Князь - воитель Ольг
«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их сёла и нивы за буйный набег
Обрёк он мечам и пожарам…» (А.С. Пушкин)
- Задали выучить наизусть,- пояснил внучек.
- Андрей, а ты знаешь, что в старые времена, Олега называли Ольг?
- Да ладно? Расскажи о нём – попросил тот.
- Эта история началась в тёмные века, когда племена славян жили разрознено и не было единого государства. Летописи сказывают, что некий князь Гостомысл, живший в Старгороде, что рядом с Ладогой, имел трёх дочерей, которые были замужем за соседними князьями, а четверо сыновей скончались ещё при его жизни. Пришло ему время умирать, а наследника нет. Тогда бояре посоветовали пригласить на княжение внука Рюрика, сына дочери Умилы.
Гостомысл последовал их совету и призвал внучка на княжение. Вскоре приехал Рюрик (Сокол) с любимой женой Ефандой, её братом и воеводой Ольгом, и другими сородичами. Правил Рюрик мудро, стал объединять разрозненные племена. Скончался в 879 году в одном из походов, когда шёл «воевать лопь и карел». Умирая, поручил шурину, как воеводе знатного рода, воспитание малолетнего сына Игоря.
Рюрик и его воевода были родом из племени славян Южной Балтии – ободритов. Это были воинственные люди, так как им постоянно приходилось защищаться от захватчиков с Запада, которых привлекали богатые земли соседей: леса, полные дичи, а реки и озёра рыбы.
Воевода, возглавив Северную Русь, решил продолжить дело Рюрика и, спустя время, ему подчинились кривичи, ильмены, фино-угорские племена: меря, чудь и веси. Затем, набрав большую дружину, пошёл к Смоленску. Это был хорошо укреплённый по тем временам город. Жители приняли его хорошо, а знать была против присоединения. Ольг, без единого выстрела принял власть в Смоленске, и посадил там своего человека, после занял Любеч.
Спустился вниз по Днепру к Киеву, в котором в то время правили Аскольд и Дир, бывшие дружинники Рюрика. Выманив их обманным путём, заявил:
- Вы не княжеских кровей, а предатели. У князя есть наследник – княжич Игорь.
Убив обоих и утвердившись в Киеве, он тем самым объединил северный и южный центры восточных славян. Затем покорил древлян, живших между Днепром и Припятью.
Далее была война с Хазарским каганатом. Регулярные набеги кочевников приводили к разрушению поселений, грабежам, уводу тысяч славян в плен, с последующей продажей в рабство. Ольг сумел освободить восточные земли: племена северян и радимичей, живших к востоку и северо-востоку от Киева, которые были его данниками, запретил им платить дань, а сам снизил налоги.
Заключил союз с тиверцами и уличами (жили в междуречье Днепра и Прута, Южного Буга и побережья Чёрного (Русского) моря, были земледельцами).
Когда в 898 году к границам приблизилось венгерское войско, сумел договориться о добрососедстве.
На присоединённых землях были назначены наместники, но ежегодно он сам объезжал владения, собирал налоги, совершал правосудие и решал возникшие разногласия. Возводил новые поселения.
Слывёт легенда, что город Льгов в Курской области, раньше назывался Ольговом. Почему пропала первая буква, история умалчивает. Есть и село – Ольговка.
- А почему Пушкин называет хазар неразумными? - спросил внук.
- Я могу высказать только свою точку зрения.
История началась в начале IX века, когда иудеи пришли в Хазарию и сказали местному населению:
- Вы тут главные, а мы будем управлять экономическими процессами.
Вскоре богатый иудей Обадия взял всю власть в свои руки и сделал иудаизм государственной религией. В 834 году на Дону была построена хазарская крепость. Иудеи отправляли кочевников грабить, но особенно хорошо шла работорговля, на которой они сколачивали свой капитал.
Мудрый воитель сумел прекратить разбой на целых 70 лет, но потом они снова возобновили своё бесчинство. Окончательно разгромить Хазарский каганат и избавить народ от напасти удалось великому заступнику Руси князю Святославу Игоревичу, памятник которому установлен в Белгородской области.
Куда делись кочевники – хазары, историки не находят объяснения. Словом, пустил заяц лису погреться. Может не зря поэт назвал их неразумными?
Отдельного упоминания заслуживает поход Ольга на Константинополь. Легенда гласит, что он снарядил в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой и готовился к отплытию. Византийский император Лев VI Философ, испугался многочисленного войска и приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда (второе название Константинополя).
Но и здесь мудрец проявил хитрость, он велел к кораблям приладить колёса, и под поднятыми парусами пошёл к городу. Утром изумлённые горожане увидели, как с холма спускаются ладьи! Испуганные греки назвали его «Великим князем русским», а дружину - «Великой Скифью».
По свидетельству летописцев в его дружину входили: варяги, меря, словены, чудь, древляне, кривичи, поляне, хорваты, радимичи, северяне, вятичи, дулебы (таинственное славянское племя, обитавшее то ли на Волыни, то ли в междуречье Одра и Вислы) и тиверцы, которые исполняли роль толмачей (переводчиков).
Собственно, после этого напуганные византийцы предложили заключить мирное соглашение и выплатить дань по 12 гривен на каждого воина, а в знак победы Ольг повесил свой щит на вратах Царьграда. Так же купцы получили право торговать в Византии с минимальной пошлиной, бесплатно мыться в бане, ходить с оружием, и многое другое.
Легенда гласит, что в знак примирения подлые греки выкатили бочки с вином, но мудрый воитель не стал пить и дружине не дал. Как потом выяснилось вино было отравлено. Византийцы удивлялись ясновидению Ольга и назвали его Вещим (ясновидящим).
Его недаром наравне с Рюриком называют основателем русского государства: он оставил после себя обширные владения, простиравшиеся от побережья Чёрного (Русского моря) на юге, до Ладоги и Белого моря на севере и от Мурома на востоке, до Турова (Полесье) на западе.
Объединил Русь и первым дал отпор Хазарскому каганату, которому народ платил дань ни одно столетие.
Легендарный полководец, о котором писал А.С. Пушкин:
- «Победой прославлено имя твоё:
Твой щит на вратах Цареграда…»
Князь-воитель, волхв, жрец Перуна, мудрец на троне, один из самых таинственных правителей Руси.
- Бабуля, почему такой разумный человек, не догадался о змеином укусе?
- На самом деле, никто не имеет достоверных сведений о его смерти, и сочинили красивую легенду. Хотя, сказка ложь, да в ней намёк на возможное предательство. Тайна, покрытая пылью истории.
Свидетельство о публикации №224081000961