316–332;
Мазур Н. Н. К истокам пушкинской «философии случая» // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 31. СПб., 2013. С. 175–194
***
У К.В. Душенко:
Выражение «формула истории», играющее важную роль в заметках Пушкина, принадлежит философу-традиционалисту П.С. Балланшу, но понятие «провиденциального случая», введенное Балланшем, Пушкину, по-видимому, не было известно.
Наиболее известные афоризмы из близкого смыслового ряда:
«Случай – ходячее прозвище Провидения» (Н. Шамфор)
«Случай – псевдоним Бога» (Т. Готье)
«…Случай, или, лучше сказать, провидение хотело, чтобы она была в очень плохих отношениях с герцогиней Бургундской» (Луи де Сен-Симон, «Мемуары», 1694–1723)
«…Кто осмелится утверждать, что в этом упорядоченном мире остается место для случайности, если Бог все располагает?» (Боэций. «Утешение философией» (ок. 524 г.), IV, 6; V, 1)
«Если случай, говоря языком Боэция, всего лишь слово, лишенное смысла, тогда то, что мы называем случаем, будучи обманчивым по отношению к нам, тем не менее строго следует Законам Провидения» (Антуан Равель в трактате «О Провидении Божием» (1650), гл. 12)
«…то, что у древних Случай, / А у нас Провидение» («…que le Hasard parmi l’antiquit;, / Et parmi nous la Providence») («Астролог, упавший в колодец»; «Басни» II, 13, 1668)
«…Я держусь того странного мнения, что то, что именуют случайностью (chance), есть орудие Провидения (the instrument of Providence) и тайный агент, который противодействует тому, что люди называют мудростью, и поддерживает порядок, непрерывность и преемственность целого <…>» (письмо Хораса Уолпола к графине Анне Оссори от 19 янв.1777 г., опубл. в 1848 г.)
«великим и страшным орудием в руках Провидения, которое использует его, чтобы ниспровергнуть то или иное» (Жозеф де Местр, дипломатическое донесение из Петербурга от 7/19 января 1809 г.)
«Случай – орудие Провидения» к концепции «провиденциального случая» («le hasard providentiel») Пьера Симона Балланша (1776–1847)
С.А. Кибальник утверждает более определенно: в своей рецензии Пушкин «очевидным образом сосредоточен на “провиденциальном случае”
Понятие «общая формула истории» появилось в т. 1 «Опытов социальной палингенезии» Балланша . Позднее, в 1829 г., журнал «Revue de Paris» опубликовал эссе Балланша под заглавием «Общая формула истории всех народов, примененная к истории римского народа»
«Вопреки догматам новых историков, Пушкин изображает социальные потрясения как нагромождение непредвиденных обстоятельств, вторжение хаоса и непредсказуемости в установленный порядок»; «опека Провидения над Россией проявляется лишь в непредсказуемых, случайных происшествиях, в нарушении исторических законов, а не следовании им» (Dolinin A. Historicism or Providentialism? Pushkin’s History of Pugachev in the Context of French Romantic Historiography // Slavic Review. Cambridge, 1999. Vol. 58, № 2)
«Quelqu’un disait que la Providence ;tait le nom de bapt;me du Hasard, quelque d;vot dira que le Hasard est un sobriquet de la Providence» – «Кто-то заметил, что Провидение – имя, данное Случаю при крещении; человек набожный скажет, что случай – ходячее прозвище Провидения». (Chamfort N. Oeuvres / Recueillies et publiees par un de ses amis. Paris: Directeur de l’Imprimerie des Sciences et Arts, 1795. T. 4)
«Является ли случай для Пушкина символом непредсказуемости истории или же орудием Провидения, <…> и тем самым приобретает все-таки определенную функцию в ходе исторического процесса?» (Эберт К. Случай и случайность в исторической прозе и историографии А.С. Пушкина // Случайность и непредсказуемость в истории культуры: Материалы Вторых Лотмановских дней в Таллинск. ун-те (июня 2010 г.). Таллин, Изд-во ТЛУ, 2013)
«…Случай и Провидение – это одно и то же. Случай провиденциален, а провидение – случайно (El azar es providente o la Providencia es azorosa)» (Мигель де Унамуно роман «Туман» (1914), «Приложение»)
«Вы напрасно желали бы подчинить себе случай; просто не мешайте ему – он куда лучше Вас знает, что Вам нужно. – Случай – это, возможно, псевдоним Бога, когда он не хочет подписаться собственным именем (quand il ne veut pas signer)» ([Gautier T.] La Croix de Berny: Lettre III // La Presse. Paris, 1845. 11 juillet)
«…Как с изысканным красноречием заметил один француз <...>, “Случай – всего лишь псевдоним Бога для тех особых оказий, когда он не подписывается открыто своим собственным именем (does not to subscribe openly with his own sign-manual)”» (повесть Томаса Де Квинси «Испанская монахиня-воительница», 1847)
«В Природе не существует “случайности”, в каждой ее части все математически точно согласовано и взаимосвязано. “Случай, – говорит Кольридж, – всего лишь псевдоним Бога (или Природы) для тех особых оказий, когда он не подписывается открыто своим собственным именем”. Замените слово “Бог” словом “Карма”, и вы получите восточную аксиому» (Блаватская «Тайная доктрина» (1888), т. 1, гл. 17)
«В жизни следует помнить о роли случая. В конечном счете случай есть Бог» (Анатоль Франс «Сад Эпикура», 1897)
«Случайность – это когда Бог желает сохранить анонимность» («Coincidence is God’s way of remaining anonymous»). Ныне этот афоризм обычно приписывается Эйнштейну – надо полагать, потому, что он говорил «Господь Бог не играет в кости», оспаривая вероятностную интерпретацию квантовой механики
(Душенко К.В. Большой словарь цитат и крылатых выражений. М.: Эксмо, 2011)
Свидетельство о публикации №224081000784