Тропа мертвецов. Чинуа Ачебе. Рассказ Перевод

Надежды Оби Майкла осуществились гораздо раньше, чем он ожидал. В январе 1949 года его назначили директором Центральной школы Ндуме, в Нигерии. Это была школа, не блещущая прогрессом, поэтому руководство Миссии решило отправить туда молодого и энергичного человека. Оби с энтузиазмом принял эту обязанность. У него было много замечательных идей, и это была прекрасная возможность воплотить их в жизнь. Он получил хорошее среднее образование, которое в официальных записях определило его как «директора» и выделило его среди других директоров в сфере миссии. Он открыто осуждал узкие взгляды этих «других» - пожилых и часто менее образованных, чем он людей.
«Мы справимся, не так ли?» — спросил он свою молодую жену, когда они впервые услышали радостную новость о его повышении.
«Мы сделаем всё возможное», — ответила она. «У нас будут там такие красивые клумбы, и всё будет современным и восхитительным...»
За два года супружеской жизни она полностью заразилась его страстью к «современным методам обучения» и его пренебрежением к «этим старым и престарелым людям в сфере преподавания, которых было бы лучше использовать в качестве торговцев на рынке». Она уже начала видеть себя королевой школы, женой молодого директора.
Жены других учителей будут завидовать её положению. Она будет задавать тон во всём... Затем ей внезапно пришло в голову, что других жен может и не быть. Колеблясь между надеждой и страхом, она спросила об этом мужа, с тревогой глядя на него.
«Все наши коллеги молодые и неженатые», — сказал он с радостью, которой она на этот раз не разделила. «И это хорошо», — продолжил он.
«Почему? Потому что они будут отдавать всё свое время и энергию нашей школе». Нэнси была подавлена. На несколько минут она стала скептически относиться к новой школе; но это было всего на несколько минут. Эта маленькая личная неудача не могла отвернуть её от счастливых перспектив мужа.
Она посмотрела на него, когда он сидел, согнувшись в кресле. Он выглядел сутулым и таким хрупким. Но он иногда удивлял людей внезапными всплесками физической энергии. Однако в нынешней его позе вся его физическая сила, казалось, ушла за глубоко посаженные глаза, придав им необычайную проницательность. Ему было всего двадцать шесть, но выглядел он на тридцать или больше. В целом он был симпатичен.
«Пенни за твои мысли, Майк», — сказала Нэнси через некоторое время, подражая женскому журналу, который она читала.
«Знаешь, я тут подумал, какая у нас наконец-то появилась прекрасная возможность показать всем этим людям, как должна управляться современная школа».
Школа Ндуме была отсталой во всех смыслах этого слова. Мистер Оби вложил в работу всю свою жизнь, и его жена тоже. Он ставил перед собой две цели. Настаивал на обеспечение высокого уровня образования, и превратить школьный комплекс в целом в красивое место.
Сады мечты Нэнси, её клумбы, ожили с приходом дождей и расцвели. Красивые живые изгороди из гибискуса и алламанды ярко-красного и желтого цвета выделяли тщательно ухоженный школьный комплекс среди окружающей буйной зелени кустов.
Однажды вечером, когда Оби любовался клумбами и общим видом своей школы, он был шокирован, увидев, как пожилая женщина из деревни проковыляла прямо через двор школьного комплекса, через клумбу с бархатцами и через живые изгороди. Пройдя туда, он обнаружил едва различимые следы почти заброшенной тропинки из деревни через школьный комплекс к кустам на другой стороне.
"Меня поражает", - сказал Оби одному из своих учителей, который проработал в школе три года, "что вы, уважаемые учителя, позволяете жителям деревни пользоваться этой тропинкой. Это просто невероятно". Он покачал головой.
«Эта тропинка, господин директор, — извиняющимся тоном произнёс учитель, — очень важна для них. Хотя она почти не используется, она соединяет святилище деревни с местом захоронения их предков».
«А какое отношение это имеет к школе?» — спросил директор.
«Не знаю точно», — ответил другой, пожав плечами. «Но я помню, что некоторое время назад был большой скандал, когда мы пытались эту тропу перекрыть».
«Это было давно. А теперь она не будет больше так свободно использоваться», — сказал Оби, уходя. «И более того: что подумает государственный инспектор из отдела образования, когда придет проверять школу на следующей неделе? Насколько я знаю, жители деревни могут даже решиться использовать классную комнату для языческого ритуала во время самой проверки».
Тяжелые бревна были воткнуты поперек тропы в двух местах, где она входила в школьные помещения и выходила из них. Эти бревна были также дополнительно укреплены колючей проволокой.

Три дня спустя Ани, священник деревни, посетил директора. Он был пожилым человеком и ходил слегка сутулясь. Он опирался на крепкую трость, которой постукивал по полу, словно подчеркивая каждый раз, когда приводил новый довод в своей аргументации.
«Я слышал», — сказал он после обычного обмена любезностями, — «что родовая тропа деревни недавно была закрыта...»
«Да», — ответил мистер Оби. «Мы не можем позволить людям сделать нашу школьную территорию проходной дорогой».
«Послушай, сын мой», — сказал священник, опуская трость, — «эта тропа была здесь ещё до твоего рождения и до рождения твоего отца. Вся жизнь этой деревни зависит от неё. По ней уходят наши умершие родственники, и по ней навещают нас наши предки. Но самое главное, это тропа детей, которые приходят, чтобы родиться...»
Мистер Оби слушал с довольной улыбкой на лице.
«Вся цель нашей школы, — сказал он наконец, — искоренить именно такие языческие верования. Мертвецам не нужны пешеходные дорожки. Всё это просто фантазия. Наш долг — научить ваших детей смеяться над такими размышлениями».
«То, что вы говорите, может быть правдой, — ответил священник, — но мы следуем обычаям наших отцов. Если вы снова откроете тропу, нам не из-за чего будет ссориться. Я всегда говорю: пусть ястреб сядет, тогда и орёл сядет». Он встал, чтобы уйти.
«Мне жаль, — сказал молодой директор. — Но школьный комплекс не может быть проходным двором. Это противоречит школьным правилам. Я бы предложил вам проложить другую тропу, огибающую школьные помещения. Мы даже можем выделить наших мальчиков помочь в её строительстве. Я не думаю, что предки сочтут этот небольшой крюк слишком обременительным».
«Мне больше нечего вам сказать», — сказал старый священник, уже находясь снаружи.
Через два дня молодая женщина в деревне умерла во время родов. Жители тут же поспешили к местному шаману, и он предписал им тяжелые жертвоприношения, чтобы умилостивить предков, оскорбленных установленным на тропе забором.
На следующее утро Оби ужаснулся разрушениям проведенной им работы. Красивые живые изгороди были изломаны и вырваны с корнем не только возле тропинки, но и вокруг школы, цветы всех клумб были растоптаны в пыль, а одно из школьных зданий снесено...
В тот день государственный инспектор отдела образования пришел осмотреть школу, а затем написал плохой отзыв и «неприятный отчёт» о состоянии школьных помещений, но хуже всего было то, что он написал серьёзный рапорт о «ситуации племенной войны, развивающейся между школой и деревней, возникшей отчасти из-за ошибочного рвения нового директора».


Рецензии