Заключение
Евангелия представляют массу проблем для библеистов, для всех желающих узнать, что же произошло на самом деле: Кто ОН - Иисус Истории? Действительно ли Иисус воскрес после распятия, как уверены Христиане, рассматривающие Воскресение как «исторический факт»? Являются ли Евангелия источниками, к которым могут обращаться историки, исследующие события прошлого?
Эти вопросы требуют ответа, если мы хотим понять, кем же был исторический, реальный Иисус из Назарета, прототип Иисуса Евангельского, которого ищут ученые библеисты и историки -
от убежденных атеистов до не менее убежденных догматиков.
Иисус Евангелий может быть лучше всего понят как апокалиптический пророк, предсказывавший, что Бог очень скоро вмешается в дела человечества, чтобы ниспровергнуть силы зла и установить здесь, на земле, свое благое Царство. Этот взгляд – не является оригинальным представлением Иисуса, его выражение можно найти в учениях других иудеев той эпохи, склонных к апокалиптическому образу мыслей.
НО неизбежен вопрос:«Если другие иудеи во времена Иисуса учили той же апокалиптической точке зрения, то почему именно Иисус положил начало христианству, крупнейшей религии мира, тогда как другие апокалиптические проповедники и «мессии» забыты, канув в историю? Почему Иисус преуспел там, где все остальные потерпели поражение?
Ответ христиан : Потому, что Он был Богом, а они – всего лишь людьми, и потому Он положил начало новой религии, а они – нет. Согласно этому ходу рассуждений, единственный способ объяснить невероятный успех христианства – это вера в то, что за всем этим действительно стоял Бог.
Однако, проблема с этим ответом заключается в том, что он игнорирует все другие великие религии мира. Не хотим же мы сказать, что всякая крупная и успешная религия исходит от самого Бога и любой из их основателей тоже был «Богом»? Был ли Богом Моисей? Мухаммед? Будда? Конфуций?
От каждого из них не сохранилось ни строчки письменного текста, все повествования о них составлены их учениками и, по-видимому, отражают не только исторические факты, но и определенные верования и взгляды самих учеников. Однако их влияние на историю идей настолько велико и неоспоримо, что гораздо логичнее считать каждого из них исторической личностью, и совершенно не обязательно принимать любое сообщение о каждом из них как исторически достоверное.
Христианская вера основана на уникальной исторической фигуре Человека, через которую Бог смог проявить себя непостижимым образом. Иисус не просто считается основателем религии, доктрины, Он представляет собой ее основное содержание. В этом специфичность христианства, а также уязвимость перед лицом других религий: постоянно вновь ставится вопрос достоверности и историчности Иисуса, о том, как «транспортировать» эту историческую личность в совершенно другой мир. В связи с этим возникает основная проблема «Поиска»:связь между историческим Иисусом и Христом веры.
Здесь существуют два основных течения.
Первое: Историко-критический метод должен помочь очистить Иисуса Веры от всех последующих фальсификаций Церкви.Т.е. Христос Веры в этом случае есть исторический Иисус, реконструированный исследованием.
Второе -течение фундаменталистов, которые убеждены, что все, о чем сообщается в Евангелиях, подлинно историческое. Христос Веры в этом случае является историческим Иисусом.
Если суммировать, в чем согласны все или практически все исследователи, получится совсем немного. Иисус – реальная историческая личность, иудей, живший в Галилее в начале I в. н. э., проповедовавший своим ученикам и другим слушателям, а затем распятый в Иерусалиме. Тексты Евангелий содержат Его настоящие изречения и поступки, но следует учитывать, что эти тексты были переосмыслены, отредактированы и дополнены первыми христианами в соответствии с их верованиями и представлениями. Практически во всем остальном исследователи ИИ далеки от консенсуса.
Но хотя многое из того, что мы хотели бы узнать об Иисусе, не удастся достоверно определить с помощью научного анализа, а некоторые вопросы вообще лежат вне сферы научного знания (был ли Иисус Сыном Божьим или обычным человеком), — это не означает, будто научный анализ евангельских текстов бесполезен. Он помогает уточнить и полнее понять много деталей относительно происхождения христианства и позволяет полнее и точнее прочитать многие страницы Нового Завета.
Итогом многолетнего труда по «Поиску ИИ» выдающегося ученого библеиста Т. Райта стало признание его полной бесполезности: поиск исторического Иисуса приводит его к Иисусу Веры, для встречи с Которым никакой научный анализ не нужен по определению, да и едва ли возможен применительно к Нему такой анализ.
Скорее, это признание человека, который одновременно является христианином (более того, епископом) и ученым: научный анализ поисков ИИ рассказал об ищущем не меньше, чем об искомом, и не изменил его изначальных религиозных убеждений.
И даже, если реконструированные образы Иисуса иногда говорят о реконструкторах больше, чем о личности самого Иисуса, это значит, что данная тема позволяет людям современной культуры лучше увидеть и понять самих себя.
Свидетельство о публикации №224081101009