Не имей сто рублей, а имей сто друзей!
Следом начали просыпаться и другие обитатели зелёного царства. Летом в лесу хорошо – и тепло, и сытно, и более безопасно: густая трава и раскидистые кроны деревьев защищают живность от непрошенных гостей и лютых врагов.
Но лето, как и всё в мире нашем, имеет свойство заканчиваться. Близился сентябрь, и Рита, готовясь к долгой, холодной зиме, с большим усердием и любовью обустраивала свой дом – просторное дупло в вековой сосне, которое продолбил по весне, а потом любезно подарил Рите щедрый и беззаботный Дэн.
Белочка всё лето таскала туда старые сухие листья, травинки, мох, сооружая себе мягкую и тёплую подстилку, чтобы лежать зимой, хрустеть сухими грибочками да слушать завывание вьюги, заглушаемое по ночам тоскливым воем волка. Грибочки, орехи, жёлуди, шишки Рита без устали собирала с утра до вечера. Грибочки развешивала на веточки – сушила. А всякие орехи да семечки складывала в уголок. Некоторые её сородичи прятали свою провизию в земле, но потом, как показывала практика, не все и не всё могли отыскать. Поэтому Рита решила не разбазаривать своё добро, а всё нести в дом – так надёжнее, считала белочка.
А знаете, как интересно белочки находят именно те ветки лещины (лесного ореха), где больше всего плодов? Они, маленькие хитрюги, лапками стучат по веточкам и смотрят, какие дольше качаются. Ведь чем тяжелее ветка, тем дольше будет совершать движение. А отчего она тяжелее других? Да оттого, что на ней орехов больше! Вот так всё просто, оказывается…
Быстро пролетел золотой сентябрь. Многие лесные певцы потянулись в тёплые края. Некоторые обитатели стали готовиться с долгой зимней спячке. Белочки да зайчики спешили «сменить гардеробчик»: серый зайчик надевал белую шубку, а наша рыже-бурая красавица сменяла свой летний наряд на длинношерстный серый кафтанчик.
Октябрь ещё немного побаловал звериный и пернатый народец теплом, посветил закатным лучиком солнца и уступил место хмурому и дождливому ноябрю. Прохладный летний ветерок сменился сильными, пронизывающими до костей ветрами. Но Рите хорошо в своей квартирке – и ветер не залетает, и дождь не попадает, а редкий лучик солнца нет-нет, да и заглянет с утра, пощекочет носик: «Давай, просыпайся, пора встречать новый день!»
Но вот тот день, который едва не стал для Риты последним, начался не с приветливого лучика, а с непонятно откуда налетевшего ураганного ветра. Чёрные тучи затянули небо и, казалось, весь лес загудел, завыл страшно и гулко.
«У-у-у!», - разносилось по макушкам высоких сосен.
«Кх-х-х!» - вторили обнажённые ветки дубов, каштанов и лещины.
«Ш-ш-ш» - проносилось по нижнему ярусу смешанного леса.
«У-у-у-у-у!!!» - ветер всё сильнее раскачивал деревья. Старая сосна, в дупле которой жила наша Рита, всё сильнее и сильнее склонялась под его мощью. И наконец, всем своим огромным сорокапятитиметровым стволом рухнула на землю, подминая под себя молоденькую черёмуху, пару берёз и кудрявого красавца-молодца клёна. И рухнула как раз вниз дуплом. Благо, что ветки и стволы попавших под раздачу деревьев смягчили падение вековой хвойной старушки. Рита вывалилась из своей квартирки, но тут же, не помня себя от ужаса, взобралась на упавший ствол.
Дождь холодными острыми струями тотчас промочил серую шубку, но ошалевшая от страха белочка не чувствовала ничего. Лишь полчаса спустя её привёл в чувство знакомый голос Дэна:
- Рита, ты жива?! Ри-и-та-а!!!
- А? – белка мотнула головой и вроде как пришла в себя.
- Живая?! – кричал ей сверху сквозь ворох поломанных веток Дэн.
- Вроде да, - Рита осмотрела себя, пошевелила лапками, хвостиком, - вроде, лапы и хвост целы!
- Это хорошо! Давай выбирайся сюда!
Белочка проворными прыжками одолела все препятствия и через минуту уже сидела на толстом суку ольхи, не задетой падением Ритиного дома. Дождь хлестал беспощадно, казалось, кто-то продолбил дырку в небесном куполе, прямо под озером, и теперь всё это небесное озеро выливалось на чёрный промокший лес, дрожащую от холода и пережитого страха Риту и маленького съёжившегося Дэна.
- Что же теперь? – белка жалобно заплакала, показывая маленькой лапкой на упавшую сосну, - Как же теперь? Где мне?..
И её маленькое промокшее тельце задрожало ещё больше – белочка горько плакала, закрыв мордочку лапками.
- Не плачь, - успокаивал её дятел, - найдём тебе новый дом!
- Да где ж его в такую погоду найти?
- Говорю тебе, не плачь, успокойся! Ну, Рита, ты же не мямля, ты сильная, давай, вытирай слёзы и бегом за мной! А то замёрзла совсем, заболеешь ещё!
Дэн взмахнул крылышками и полетел в глубь леса. Рита всхлипнула, шмыгнула носом и поскакала – с ветки на ветку, с ветки на ветку – вслед за пернатым другом.
- Вот, смотри, - Дэн сидел на большой раскидистой лиственнице, - вот тебе и новый дом! Я его недавно сделал, так, на всякий случай. И вот, кажется, случай настал.
Дэн подтолкнул Риту своим мощным клювом:
- Ну, заходи, не стесняйся!
Рита запрыгнула в дупло. Было неуютно, холодно и сыро. Она слабо улыбнулась:
- Спасибо тебе, ты – настоящий друг!
Дэн, словно прочитав её мысли, бодро подмигнул:
- Обустроишься, и всё будет хорошо! А я помогу!
- И я! Кар-р-р! – вдруг раздалось у самого уха. Рита даже вздрогнула. Перед дуплом сидела большая чёрная, тоже промокшая от дождя, ворона. – Вот только дождь кончится…
- Спасибо, тётя Клара! – белочка снова расплакалась. Но теперь это уже были слёзы радости и благодарности.
Переночевали все вместе в новом дупле, прижавшись и согревая друг друга. А утром о вчерашнем ненастье напоминал только свеженаваленный местами бурелом. Ярко светило солнце, ветер утих, но с веток всё ещё капало на пожухлую траву.
- Ну, друзья, за дело! – Дэн вылетел из дупла и отправился на поиски утеплителя для Ритиной новой квартирки. Тётя Клара последовала за ним. А Рита поскакала к своему бывшему жилищу в надежде, что там осталось хоть немного сухого мха.
Через два-три часа новый дом уже не был таким холодным и неуютным, как показался Рите с вечера. Дэн за лето выдолбил не одно дупло в родном лесу, щедро предоставив жильё как белкиным сородичам, так и некоторым зимующим пернатым. И теперь, навестив каждого из постояльцев, молодой дятел рассказал им о несчастье, случившемся с Ритой. Никто не отказал в помощи.
Таковы жители леса. Когда всё у всех хорошо, и не скажешь вовек, что они так самоотверженно готовы прийти друг другу на помощь. Но ведь если одну беду разделить на всех, то и беда-то уже не беда, а так временное затруднение. Это наша Рита сполна прочувствовала в тот день на себе. Из каждого дупла по травинке и былинке – и новый тёплый ковёр готов!
А тётя Клара где-то в городской подворотне отыскала бездомного, но пушистого ещё, кота и выменяла у него клок шерсти на отнятую у другого бездомного кота сосиску. Так что Ритина подстилка получилась даже лучше и теплее прежней!
- Стоп! – спохватилась вдруг тётя Клара, - А кушать-то наша потерпевшая что будет?
И снова дружный лесной народ пришёл в движение: несли Рите кто грибочек, кто орешек, кто сушёную личинку – в общем, с миру по семечке, а белке – уголок припасов на зиму. Растроганная такой заботой Рита только и успевала принимать гостинцы, складывать их в дупло и, не переставая, приговаривать:
- Спасибо, друзья, огромное спасибо! Я так всем вам благодарна! Что бы ни случилось, помните, отныне мой дом – ваш дом!
- Да не переживай, Рита, - уставший, но довольный собой Дэн присел на ветку рядом с белочкой, - мы же всегда помогаем друг другу, ты разве не знала?
- А как иначе мы все выжили в этом мире? – подхватила его тему тётя Клара, - Только благодаря доброте, любви и милосердию…
И малость помолчав, добавила:
- И бескорыстной помощи друг другу.
- Спасибо, - снова прошептала Рита, - я никогда не забуду щедрости вашей душевной.
И юркая белочка скрылась в полумраке своего дома.
- Кар-р-р!!! – тётя Клара расправила вороные крылья, - Ка-р-р! Ну, что, Дэн? Пор-р-ра и нам отдохнуть?
- Спокойной ночи, тётя Клара! – крикнул дятел.
Ворона тяжело снялась с ветки и скрылась в темноте леса. А Дэн ещё чуть-чуть посидел в сени раскидистой лиственницы, о чём-то поразмышлял и беззвучно упорхнул в сторону величественной дубравы – там был его дом, его родное дупло, которое он давно уже себе выдолбил в толстом стволе дуба. Вот только обустроить его всё никак не получается – времени нет. Ведь когда постоянно заботишься о ближних, на себя-то его как раз и не хватает.
Свидетельство о публикации №224081000824