С Тобою идем, с Тобою победим!

Друзья!
Из Сети

"Великий облик Святого Сергия всегда был особенно близок русским людям. Именно к нему обращались они в наиболее тяжелые
времена, в нем искали и находили истоки духовности и национального характера, черпали надежду, силы и вдохновение. Не
случайно Павел Флоренский называл Преподобного Сергия «Ангелом Хранителем России» и считал, что русский дух и русская идея
непосредственно связаны с ним и с Троице-Сергиевой Лаврой, куда ведут все нити русской культуры.
На Ярославской земле имя Преподобного Сергия особенно дорого и почитаемо. Великий Святой земли русской родился и провел
детство в местечке Варницы под Ростовом Великим. По преданию, в сан игумена он был возведен в Спасо-Преображенском соборе
Переславля. В 1374 году в этом городе состоялся съезд князей, официальным поводом для которого послужило крещение в том же
Спасо-Преображенском соборе Сергием Радонежским сына Дмитрия Донского Юрия.
В начале своей программы Сергей Скородумов предложил зрителям совершить небольшую виртуальную экскурсию по Варницам.
Именно здесь на свет появился мальчик, который впоследствии стал великим святым земли русской Преподобным Сергием
Радонежским. Его рождению предшествовали многие чудесные события. При крещении мальчику дали имя Варфоломей, что означает «сын радости». Предполагается, что мальчика крестили на 40-й день после рождения, когда отмечался день Апостола
Варфоломея. Таким образом можно рассчитать дату рождения Святого Сергия – 3 мая по старому стилю или 16-го по новому.
В Варницах вам обязательно покажут несколько памятных мест. Это колодец, из которого брали воду родители преподобного Сергия
– ростовские бояре Кирилл и Мария. На том месте, где стояла их изба, сегодня находится Троицкий храм. В церкви во имя
Преподобного Сергия есть икона с частицей его мощей.
Как называлась эта местность в XV веке, точно неизвестно. Название Варницы появилось позднее. Оно произошло от того, что
здесь велась добыча соли путем ее выпаривания из раствора. И в поле, недалеко от Варниц, до сих пор сохранилась старая
деревянная емкость для рассола.
В Варницах произошла встреча Варфоломея с чудным старцем. Она отражена на картине Михаила Васильевича Нестерова
«Видение отроку Варфоломею». Когда пришло время учиться, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном и младшим
Петром был отдан в школу. Тогда детей учили грамоте по священным книгам и житиям святых. Надо полагать, все это находило
глубокое созвучие в юной душе отрока. Но вот беда: мальчику никак не давались премудрости учения. До тех пор, пока не
случилась в его жизни удивительная встреча.
Елена Ивановна Рерих в своем очерке «Преподобный Сергий Радонежский» так описывает это событие: «... Однажды отец послал
Варфоломея разыскать коней в поле. Мальчик во время поисков своих вышел на поляну и увидел под дубом “старца-схимника,
погруженного как бы в молитвенное созерцание”. Варфоломей приблизился и молча стал в ожидании, когда старец заметит его.
И вот старец обратился ласково к отроку, спросив: “Что тебе надо, чадо, от меня?” И Варфоломей, земно поклонившись, с
глубоким душевным волнением, сквозь слезы, поведал ему свое горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть
грамоту. И под тем же дубом старец стал на молитву и рядом с ним Варфоломей. Окончив, чудный старец вынул из-за пазухи
ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел ему съесть, сказав: “сие дается тебе в знамение Благодати
Божией и уразумения Святого Писания, не скорби более, чадо мое, о грамоте, ибо отныне даст тебе Господь разум в учении”.
Сказав это, старец хотел удалиться, но благородный Варфоломей молил его посетить дом его родителей. С честью приняли
странника благочестивые Кирилл и Мария. За трапезой родители Варфоломея рассказали многие знамения, сопровождавшие
рождение сына их, и старец пояснил им, что сыну их “надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести
вслед себе к уразумению Божественных Заповедей”. После этих пророческих слов чудный старец удалился...»
По некоторым легендам старец передал юному отроку чудесный камень, который повелел зарыть в определенном месте. В наши
дни на месте встреча отрока Варфоломея со старцем поставлен крест.
Жизнеописатели Сергия считают, что в образе старца юному Варфоломею явился ангел. Слово «ангел» в переводе с греческого
означает «вестник». Следовательно, именно при встрече со старцем юный отрок получил первую весть Высшего мира. В земной
жизни Варфоломея просиял первый луч Духовного Света. Пройдут годы, и Мир Высший полноправно войдет в жизнь Преподобного.
Но начало всему было положено именно здесь, в Варницах.
Святой Сергий, создавая духовную основу русского государства, воедино собирал раздробленные русские земли. Не случайно в
русской православной традиции его называют «умиротворителем князей». Он ввел на Руси общинность, помог народу преодолеть
смятение перед завоевателями, вдохнул надежду в сердца русских людей. По словам академика Л.В.Шапошниковой, Святой Сергий
«вложил нравственную силу в исторический процесс». Его миссия заключалась в созидании духовной части этого процесса. Он
заложил фундамент «космической эволюции целой огромной страны».
В 1380 году с Куликовской битвы на реке Непрядве возвращался народ-победитель. Благословляя Дмитрия Донского на
решительную битву, Святой Сергий принял на себя ответственность за будущее России. И следствием этого вдохновения и
ободрения стала великая победа не только над завоевателями, Мамаевой ордой и ее приспешниками, но и над недоверием к себе,
к своим силам, было преодолено губительное разъединение. Куликовская битва послужила укреплению Московской Руси и выходу
ее на мировую арену.
Святого Сергия высоко почитали в семье Рерихов, которые видели в нем своего Учителя и всю жизнь старались строить по его
заветам. Идеи Преподобного широко отражены в философском, эпистолярном и живописном творчестве художника. Многие
картины Николая Константиновича Рериха связаны с его именем и образом. «Святой Сергий», «Сергиева пустынь», «Сергий-
строитель», «Часовня Святого Сергия на перепутье», «Сам вышел» – вот названия только некоторых из них. Именно Николай Рерих
впервые показал на своих полотнах Сергия как труженика, общинника, строителя русской духовной культуры. Нравственные
искания Рерихов также связаны с Преподобным Сергием и Троице-Сергиевой Лаврой.
Елена Ивановна Рерих под псевдонимом Наталья Яровская написала прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский»,
который является лучшим произведением отечественной литературы о Великом Святом. В этом очерке есть такие строки: «На всех
поворотных пунктах истории России, при всех потрясениях, обрушивавшихся на Землю Русскую, неизреченная мощь
Преподобного и твердыня духовной культуры, им заложенная, стоят нерушимым оплотом сил духовных».
Важным источником апокрифических сведений о жизни Преподобного Сергия стали «Криптограммы Востока», изданные Еленой
Ивановной Рерих в 1929 году в Париже под псевдонимом Жозефина Сен-Илер.
Помимо картин и очерков, посвященных Преподобному Сергию, Николай Константинович Рерих вел и другую большую работу по
утверждению его имени.
На картине «Свято-Сергиева часовня на путях в Гималаи» (1931) осталась запечатленной мысль художника о строительстве
часовни Сергия в долине Кулу (Индия). К сожалению, по ряду обстоятельств этой идее не суждено было воплотиться. Однако
комната-часовня Преподобного Сергия по инициативе Н.К.Рериха появилась в Музее его имени в Нью-Йорке. 19 апреля 1934 года
часовню освятил митрополит Вениамин Питтсбургский.
В начале 1930-х годов в Америке Н.К.Рерих задумал строительство еще одной часовни Сергия – в русской деревне Чураевке близ
Нью-Йорка, основанной известным сибирским писателем Георгием Дмитриевичем Гребенщиковым. После завершения Центрально-
Азиатской экспедиции в 1929 году Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи приехали в Америку на открытие нового
здания Музея Н.Рериха и побывали в Чураевке. Там же Николай Константинович разработал эскиз небольшой каменной церкви,
который лег в основу проекта будущей часовни, и внес пожертвование на ее строительство. Часовня Святого Сергия в Чураевке
была торжественно открыта и освящена 14 сентября 1930 года. Часовня Святого Сергия в Чураевке существует до сих пор. В ней
ведутся богослужения.
В августе 1934 года начался первый этап Маньчжурской экспедиции. На некоторое время ее базой стала станция Китайско-
Восточной железной дороги Барим, расположенная в горах Хингана. Рерих начал работу над проектом часовни имени Святого
Сергия в Бариме по благословению архиепископов Нестора и Мелентия. К сожалению, клеветническая кампания против Н.К.Рериха
в Харбине со стороны профашистских сил не позволила завершить этот проект.
В 1932 году Николай Константинович Рерих создал картину «Святой Сергий Радонежский», в нижней части которой поместил
надпись: «Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе – при Минине;
третье…» Есть все основания полагать, что под многоточием художник имел в виду помощь Святого Сергия России во время
Великой Отечественной войны и в последующие годы.
В самые трудные времена люди обращались к Сергию, которого в русской традиции называют Воеводой Земли русской. По-
прежнему благословенным напутствием звучат для нас слова Елены Ивановны Рерих, сказанные в 1934 году: «Отче Сергий,
Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!».https://icr.su/
...Никакого сомнения:ПОБЕДИМ!
В.Н.

**************
1.Рериховский форум завершил работу

В Усть-Коксе (Республика Алтай) Закончилась VI Международная научно-практическая конференция «Научное и культурно-
историческое значение Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха».
Сопредседатель ее программного комитета и глава Уральского отделения РАН академик Виктор Николаевич Руденко сообщил, что в
научном форуме приняло участие 146 специалистов из Китая, Беларуси, Узбекистана, а также 20 субъектов Российской Федерации
от Москвы и Санкт-Петербурга до Читы и Владивостока. Среди них – 44 обладателя академических званий и ученых степеней. «Все
доклады были очень квалифицированными, даже захватывающими, независимо от статуса авторов», – подчеркнул В.Н.Руденко.
За содействие в организации и проведении конференции он выразил благодарность председателю Сибирского отделения РАН
академику Валентину Николаевичу Пармону, академикам Борису Вандановичу Базарову, Анатолию Пантелеевичу Деревянко,
Вячеславу Ивановичу Молодину и Арнольду Кирилловичу Тулохонову, главному ученому секретарю СО РАН члену-корреспонденту
РАН Андрею Александровичу Тулупову, членам-корреспондентам РАН Ендону Жамьяновичу Гармаеву, Игорю Витальевичу
Силантьеву, директору Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН доктору исторических наук Ирине
Владимировне Лизуновой, директору Института истории СО РАН доктору исторических наук Вадиму Марковичу Рынкову,
заместителю главного ученого секретаря СО РАН кандидату сельскохозяйственных наук Евгению Анатольевичу Иванову, начальнику
Управления организации научных исследований СО РАН кандидату геолого-минералогических наук Наталье Витальевне
Максимовой, ряду специалистов Сибирского отделения.
В проекте резолюции рериховского форума содержится предложение организовать силами РАН и Российской академии художеств
международную конференцию с более широкой повесткой – «Глобальный российский цивилизационный проект: геополитические,
социально-экономические, научно-образовательные и культурные аспекты». По ее итогам мыслится «…сформировать рабочую
группу для разработки научной концепции перехода России к новой модели цивилизационного существования с главной задачей
сохранения природной среды и всестороннего развития человеческого потенциала».
Другую рабочую группу, на базе Уральского и Сибирского отделений РАН и с участием Международного Центра Рерихов,
предполагается собрать для изучения наследия Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов на постоянной основе с широким
международным участием, и в этом контексте – расконсервировать основанный Николаем Константиновичем Рерихом институт
«Урусвати» (штат Химачал-Прадеш, Индия) и продолжить его деятельность совместно с индийскими коллегами.
Региональным отделениям РАН также предложено разработать концепцию воплощения в жизнь проекта Н.К.Рериха по созданию в
Уймонской долине (совр. Усть-Коксинский район Республики Алтай) комплексного междисциплинарного научного центра под эгидой
УрО РАН и СО РАН с привлечением исследователей из Республики Алтай и Алтайского края. Также высказаны идеи открытия в
Усть–Коксе ячейки региональной организации Русского географического общества, выделения на Горном Алтае недоступных для
туристов природных резерватов и обращения в Росреестр и Ростуризм с целью наделения официальным статусом названий всех
гор и перевалов, носящих имена Рерихов и их сподвижников.

Источник: «Наука в Сибири», 2 августа 2024 года.
ИЗДАНИЕ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
https://icr.su/
**************
2.
Исполнение воли Святослава Рериха – наш священный долг. Часть 2

Весной 2017 года руководство Государственного музея Востока при поддержке Министерства культуры и при помощи работников охранного подразделения в чёрной униформе без опознавательных знаков осуществило силовой захват московской усадьбы Лопухиных, в которой на законных основаниях в соответствии с волей Святослава Николаевича Рериха и обещаниями государства более 25 лет располагался общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Были захвачены не только здания усадьбы, но и богатейшее наследие Рерихов, переданное Святославом Николаевичем Рерихом созданной им в России общественной организации – Международному Центру Рерихов.

Вскоре после захвата Министерство культуры и Государственный музей искусства народов Востока заявили, что наследие Рерихов является государственной собственностью. При этом всем известно, что не существует ни одного документа, в соответствии с которым Святослав Николаевич Рерих передал бы права собственности на наследие своей семьи государству, также как не существует ни одного другого законного основания приобретения права собственности на наследие Рерихов государством. Таким образом была грубо нарушена последняя воля Святослава Николаевича о судьбе наследия Рерихов в России. Международный Центр Рерихов (МЦР), исполняя волю своего основателя, все эти годы открыто отстаивает свои права на наследие в российских судах.

Как в этой ситуации должны действовать искренние последователи Рерихов, уклониться от борьбы и смириться со случившимся или по завету Святослава Николаевича отстаивать Добро и Справедливость? Своими размышлениями на эту тему делится член Правления МЦР Виктор Валентинович Байда.

При создании видеоролика был использован доклад В.В.Байда на Круглом столе МЦР, приуроченном к семилетней годовщине захвата общественного Музея имени Н.К.Рериха, состоявшемся в онлайн-формате 29 апреля 2024 года.

Круглый стол,приуроченный к семилетней годовщине захвата общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР.
https://icr.su/
***********
3.98 лет со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой

26 июля 2024 года исполняется 98 лет со дня рождения академика Российской академии естественных наук и Российской академии
космонавтики имени К.Э.Циолковского Людмилы Васильевны Шапошниковой (1926-2015) – основателя и генерального директора
общественного Музея имени Н.К.Рериха, первого президента Благотворительного Фонда имени Е.И.Рерих и первого вице-
президента Международного Центра Рерихов, выдающегося ученого, мыслителя, писателя, путешественника, общественного
деятеля, человека удивительной судьбы.
Жизненный путь Л.В.Шапошниковой начался в городе Новочеркасске, столице Донского казачества, входившей в те годы в состав
Северо-Кавказского края. После Великой Отечественной войны она окончила Восточное отделение исторического факультета
Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата
исторических наук. В 1957–1985 годах работала старшим преподавателем, затем доцентом кафедры истории Индии Института
стран Азии и Африки при МГУ.
В Индии Л.В.Шапошникова провела около десяти лет, преподавала в Мадрасе, много путешествовала. «Индия, эта чудесная страна,
увлекала меня с первого курса», – говорила Людмила Васильевна. Главная тема, которая интересовала ее, – история и культура
индийских народов. Результатом глубоких целенаправленных исследований стали научные работы и целый ряд замечательных книг,
которые изданы на разных языках, в том числе на хинди. В 1967 году правительство Индии высоко оценило научный и
литературный труд Людмилы Васильевны Шапошниковой, присудив ей Международную премию имени Джавахарлала Неру за
выдающийся вклад в развитие российско-индийских культурных и научных связей.
Новый, важнейший этап в жизни Л.В.Шапошниковой, связанный с Индией, начался в 1968 году после знаменательной встречи со
Святославом Николаевичем Рерихом. Ее высокие духовные качества, мужественный, бесстрашный характер, умение держать
данное слово, способность мыслить широко и свободно позволили ей стать верным другом, надежным соратником и преданной
ученицей Святослава Николаевича. С тех пор все свои способности и таланты Людмила Васильевна посвятила выполнению его
завета доставить в Россию наследие их семьи и создать общественный Музей, достойный имени великого художника Николая
Константиновича Рериха.
В советское время Л.В.Шапошникова приложила немало усилий, чтобы вернуть имя Рерихов России. В 1973-1974 годах при ее
участии был снят полнометражный документальный фильм «Николай Рерих». В 1974 году она стала членом Комиссии по наследию
Рерихов и приняла самое активное участие в организации празднования 100-летия Н.К.Рериха в Советском Союзе.
В течение 1975-1980 годов Л.В.Шапошникова самостоятельно повторила большую часть маршрута Центрально-Азиатской
экспедиции Н.К.Рериха. Итогом ее исторических и научных исследований стал богатейший фотоматериал, издание авторского
Международная общественная организация | Специальный консультативный статус при ЭКОСОС ООН
Ассоциированный член ДОИ ООН | Ассоциированный член Международной Организации Национальных Трастов
Коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ) | Член Всеевропейской федерации по культурному наследию «ЕВРОПА НОСТРА»
Семья Рерихов ; Эволюционные действия Рерихов ; Живая Этика ; Пакт Рериха ; МЦР ; Музей имени Н.К. Рериха
Л.В. Шапошникова ; Защита ; ОНЦ КМ ; Конференции ; Чтения ; Культурно-просветительская работа ; Творческие отделы
Главная страница » Новости » Новости МЦР » 2024
фотоальбома «От Алтая до Гималаев» и многочисленных очерков, посвященных экспедиции Рерихов, в которых Л.В.Шапошникова
смогла отразить дух и восприятие Востока, присущие Н.К.Рериху.
Напутствием для Людмилы Васильевны прозвучали слова Святослава Николаевича, сказанные им в один из ее последних визитов
в Бангалор: «Ничего не бойтесь. Идите вперед, не оглядываясь. Все будет хорошо. Помните, все мы работаем для Будущего.
Не огорчайтесь кратковременными неудачами. Думайте прежде всего о Будущем». С признательностью он добавил: «Я Вас
благодарю за то будущее, которое Вы несете».
В 1990 году, будучи доверенным лицом С.Н.Рериха и выполняя его распоряжения, Л.В.Шапошникова доставила из Индии в Россию
наследие семьи Рерихов. Передавая наследие, Святослав Николаевич ставил одно непременное условие – создаваемый Центр-
Музей имени Н.К.Рериха должен иметь общественный статус. Центру-Музею отвели старинную усадьбу Лопухиных, находившуюся в
аварийном состоянии. Без каких-либо бюджетных средств, на деньги меценатов и общественности исторический памятник
архитектуры в центре Москвы был поднят из руин. 12 февраля 1993 года, в день рождения Елены Ивановны Рерих, в усадьбе
Лопухиных состоялось первое открытие общественного Музея имени Н.К.Рериха, ставшего крупнейшим культурным и научно-
просветительским центром нового типа. Музейная экспозиция, разработанная генеральным директором Людмилой Васильевной
Шапошниковой, отражала ключевые этапы жизненного и творческого пути наших великих соотечественников.
Живая Этика – философия космической реальности, созданная Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока, проведение
грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции, открытие Института Гималайских исследований «Урусвати», Пакт Рериха и Знамя
Мира – все эти важнейшие эволюционные действия Рерихов требовали глубокого осмысления и стали центральной темой научного,
философского и публицистического творчества Л.В.Шапошниковой.
Людмила Васильевна Шапошникова – автор 35 книг и более 500 статей. Она является основоположником новой научной школы
культурно-исторических исследований, связанных с изучением художественного, научного и философского наследия семьи Рерихов,
и в первую очередь философской системы Живой Этики, которая является квинтэссенцией русского космизма и содержит
методологические основы нового космического мышления.
Подвижническая деятельность Л.В.Шапошниковой и ее достижения в сфере науки и культуры отмечены государственными
наградами: орденом Дружбы за большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия (2006) и орденом «За
заслуги перед Отечеством» IV степени (2011), а также почетными званиями и дипломами. Л.В.Шапошникова – лауреат многих
международных премий, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени
К.Э.Циолковского, почетный доктор Софийского университета, Академии наук Монголии и Кыргызско-Российского Славянского
университета, заслуженный деятель искусств РФ. Малая планета 9717, открытая астрономом Н.С.Черных, названа в ее честь
«Lyudvasilia».
Четверть века Людмила Васильевна Шапошникова мужественно стояла на страже бесценного Рериховского наследия, бесстрашно
преодолевая самые сложные препятствия на пути создания и развития Центра-Музея. Всей своей деятельностью, всем своим
творчеством она помогала продвигать эволюционные идеи Рерихов, служа России, Культуре и Новому миру.
26 июля 2024 года состоятся IV Международные научные чтения, посвященные академику Л.В.Шапошниковой (1926–2015), которые
пройдут в онлайн-формате.
Тема IV чтений: «Н.К.Рерих и его наследие в трудах Л.В.Шапошниковой». Для участия в Чтениях приглашены ученые России и
зарубежных стран, сотрудники музеев, архивов, библиотек, культурные и общественные деятели.
https://icr.su/
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
11 августа 2024 года.


Рецензии