К заповеди о строительстве своего духовного дома

Стихи Евангелия, содержащие заповедь, и фрагменты текстов, на которые следует обратить особое внимание, выделены ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ.


Евангелие от Матфея 7:24-27

ИТАК ВСЯКОГО, КТО СЛУШАЕТ СЛОВА МОИ СИИ И ИСПОЛНЯЕТ ИХ, УПОДОБЛЮ МУЖУ БЛАГОРАЗУМНОМУ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДОМ СВОЙ НА КАМНЕ;

И ПОШЕЛ ДОЖДЬ, И РАЗЛИЛИСЬ РЕКИ, И ПОДУЛИ ВЕТРЫ, И УСТРЕМИЛИСЬ НА ДОМ ТОТ, И ОН НЕ УПАЛ, ПОТОМУ ЧТО ОСНОВАН БЫЛ НА КАМНЕ.

А ВСЯКИЙ, КТО СЛУШАЕТ СИИ СЛОВА МОИ И НЕ ИСПОЛНЯЕТ ИХ, УПОДОБИТСЯ ЧЕЛОВЕКУ БЕЗРАССУДНОМУ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДОМ СВОЙ НА ПЕСКЕ;

И ПОШЕЛ ДОЖДЬ, И РАЗЛИЛИСЬ РЕКИ, И ПОДУЛИ ВЕТРЫ, И НАЛЕГЛИ НА ДОМ ТОТ; И ОН УПАЛ, И БЫЛО ПАДЕНИЕ ЕГО ВЕЛИКОЕ.

Иоанн Златоуст: «…Показывая, наконец, как полезна добродетель и в здешней жизни, и как вреден порок, говорит: Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному. Вы слышали, какое ПОНЕСУТ НАКАЗАНИЕ ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ СОБЛЮДАЮТ СЛОВ ЕГО, ХОТЯ БЫ И ЧУДЕСА ТВОРИЛИ. Теперь вам должно знать и то, какими благами будут наслаждаться не только в грядущем веке, но и в настоящем те, которые повинуются всем словам Его… Показывает, как сильна добродетель и в настоящей жизни. В чем же состоит эта сила добродетели? В том, что с нею живут безопасно, не колеблются ни от каких несчастий, стоят выше всех гонителей. Что может сравниться с этим? Этого не может приобресть себе даже украшенный диадемою, а добродетельный достигает. Он один со многим избытком стяжал такую безопасность, в пучине настоящей жизни наслаждаясь великою тишиною. И подлинно: удивительное дело, что он не в приятную погоду, но ВО ВРЕМЯ ЖЕСТОКОЙ БУРИ, ПРИ ВЕЛИКОМ СМЯТЕНИИ И ПРИ ПОСТОЯННЫХ ИСКУШЕНИЯХ, НИМАЛО НЕ МОЖЕТ КОЛЕБАТЬСЯ.» («Беседы на Евангелие от Матфея», Беседа 24)

Иоанн Златоуст: «Если мы содержим здравые догматы, но нерадим о жизни, нам не будет никакой пользы от догматов; и опять, если мы заботимся о жизни, но хромаем в догматах, и в этом случае также не будет, пользы. Поэтому НЕОБХОДИМО, ЧТОБЫ НАШ ДУХОВНЫЙ ДОМ БЫЛ ПРОЧЕН С ОБЕИХ СТОРОН. («Гомилии на Бытие»)

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Удобно РАЗРУШАЕТСЯ ЖИТЕЛЬСТВО, по-видимому благое, ТЕХ, КОТОРЫЕ полагают в основание ему исключительно какой-либо телесный подвиг, или и многие подвиги, иногда весьма трудные и весьма выставляющиеся, но НЕ ОБРАЩАЮТ ДОЛЖНОГО ВНИМАНИЯ НА ЕВАНГЕЛЬСКИЕ  ЗАПОВЕДИ. Очень часто случается, что подвижники даже не обращают никакого внимания на евангельская заповеди, открыто попирают их, НЕ ДАВАЯ ИМ НИКАКОЙ ЦЕНЫ И НИСКОЛЬКО НЕ ПОНИМАЯ ИХ ВАЖНОСТИ. Такие подвижники при встретившемся неожиданно искушении, или при нечаянной перемене в жизни, не только колеблются очень скоро, но и подвергаются совершенному нравственному расстройству, названному в евангелии велиим разрушением храмины душевной. В пример возьмем пустынника, живущего в глубоком уединении, возложившего на это уединение всю надежду своего преуспеяния и спасения. Положим, что внезапно, по насилию обстоятельств, этому пустыннику пришлось оставить уединение и жить среди многолюдства. Он, как НЕ СКРЕПЛЕННЫЙ В СЕБЕ САМОМ ЕВАНГЕЛЬСКИМИ ЗАПОВЕДЯМИ, НЕПРЕМЕННО ДОЛЖЕН ПОДВЕРГНУТЬСЯ СИЛЬНЕЙШЕМУ ВЛИЯНИЮ СОБЛАЗНОВ, встречающихся во множестве в обществе человеческом. Это естественно: у него не было другой силы, его ограждавшей, кроме наружного уединения: лишившись его, он лишился всей опоры своей, и по необходимости должен уступить силе иных наружных впечатлений. Сказанное сказано отнюдь не для уничижения пустынного жития, охраняющего от соблазнов и развлечения, особенно способствующего к изучению и исполнению евангельских заповедей; сказано для того, чтоб и пустынник в пустыне своей приложил особенное тщание ИЗУЧАТЬ И ИСПОЛНЯТЬ ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРЫХ ВВОДИТСЯ В ДУШУ ХРИСТОС, Божия сила и Божия премудрость. ИСТИННОЕ ХРИСТИАНСТВО и истинное монашество ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИСПОЛНЕНИИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ. Где нет этого исполнения, там нет ни христианства, ни монашества, какова бы ни была наружность. …Праведниками Писание называет тех, которые стараются тщательнейшим образом исполнять истинно и единственно праведную волю Божию, отнюдь не свою, мнимо и ложно праведную. Только исполнители правды Божией могут наследовать землю, то есть, обладать своим сердцем, своею плотью, своею кровью…»  («Приношение современному монашеству», Глава IV «О непрочности монашеского жительства, когда оно не основано на евангельских заповедях»)

Феофан Затворник: «Нынешнее Евангелие говорит о том, что слушающий слова Господни и исполняющий их подобен строящему дом на камне, а слушающий и не исполняющий – подобен строящему дом на песке. Заучи это всякий и почаще повторяй; истина же в нем содержащаяся, всякому понятна и ясна наглядно. И собственных опытов всякий имеет под руками в этом роде множество. Мысли, например, пока еще думаешь о чем, бывают неустойчивы и мятутся; когда же изложишь их на бумаге, они получают окреплость и неподвижность; предприятие какое-нибудь все еще бывает неверно и меняется в частностях, пока не начато, а когда пустишь его в ход, всем пополнительным соображениям конец. Так и НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА пока не исполнены, они как будто чужие, вне нас и непрочны, а КОГДА ИСПОЛНЯЕШЬ ИХ, ОНИ ВХОДЯТ ВНУТРЬ, ОСЕДАЮТ В СЕРДЦЕ И ПОЛАГАЮТ ТАМ ОСНОВУ ХАРАКТЕРУ – доброму или злому.» («Мысли на каждый день года»)

Епископ Михаил (Лузин): «…Человека, который слушает слова Его и исполняет их, то есть ведет жизнь, сообразную с Его учением, Он уподобляет человеку, строящему дом свой на камне, а того, кто только слушает, но не исполняет, – строящему дом свой на песке. Живущие по слову и Закону Христову могут считать себя безопасными от крушения среди бурь, бед и искушений и, обладая верою и любовью, не боятся их; если бы их и постигли искушения и бедствия, они пребыли бы твердыми, перенесли испытания, тем более что Господь не попустит им искушения сверх силы их. Но НЕ ИСПОЛНЯЮЩИЙ ЗАПОВЕДЕЙ ХРИСТОВЫХ НЕ УСТОИТ; если поднимутся подобные бури, у него не будет сил противиться им…» («Толкование на Евангелие от Матфея»)

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): «О каком доме говорит Господь? Что должны мы иметь в виду, слыша Его святые слова? Он говорит о домостроительстве всей жизни нашей, о том, на чем и как основываем мы всю жизнь нашу. А люди основывают жизнь свою все по-разному, и мало-мало таких, которые основывают ее на камне, который есть Господь Иисус Христос. Одни основывают все дело благополучия своего на лжи, на мошенничестве, на подлости, на взятках, и до времени они благоденствуют, иногда довольно долго благоденствуют, а кончается все так, как кончилось с домом, построенном на песке, на который устремились реки и ветры – и было падение дома того великое. Другие, ученые, основывают все здание жизни своей, всю деятельность свою, все домостроительство жизни своей на глубокой вере в то, что вся истина в науке. На ней, столь изменчивой, столь непостоянной науке основывают домостроительство свое. Рушится, рушится это домостроительство, и люди, всю жизнь свою отдавшие науке, приходят к заключению, что наука бессильна, что основание, на котором строили они жизнь свою, подобно песку. А огромное большинство людей, если не говорить об ученых – о меньшинстве, строят жизнь свою на стремлении устроиться теплее, приобрести богатство, обеспечить жизнь свою. И здесь надо вспомнить притчу о хозяине огромного имения, который собрал урожай с полей своих и не знал, что с ним делать, ибо малы оказались его амбары, в которых лежали уже запасы хлеба. И он решил сломать эти амбары и построить новые, и радовался богатству своему, а Бог сказал ему: «безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20) Так бывает с очень, очень многими, строящими жизнь свою на погоне за благополучием и обеспеченностью, за богатством. СТРОЯТ НА ПЕСКЕ, НА СТРЕМЛЕНИИ К БЛАГАМ ЗЕМНЫМ, НЕ ПОМНЯТ ЗАПОВЕДЕЙ ХРИСТОВЫХ – И БЫВАЕТ ПАДЕНИЕ ДОМА ИХ ВЕЛИКО. Есть и еще люди, их много, которые строят здание жизни своей на вере в политические учения, и одни принимают за истину одно учение, другие – другое, и всю жизнь отдают политической работе, направленной соответственно учению, которое избрали. Не песок ли это? Конечно, песок, потому что все политические течения имеют целью обеспечение материальными благами народа, общества, а это, это стремление к обеспечению только материальными благами – то же, что домостроительство на песке. Ибо грянет страшная война, подобная перенесенной нами недавно, и все разрушится, и все перевернется, и все изменится. Ненавистью и ложью руководимое строительство, которым занимались люди при созидании политического здания своей страны, своего общества, оказалось строительством большого здания на песке. Подули ветры, разлились реки, и было падение этого здания великим и страшным. Как понимать эти слова Господа Иисуса Христа о реках, о ветрах, которые устремляются на дом, построенный на камне или построенный на песке? ГОСПОДЬ ГОВОРИТ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВСЕЙ НАШЕЙ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. Он никогда не говорил о жизни материальной, никогда не учил, как устраивать земную жизнь. Он говорил только, что надо не думать, не заботиться ни о чем, так как Отец наш Небесный знает, что мы нуждаемся в пище и одежде, и все получим, если будем одного искать – Царствия Божия и славы Его. О каких ветрах, о каких реках говорит Господь применительно к жизни не материальной, а духовной? Какие ВЕТРЫ НЕ СТРАШНЫ ТЕМ, КТО ДОМ СВОЙ ПОСТРОИЛ НА КАМНЕ – НА ЗАПОВЕДЯХ ХРИСТОВЫХ? Какие реки и ветры разрушат здание жизни, построенное на песке, на лжи, а не на камне, который есть Христос? Это тяжкие испытания, бедствия, издевательства, преследования, унижения, которые выпадают на долю верующего человека, особенно духовного человека. Господь говорит, что они не страшны и не вредны для подлинно духовного человека, для того, кто построил дом на камне. Многие-многие святые, которые построили дом свой, домостроительство души своей на камне, на скале, этих нападений не страшились, переносили их благодушно, с полным терпением. И чем выше святость человека, тем меньше затрагивают его злые ветры, бурные воды, устремляющиеся на него от диавола, он нечувствителен к ним, переносит все спокойно и благодушно. Они не вредят ему, и дом души его, души святой, непоколебим. Совсем не так с теми, у кого дом души их построен не на заповедях Христовых, а на песке: на благах мира, на учениях человеческих. Они не переносят ни оскорблений, ни унижений, ни нападений, способных разрушить их состояние; теряя близких своих, впадают они в отчаяние, клянут всех и вся, впадают в глубокое малодушие, и дом души их, построенный на песке, падает, и падение бывает великим и страшным.» («Избранные творения», О доме, построенном на камне и построенном на песке)

Формулировка заповеди:

Духовная жизнь последователя Христова может строиться только на основе евангельских заповедей. Без их тщательного изучения и стремления исполнить их на деле ни телесные подвиги, ни благое произволение, ни воля и решимость не помогут в преодолении искушений, соблазнов и испытаний, непременно возникающих на узком пути жизни по-христиански.


Рецензии