Пушкин Случай Провидение

— Случай! — сказал один из гостей.
— Сказка! — заметил Германн.
(Пушкин.  Пиковая местами Дама)

Но здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой...
Пушкин

Пушкинский  афоризм:
                «Случай – мощное, мгновенное орудие Провидения»

Написано Пушкиным  осенью 1830 г в Болдине в поисках «формулы истории» . Он был весь озабочен итогом своего гона женихания  и пророчеством бесов : «Ведьму замуж выдают»  - дураки таких берут   и супругами зовут...

В наброске рецензии на второй том «Истории русского народа»  Н. Полевого  (1830)  Пушкин  писал: 
«Не  говорите:  иначе нельзя было быть. Коли было бы это правда, то историк был бы астроном  и  события  жизни  человечества  были  бы  предсказаны  в календарях, как и затмения солнечные. Но Провидение не алгебра. Ум  человеческий,  по  простонародному  выражению,  не  пророк,  а угадчик,  он  видит  общий  ход  вещей  и  может  выводить  из  оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно  ему  предвидеть  случая  –  мощного,  мгновенного  орудия Провидения»

Это привело  А. Долинина к теме «Парадоксальная идея «неслучайного» случая как «мощного орудия Провидения» с указанием источников:

O возможных источниках этого парадокса см.:
Душенко К. В.  «Случай, мгновенное орудие Провидения»: Культурно-исторический фон пушкинского афоризма // Литературоведческий журнал. 2021. № 1 (51). С. 38–54.
 О философии случая у Пушкина:
Кибальник С. А. Тема случая в творчестве Пушкина // Пушкин: Исследования и материалы. Т. 15. СПб., 1995. С. 60–75;
Грехнев В. А. Пушкин и философия случая // Под знаком Пушкина: Болдино. Нижний Новгород, 2003. С. 155–162 (републикация из «Болдинских чтений», 1993);
Эберт К. Случай и случайность в исторической прозе и историографии А. С. Пушкина // случайность и непредсказуемость в истории культуры: Материалы вторых Лотмановских дней в Таллинском университете (4–6 июня 2010 г.). Таллинн, 2013. С. 316–332;
Мазур Н. Н. К истокам пушкинской «философии случая» // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 31. СПб., 2013. С. 175–194

***

У К.В. Душенко:

Выражение «формула истории», играющее важную роль в заметках Пушкина, принадлежит философу-традиционалисту П.С. Балланшу, но понятие «провиденциального случая», введенное Балланшем, Пушкину, по-видимому, не было известно.

Наиболее известные афоризмы из близкого смыслового ряда:

«Случай – ходячее прозвище Провидения» (Н. Шамфор)

«Случай – псевдоним Бога» (Т. Готье)
«…Случай, или, лучше сказать, провидение хотело, чтобы она была в очень плохих отношениях с герцогиней Бургундской» (Луи де Сен-Симон, «Мемуары», 1694–1723)

«…Кто  осмелится  утверждать,  что  в  этом  упорядоченном мире остается место для случайности, если Бог все располагает?» (Боэций. «Утешение философией» (ок. 524 г.), IV, 6; V, 1)

«Если  случай,  говоря  языком  Боэция,  всего  лишь  слово, лишенное смысла, тогда то, что мы называем случаем, будучи обманчивым по отношению к нам, тем не менее строго следует Законам Провидения»  (Антуан Равель в трактате «О Провидении Божием» (1650), гл. 12) 

«…то, что у древних  Случай,  /  А  у  нас  Провидение»  («…que  le  Hasard  parmi l’antiquit;,  /  Et  parmi  nous  la  Providence»)  («Астролог,  упавший  в колодец»; «Басни» II, 13, 1668)

«…Я держусь того странного мнения, что то, что именуют случайностью (chance), есть орудие Провидения (the instrument of Providence) и тайный агент, который противодействует тому, что люди  называют  мудростью,  и  поддерживает  порядок,  непрерывность  и  преемственность  целого  <…>»  (письмо Хораса Уолпола к  графине  Анне Оссори от 19 янв.1777 г., опубл. в 1848 г.)

«великим  и  страшным  орудием  в  руках  Провидения,  которое использует его, чтобы ниспровергнуть то или иное» (Жозеф  де  Местр, дипломатическое  донесение  из  Петербурга  от  7/19 января  1809 г.)

«Случай – орудие Провидения» к концепции «провиденциального  случая»  («le  hasard  providentiel»)  Пьера  Симона  Балланша (1776–1847)

С.А. Кибальник  утверждает более определенно: в своей рецензии Пушкин «очевидным образом сосредоточен  на  “провиденциальном  случае”

Понятие «общая формула истории» появилось в т. 1 «Опытов  социальной  палингенезии»  Балланша . Позднее,  в 1829 г., журнал «Revue de Paris» опубликовал эссе Балланша под заглавием «Общая формула истории всех народов, примененная к истории римского народа»

«Вопреки  догматам новых историков, Пушкин изображает социальные потрясения как нагромождение непредвиденных обстоятельств, вторжение хаоса и непредсказуемости  в  установленный  порядок»;  «опека  Провидения над Россией проявляется лишь в непредсказуемых, случайных происшествиях, в нарушении исторических законов, а не следовании им» (Dolinin A. Historicism or Providentialism? Pushkin’s History of Pugachev in the Context of French Romantic Historiography // Slavic Review. Cambridge, 1999. Vol. 58, № 2)

«Quelqu’un disait que la Providence ;tait le nom de bapt;me du Hasard, quelque d;vot dira que le Hasard est un sobriquet de la Providence» – «Кто-то заметил, что Провидение – имя, данное Случаю при крещении; человек набожный скажет, что случай – ходячее прозвище Провидения». (Chamfort N. Oeuvres / Recueillies et publiees par un de ses amis. Paris: Directeur de l’Imprimerie des Sciences et Arts, 1795. T. 4)

«Является  ли  случай  для  Пушкина  символом  непредсказуемости истории или же орудием Провидения, <…> и тем самым приобретает  все-таки  определенную  функцию  в  ходе  исторического процесса?» (Эберт К.  Случай  и  случайность  в  исторической  прозе  и  историографии А.С. Пушкина  //  Случайность  и  непредсказуемость  в  истории  культуры:  Материалы Вторых Лотмановских дней в Таллинск. ун-те (июня 2010 г.). Таллин, Изд-во ТЛУ, 2013)

«…Случай и Провидение – это одно и то же. Случай провиденциален, а провидение – случайно (El azar es providente o la Providencia es azorosa)» (Мигель де Унамуно роман «Туман» (1914), «Приложение»)

«Вы  напрасно  желали  бы  подчинить  себе  случай;  просто  не  мешайте  ему  –  он  куда  лучше  Вас  знает, что Вам нужно. – Случай – это, возможно, псевдоним Бога, когда он не хочет подписаться собственным именем (quand il ne veut pas signer)» ([Gautier T.]  La  Croix  de  Berny:  Lettre III  //  La  Presse.  Paris,  1845.  11 juillet)

«…Как с изысканным красноречием заметил один француз   <...>, “Случай – всего лишь псевдоним Бога для тех особых оказий, когда он не подписывается открыто своим  собственным  именем  (does  not  to  subscribe  openly  with  his own  sign-manual)”»  (повесть  Томаса Де Квинси «Испанская  монахиня-воительница», 1847)

«В Природе не существует “случайности”, в каждой ее части все математически точно согласовано и взаимосвязано. “Случай, – говорит Кольридж, – всего лишь псевдоним Бога (или Природы) для тех особых оказий, когда он не подписывается открыто своим собственным именем”. Замените  слово  “Бог”  словом  “Карма”,  и  вы  получите  восточную  аксиому» (Блаватская  «Тайная доктрина» (1888), т. 1, гл. 17)

«В  жизни  следует  помнить  о роли случая. В конечном счете случай есть Бог» (Анатоль Франс «Сад Эпикура», 1897)

«Случайность  –  это  когда  Бог  желает  сохранить  анонимность» («Coincidence  is  God’s  way  of  remaining  anonymous»).  Ныне  этот афоризм  обычно  приписывается  Эйнштейну  –  надо  полагать,  потому, что он говорил «Господь Бог не играет в кости», оспаривая вероятностную интерпретацию квантовой механики

(Душенко К.В.  Большой  словарь  цитат  и  крылатых  выражений.  М.:  Эксмо, 2011)


Рецензии