Престижная профессия, как я не стала учителем

В каждом поколении существуют свои предпочтения в выборе профессии: сейчас многие молодые люди стремятся стать психологами или айтишниками, до этого в почёте были юристы и экономисты, во времена нашей молодости – инженеры, учителя, военные.
Все одноклассники моего мужа – дети из сельской местности, 9 и 10 класс учились вдали от дома, жили в интернате, и большинство из них закончили высшие или средне-технические военные училища, позднее многие прошли «Афган».
А в нашем классе в военное училище не пошёл учиться никто, мы все были детьми домашними.
Как парни, так и девушки стали в основном инженерами, техниками и педагогами.
А вот мой брат, который старше меня на 10 лет (1945 год рождения) и другие парни с нашей улицы (улица наша по современным меркам совсем невелика - меньше сотни семей), его ровесники, стали врачами.
В 60-е годы это была самая уважаемая и престижная профессия.

Я мечтала стать учителем, но моей мечте не суждено было осуществиться, хотя долгое время я считала, что быть учителем - моё призвание.
Мне казалось, что если я в чём-то разбираюсь, то могу растолковать, разжевать, научить другого человека.
Примером этого была моя соседка Ира Виноградова, которая готовилась к экзамену по литературе.
С литературой у Иры было неважно, училась она на троечки, и экзамена боялась.
Я тогда закончила 2 курс техникума, была на каникулах, и предложила ей свою помощь.
Ира выбрала несколько самых трудных билетов, и я стала её «подтягивать».
Она оказалась не глупа, и всё хорошо схватывала.
«Если бы ты меня учила, я была бы отличницей», - говорила она.
На экзамене ей попался билет с вопросом по стихосложению, который мы с ней особенно тщательно прорабатывали, (ямб, хорей, амфибрахий…).
Учителя, которые когда-то учили и меня, были удивлены её ответу, и поставили пятёрку.
-Я меньше всего ожидала, что ты сможешь так хорошо разобраться в этом трудном билете, - сказала ей педагог.
-Это всё благодаря моей соседке Гале С, которая помогла мне подготовиться к экзамену, - ответила Ира.

Смогла бы я стать настоящим учителем? – это ещё вопрос.

В моей детской школьной жизни был не очень красивый эпизод, о котором я до сих пор не рассказывала никому:
После 4-го класса мы распрощались со своей первой учительницей Верой Иосифовной Коровкиной, которую очень любили.
В 5-ом классе, когда у Веры Иосифовны были новые ученики первоклашки, мы стали после уроков наведываться в её класс.
Однажды Вера Иосифовна доверила нам проверять тетрадки своих учеников и выставлять оценки.
Ставить оценку красными чернилами – это была мечта любого школяра.
Вера Иосифовна сидела за своим столом и занималась учительскими делами, а мы разместились за последней партой.
Вернее, за партой сидела Лидка Федосова, которая проверяла задание и ставила отметку.
Лидку – новоиспечённую учительницу, окружали другие девочки, кто-то открывал тетрадку на нужной странице, и клал Лидке перед глазами; другой человек промокал оценку, закрывал тетрадку и передавал её мне, чтоб я отнесла в стопку на другой парте.
Но подойдя на место, я открывала тетрадку, перечёркивала поставленную оценку, и ставила другую, на балл выше: двойку заменяла на тройку, тройку на четвёрку, четвёрку на пятёрку.
Так я проделала со всеми оценками, т.е со всеми тетрадками.
Как из этого положения выходила потом учительница? – не знаю.
Но мне это сошло с рук, угрызений совести не было, наоборот, казалось, что я поступаю правильно.
Я помнила своё волнение в первом классе, когда за строчку с цифрой 6, получила первую пятёрку.
А ведь тогда, будучи первоклассницей, я понимала, что цифра эта получилась у меня не слишком идеальна, что другие цифры, я писала гораздо лучше, но мне не ставили пятёрок.http://proza.ru/2017/08/01/1252

Я никому не рассказывала об этом случае, и всё это забылось.

Сейчас думаю, что правильный учитель из меня бы не вышел.
Я слишком жалостлива, дети быстро бы меня раскусили, и карьера педагога могла бы не состояться.
Пример – наши учителя по истории в 9-10 классе.
Об одном учителе, который завышал оценки, у меня написана миниатюра «Новый учитель. Неприятный разговор».http://proza.ru/2017/10/07/1080
Про другую учительницу истории я напишу сейчас.

Она нам очень нравилась, можно сказать, мы её любили, как мать, как очень хорошего человека.
Но не на одном уроке не было в классе такого шума и гама, как на уроках, которые она вела.
Это было какое-то наваждение.
Как только она начинала говорить своим спокойным размеренным тоном, мы начинали чуть-ли не в слух разговаривать друг с другом, и не слушать её.
Как так происходило, никто из нас не мог этого объяснить.
Но просто сидеть и слушать на её уроках, мы были не в состоянии.
То ли её голос убаюкивал, и мы, чтоб не заснуть, начинали шуметь, или по какой-то другой причине.
Мы замолкали только тогда, когда она со слезами на глазах умоляла нас не разговаривать и вести себя тихо.
Нам было жалко её, мы замолкали, но потом снова начинался шум и гам.
В душе мы раскаивались, любили этого педагога, знали, что у неё хорошая семья, муж большой начальник, она порядочный, честный человек, мы не желали ей зла, мы любили её, но… мы шумели, галдели, не слушали, что она говорит по предмету.
На экзамене по истории, она каждому подсказывала, в т.ч. и мне, хотя билет я знала.
И я была благодарна ей, что она не обделила и меня своим вниманием и поддержкой.
Отвечала я не ей, она вышла из класса, отвечала директору школы Марии Ивановне Желудковой – учителю по литературе, которая поставила мне за экзамен 5-ку.
Как мне тогда показалось, её впечатлило не столь мои знания по истории, сколь правильно выстроенное выступление.

Судьбе было угодно, чтоб я не стала педагогом, ведь у каждого человека свой путь, который ему надо пройти, и что-то понять в этой жизни.
Я многое чего перепробовала, работала в разных сферах - на производстве, детских садах, воинской части, школе искусств, науке, торговле, медицине, ЧОП.
По большому счёту всюду одно и тоже - везде надо работать – выполнять свои обязанности, и нет престижных или не престижных должностей, есть компетентный специалист в своей работе, или не компетентный.
Это касается любой сферы деятельности.
Мне нравятся хорошие врачи, учителя, продавцы, парикмахеры, дворники (нашему дому в этом плане повезло).
Мне очень нравится один из диспетчеров нашей коммунальной службы –  поистине компетентный человек.
Он примет заявку, отправит специалиста, обязательно перезвонит и удостоверится, что заявка выполнена качественно.
К нему, как в МЧС можно обратиться по любому вопросу, и он обязательно поможет, проверено мною неоднократно.
И если до вышестоящих не достучишься, то диспетчер – всегда придёт на помощь.
(не буду углубляться в тему, но мне есть, что сказать).
В любой профессии – главное труд.
Надо учиться трудиться, понуждать себя каждое утро просыпаться, добираться до работы, выполнять профессиональные обязанности, общаться с коллегами и руководством.
А престижных и непрестижных работ не бывает. Когда человек трудится, он об этом не думает.

На фото – моя внучка на работе
11.08.2024 Текст написала сегодня, возможны исправления.


Рецензии
У нас в пятом классе сельской средней школы была молодая учительница, практикантка из Ленинграда ,или из Москвы.
Все дети в неё буквально влюбились.

Когда она уезжала навсегда, мы все скинулись и подарили ей мягкую большую игрушку.
Прошло столько лет.

Сильвестр Строганов   25.08.2024 17:12     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и ваше воспоминание.

Галина Шевцова   26.08.2024 15:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.