опус 05. 02 письменность
Письменность = система знаков, привязанная к языку || предназначена для передачи данных || сопровождается датировкой написания. Независимо от системы, каждый славянский знак нёс конкретный образ, смысловую нагрузку, числовое значение. Итак, список славянской письменности от гипотетического начала.
1. Праязык (протоязык, язык предков) = знаковая система, естественно или искусственно созданная, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание/написание в древовидной модели исторической лингвистики, от которого произошёл ряд родственных языков. Праязык не поддается полному изучению. В лучшем случае он исследуются частично. Праязык реконструируется с помощью сравнительно-исторического метода. В метафоре семейного дерева праязык может называться материнский, изначальный, первобытный. Его называют общей/архаичной формой языка = «праславянский». В строгом смысле, праязык - это предок языков данной языковой семьи, существовавший непосредственно перед тем, как он начал распадаться на подтверждённые дочерние языки. Группа языков, которые не считаются отдельными языками, также может считаться как происходящая от единого праязыка.
2. Праславянский язык = праязык, от которого произошли другие славянские языки || группа родственных языков индоевропейской семьи, распространенная в странах Центральной и Восточной Европы, Северной Азии. Письменных памятников праславянского языка нет. Язык был восстановлен на основании сравнения достоверно засвидетельствованных славянских и других индоевропейских языков. Праславянский язык это:
- самая распространённая в мире языковая семья
- язык представлен на всех обитаемых континентах планеты
- является частью макросемьи ностратических языков
- гипотетическая макросемья, объединяющая языки Европы, Азии, Африки
- праславянские языки восходят к единому праностратическому языку
- гипотетический предок всех языков планеты
Исходная область распространения праславянского языка и его диалектов = комплекс Суковско-Дзедзицкой, Пражской, Ипотешти-кындештской, Пеньковской, Колочинской культур || VI век. Эта область соответствовала ареалу распространения праславянского языка, который не являлся статичным, так как он изменялся во времени. Его формы можно реконструировать по-разному, в зависимости от выбранного хронологического среза. Праславянский язык выделился из прабалтославянского языка в VI веке. Праславянский язык был диалектом индоевропейского праязыка. По гипотезе, прабалты и праславяне пережили период общности, в котором конструировался прабалтославянский язык || язык, распавшийся на праславянский и прабалтийский.
3. Прабалтославянский язык = реконструируемый праязык/язык предок, возникший в результате распада праиндоевропейского языка на два языка: прабалтский и праславянский, которые стали предками балтийских и славянских языков индоевропейской языковой семьи. Прабалтославянский язык не обладает письменными памятниками, но восстанавливается в лингвистике методами сравнительного языкознания. Есть ряд изоглосс (линия на лингвистической карте, обозначающая границы распространения какого-либо языкового явления), общих для балтских и славянских языков в области фонологии, морфологии, акцентологии, которые являются общими нововведениями со времен индоевропейского единства и, при этом, могут быть восстановлены в хронологическом порядке.
- Балтийские/балтские языки = языковая группа, представляющая особую ветвь индоевропейской семьи. Общая численность говорящих = свыше 4,5 млн человек. Распространение = Латвия, Литва. Ранее = территории современных земель северо-востока Польши, России (Калининградская область), северо-запада Белоруссии. Ещё ранее (до VII-IX века) = территория до верховья Волги, бассейна Оки, среднего Днепра, Припяти. Группа включает два живых языка = латышский и литовский (иногда выделяется отдельно латгальский язык, официально считающийся наречием латышского языка). Балтский язык засвидетельствован в памятниках как прусский язык, вымерший в XVII веке. Пять балтских языков известны по топонимике и ономастике, это куршский, ятвяжский, галиндский/голядский, земгальский, селонский. Балтийские языки отличаются исключительной архаичностью. Эстонский язык не является представителем балтийской группы языков, потому что это финно-угорский язык.
4. Старославянский язык = первый славянский литературный язык, основанный на диалекте славян, живших в IX веке в окрестностях города Солун, Балканы || в Греции, в Центральной Македонии расположен город Салоники; на болгарском, сербском, языке местного славянского населения город называется Солун; это второй по численности населения город Греции. Старославянский язык = восточная группа южнославянской ветви праславянского языка. Письменность разработана в середине IX века братьями Кириллом и Мефодием (традиционно считается созданной в 863 году Кириллом). В IX-XI веках являлся литературным языком большинства славянских народов и оказал влияние на формирование новых славянских языков. В качестве алфавита для старославянского языка использовались глаголица и кирилица. С самого начала старославянский язык был языком книжно-литературным и никогда не использовался в качестве средства бытового общения. К концу X века под влиянием других славянских языков претерпел изменения, и рукописи, написанные позже этого периода, считаются написанными уже на церковнославянском языке (славянский язык христианского богослужения и письменности, сформировавшийся из старославянского языка). Старославянский язык, основанный лишь на одном из диалектов восточной группы южнославянской ветви славянских языков, не следует путать с праславянским языком, более древним языком, ставшим основой для всех славянских языков.
- Важной датой в истории славянской письменности считается 1574 год, в котором Иван Федоров (1510 – 1583) напечатал «Старославянскую азбуку». Инициатором печатного дела в России был Иван Грозный. Царь понимал, что печатная книга может способствовать возвышению Московского государства и единообразию в церковных книгах. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который хранится в библиотеке Гарвардского университета (США), приобретшей его в 1950 году. Изначально книга принадлежала графу Г.С.Строганову. Когда он умер (1910 год), наследники распродали его библиотеку. В 1927 году книгу в Риме приобрел С.Дягилев. В 1955 году мир увидел фотокопию этого учебного пособия. И.Фёдоров || Иван Фёдорович Московитин = основатель русского книгопечатания. Книга содержит 40 листов по 15 строчек на каждой странице.
5. Берестяные грамоты (берестица, берестяное письмо) = памятники письменности на бересте, датируемые XI веком || бытовая графическая система, содержащая частную переписку, затрагивавшую бытовые и хозяйственные вопросы, политические и военные новости, деловые документы, ученические упражнения, тексты церковного содержания, заговоры, рисунки и т.д. и т.п. Основной комплекс берестицы содержит тексты на древнерусском языке (древневосточнославянский, общевосточнославянский) = языке восточных славян от VII-VIII до XIV-XV века || язык древнерусской этнической общности в период её становления, сплочения, распада || предок русского, белорусского, украинского языков. Условным началом истории древнерусского языка считается время появления первых упоминаний слова «русь» = конец первого тысячелетия от р.х. Тексты берестицы есть на церковнославянском, греческом, латинском, прибалтийском, финском языках. Основное отличие берестицы от книжнографической системы = замена букв:
- «ъ» на «о» или наоборот
- «ь» на «е» или наоборот
- «ять» (э) на «е» или «ь»
Большинство берестиц написано тщательно, описки и ошибки встречаются не чаще, чем в пергаменных документах. Берестицы являются показателем высокого уровня грамотности населения, включая низшие социальные слои древнерусского государства, русских земель, русских княжеств эпохи раздробленности. В XV веке берестица была вытеснена бумагой. Впервые берестицы были обнаружены в 1951 году при раскопках Великого Новгорода. Они найдены в Старой Руссе (45 шт), Торжке (19 шт), Смоленске (16 шт), Пскове (8 шт), Твери (5 шт), Москве (4 шт), Звенигороде Галицком (3 шт), Мстиславле (2 шт), Витебске, Вологде, Старой Рязани (1 шт). Их находят в культурном слое, который хорошо сохраняет органические остатки.
6. Славянские руны (руница, жреческое письмо) = гипотетическая письменность. По мнению отдельных исследователей существовавшая у славян до их крещения и изобретения кириллицы и глаголицы. Иногда именуется письмом «черт и резов». Гипотеза о славянских рунах была популярна в XIX веке среди историков, позднее она перекочевала в популярную литературу. В настоящее время находит поддержку среди сторонников нетрадиционной истории славян. Убедительных доказательств существования такой письменности нет.
7. Всеясветная грамота (всесветица, универсальная письменность, универсальный алфавит, всемирная письменность) = письменность родноверия (славянское неоязычество), основанное на разработанной доктрине эзотерической лингвистики (натурфилософской лингвистики), утверждающее, что существует преемственность между языком, письменностью, космосом, богом, подтверждаемая этимологической связью, которая в восточнославянских языках существует между язычником и языком. Движение было начато в России Ананием Шубиным-Абрамовым (1938-2019) в 1980-х годах. Позже оно было зарегистрировано как одноименная общественная организация. Приверженцы движения называют себя «православные всеясветники». Они верят, что всеясветная грамота - это древняя, исконная письменность, давшая начало всем другим системам письменности мира. Что это магическая письменность, буквы которой представляют многомерные божественные архетипы, проявляющиеся в виде сущностей и событий, доказывающие, что мир задуман богом, а предоставляющиеся средства даны для работы с вселенной. Всеясветники считают, что кириллица и ее предки сохранили магические свойства всеясветной грамоты, упрощенными потомками которой они являются. Всеясветица содержит 147 символов (49 х 3) = тройная буквица.
Свидетельство о публикации №224081101122
Борис Владимирович Пустозеров 24.09.2024 21:16 Заявить о нарушении
**********************************************************
Берестяные грамоты (берестица, берестяное письмо) = памятники письменности на бересте, датируемые XI веком || бытовая графическая система, содержащая частную переписку, затрагивавшую бытовые и хозяйственные вопросы, политические и военные новости, деловые документы, ученические упражнения, тексты церковного содержания, заговоры, рисунки и т.д. и т.п. Основной комплекс берестицы содержит тексты на древнерусском языке (древневосточнославянский, общевосточнославянский) = языке восточных славян от VII-VIII до XIV-XV века || язык древнерусской этнической общности в период её становления, сплочения, распада || предок русского, белорусского, украинского языков. Условным началом истории древнерусского языка считается время появления первых упоминаний слова «русь» = конец первого тысячелетия от р.х. Тексты берестицы есть на церковнославянском, греческом, латинском, прибалтийском, финском языках. Основное отличие берестицы от книжнографической системы замена букв:
- «ъ» на «о» или наоборот
- «ь» на «е» или наоборот
- «ять» (э) на «е» или «ь»
Большинство берестиц написано тщательно, описки и ошибки встречаются не чаще, чем в пергаменных документах. Берестицы являются показателем высокого уровня грамотности населения, включая низшие социальные слои древнерусского государства, русских земель, русских княжеств эпохи раздробленности. В XV веке берестица была вытеснена бумагой. Впервые берестицы были обнаружены в 1951 году при раскопках Новгорода. Они найдены в Старой Руссе (45 шт), Торжке (19 шт), Смоленске (16 шт), Пскове (8 шт), Твери (5 шт), Москве (4 шт), Звенигороде Галицком (3 шт), Мстиславле (2 шт), Витебске, Вологде, Старой Рязани (1 шт). Их находят в культурном слое, который хорошо сохраняет органические остатки.
*********
Какое может быть отрицание существования берестицы, если есть наглядное подтверждение?
Петр Петрович Шличус 26.09.2024 09:06 Заявить о нарушении
А.Захваткин не отрицает существование берестицы, он опровергает некоторые артефакты музейных экспонатов, которые, по его мнению таковыми не являются. А так же он не согласен с датировкой применения бересты.
Я занимаюсь календарологией. Вопросы берестицы меня интересуют только по части, касающейся моей тематики. Того материала, который выложен в соответствующем опусе, мне достаточно.
Петр Петрович Шличус 26.09.2024 10:04 Заявить о нарушении