Бессмертие души. Воскресение мёртвых
Книга Иова по своему сюжету построена так, что в ней идёт речь о жизни и смерти, т.е. о смерти, бессмертии, воздаянии, воскресении. Однако верования в посмертное существование во времена Ветхого Завета не были однородными. После пришествия Христа эти верования тоже остались разными. Первый кто в Священной истории засвидетельствовал верование в воскресение, был Авраам, когда он принёс в жертву сына. Об этом пишет и апостол Павел в 11 главе послания к евреям. В современной науке сложилось иное мнение. Утверждают, что воскресение из мёртвых возникло во 2 веке до Н.Э, значит, его следов не может быть в книге Иова и будто бы весь его спор с друзьями лишён смысла. Однако учение о воскресении мёртвых в Ветхом Завете представлено достаточно полно и находится как раз в книге Иова. Это вопрос не простой и надо ясно понять, что существование душ ДО воскресения одно, а ПОСЛЕ – другое, и здесь важно различать – о каком этапе посмертном существовании душ идёт речь. Поэтому если в Ветхом Завете говорится, что участь мёртвых именно такова, то из этого следует, что она не всегда такова. В понятии Воскресения надо различать Воскресение Христово и Всеобщее Воскресение, ибо это разные этапы и разные участи душ. Там, где есть учение о воскресении, там есть и учение о посмертном воздаянии, т.к. сначала происходит частный суд над душой, а после Всеобщего Воскресения воздаяние принимает весь состав человека – душа и плоть.
Книга Иова говорит о посмертном существовании до воскресения в том смысле, что душа уходит в «шеол» (ад) и не возвращается на землю, которую покинула. Она в преисподней. Какова же участь у всех в шеоле?.. Она одинакова. Умершие как бы лишаются сознания и памяти. Их состояние символически обозначается как - сон, успение. Нет ещё наказания грешников, но нет и мучения… ради праведников. Так было ДО Воскресения Христа. Такого покоя и успения жаждал Иов в своей первой речи. В седьмой речи (21 гл.) Иов говорит, что есть такие нечестивцы, что говорят Богу: «отступи от меня…» Они и на земле живут как в вечности, и после смерти им покойно. Горьким упрёком всему божественному мироустройству из уст Иова звучат об этом его слова.
Что же книга Иова говорит о посмертном существовании после воскресения?.. О Воскресении Христовом говорил Господь в своей речи, (38 гл. 17 стих) в том смысле, что силы и врата смерти не смогут удержать воскресшего Господа Иисуса Христа. Об этом же и псалом 23. О всеобщем Воскресении говорится в самом конце книги, когда у Иова родились в удвоение столько же детей, как и было раньше. Но это значит именно то, что ранее умершие - живы у Бога. О том Христос говорил Саддукеям (Мф 22 – 32).
В своей шестой речи Иов изрёк пророчество о воскресении (Иов 19 – 23): «Кто бы дал, да напишутся слова мои и положатся они в Книге вовек стилом железным и свинцом или да на камне изрежутся». Не о технике письма здесь идёт речь. Это имеет символическое значение. В книге пророка Захарии есть упоминание о «сосуде беззаконий». Он есть образ преисподней и закрыт кругом свинца, а свинец есть грань миров, что для людей отделяет жизнь от смерти. А Иов мог пожелать, чтобы на этом свинцовом круге были начертаны его слова о жизни, о смерти и о воскресении – на гране миров. Ещё раз: «…стилом железным и свинцом или да на камне изрежутся» Этот камень тот, что источает елей и этот Камень – имя Божие. Те буквы, которые примет на себя эта скала – Христос во плоти, они то и пребудут вовек. Итак, Иов высказал желание, и оно должно предварять значительное пророчество о Всеобщем Воскресении, когда произойдёт и его собственное: «Ибо ведаю – вечен есть, Кто будет избавлять меня на земле, воскрешать кожу мою, стерпевшую всё, ибо от Господа это мне совершено». Для всего телесного состава человека Иовом выбрана кожа, но и само тело есть покров и прикрытие души. Кожа – это живые границы тела. Так как первые люди в Раю были одеты в «ризы кожаные» первых жертвенных животных, так и Христос, ради принесения Себя в жертву, оделся во адамову кожу и вочеловечился. Значит – воскрешать кожу – воскрешать всего человека со плотью. Итак, стихи гл. 19 – 25,26: «Ведаю, вечен есть, Кто будет избавлять меня на земле, воскрешать кожу мою, стерпевшую всё это, ибо от Господа мне это совершено. Это я о себе сознаю. Это око моё видело, а не иного. Всё мне совершилось в недре». Иов говорит о своём воскресении, которое было ему в откровении Божьем. А там, где откровение – там око, именно то око, что в утробе, в последней глубине души и самосознания.
После всеобщего воскресения наступает всеобщее воздаяние. Грешники испытают это воздаяние вместе с «веществом своих тел» (19 гл. 29 стих), ибо тело есть некое прикрытие для тайны души. А в воскресении тело уже НЕ будет таким прикрытием. Лишённые этого прикрытия, беззаконники познают «вещество», которое уже не прикрывает грехи (Апокалипсис 6 гл.) Страшный суд в том и состоит, что обнажённый прикрытия ад, обнажится для всех людей. Это для людей, но в глазах Господа ад уже обнажён, разоблачён, лишён прикрытия (Иов 26 – 6): «Наг ад пред Ним, и нет покрывала пагубе». За Всеобщим Воскресением будет новая земля и новое небо, а небо и землю ветхую Господь свернёт как покрывало (Пс. 101). Небо же будет сшито заново. Так говорит Иов в своей 4-й речи.
В продолжение своей речи о Вечной жизни, (Иов 14гл. 15 стих) Иов говорит: «После Ты позовёшь, и я отвечу Тебе. Дел же рук Твоих не отвращайся». Т.е. Бог желает спасения человека и восстановления его в Воскресении, а человек может ответить Богу взаимной жаждой (Пс. 83 стих 3) У пророка Софония есть определённое выражение (Гл. 2 стих 1): «Народ не жаждет…» Это жестокий упрёк своему народу. Это выражение означает, что народ охладел к Богу. У него эта высокая «жажда» обозначена обиходным словом низменной алчбы. Дело в том, что "КАСАФ» по-еврейски – жаждать, слово того же корня «КЭСЭФ» - серебро, деньги. Людям Израиля было дано Богообщение. Если народ НЕ ЖАЖДЕТ Бога, то он впадает в жадность к деньгам. То, что в еврейском языке слова «жаждать» и «деньги» одного корня, это указывает на то великое искушение, которое может поджидать человека верующего. Собственно само обладание большими деньгами могло именно в Израиле означать, что такому богачу обновление и воскресение становится далеко и трудно. Об этом и говорит Христос: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». (Мф. 19 – 23) В Израиле остро как нигде звучало: «Корень всех зол есть – сребролюбие». (Тим. 6 гл.). Тем, кому дано Откровение и возможность богообщения, как древним евреям, как и современным христианам, особо нужно стеречься этой ЖАЖДЫ до денег.
Иов имел Откровение о посмертном воздаянии. Начало этого воздаяние было – Христово Воскресение. Оно стало спасением для душ праведников, как стало и мучением для нечестивых. Об этом было в присутствии Иова сказано на Великом Троическом Совете Бога: «Восприими же Высоту и Силу, в Славу и Честь облекись, пошли ангелов гневом и всякого надменного смири, гордого угаси, нечестивых тотчас же согнои, сокрой их в землю кромешно вкупе и лица их бесчестия исполни. Итак, Я исповедовать буду, что может десница Твоя спасти». Это о Боговоплощении и Воскресении Христовом. Идея посмертного воздаяния трудно читается, потому, что Иов и его собеседники принимают одновременно две религиозные идеи, это – 1. всеобщий сон в шеоле, который есть на тот момент, когда происходит их диалог и – 2. пробуждение и воздаяние в будущем. В 7-й речи Иова говорится о нечестивых: «На день пагубы соблюдается лукавый…» Т.е. на день его горести сохраняется злодей. Божья кара не сразу настигает преступников, ибо этим охраняется свобода человеков. А Христос в притче объяснил, почему плевелы оставляются на поле до жатвы (Мф. 13) Эту Божью истину о посмертном воздаянии знал Иов. Символический образ Вечности во аде довольно трудно передаётся. Он даётся через пару признаков, которые не передаются для чувственного восприятия – тьма и вечный огонь. Этот же приём есть и в речах Иова: шеол по глубине залегания это вода, а наказание грешников – огонь. (28гл. стих 5). Те, кому и по воскресению назначена будет вечная мука названы – рифаимы. Это какие-то исполины, о которых речь пойдёт отдельно.
Исполины в шеоле.
В последней речи Иова есть очень интересный и загадочный стих: (26 гл. стих 5) «Разве исполины повивать будут ниже воды и соседей своих кто в ней? Наг шеол пред Ним и нет покрывала аваддону». В еврейском тексте – рефаимы. Это было племя рослых людей Ханаана до завоевания их Израилем. Первое о них упоминание находится в книге «Бытие» 14 глава. В символическом смысле рефаимы суть обитатели шеола, мёртвые вообще. Псалом 87 – 11 (евр.): «Разве над мёртвыми Ты сделаешь чудо или рефаимы встанут и восхвалят Тебя славно». Это перевод с еврейского. Рефаимы это именитые мертвецы, цари языческие. И последний их символический смысл – те, кому нет очищения, им вечное время пребывать в аду в мучениях. Об этих исполинах говорили и пророки. (Исайя 14 гл. 9-21 стихи) Описано, как некий царь вавилонский, величайший злодей, спускается в преисподнюю, а ад и рефаимы встречают его. Его падение сопоставляется с падением Денницы: ««Ад внизу огорчился, встретив тебя, пробудились тобою все исполины, начальствовавшие землёй. Они пробуждают от престолов их всех царей языческих». Все грешники находятся в успении в шеоле, но когда такой злодей как царь вавилонский сходит, то они зашевелились. Сказано, что ад внизу огорчился. Это, судя по всему, как раз и есть – аваддон, как бы самая нижняя обитель ада. И все эти рефаимы именно там. По этимологии происхождения глагол «рафа» - это «слабые тени». Таковыми слабаками в аду становятся те, кто на земле были гиганты, властные, сильные, цари языческие, могучие грешники. По поводу псалма 87. Переводчики на греческий поняли глагол «рафа» как написанное через другую букву. И в том написании он имеет значение – лечить. Поэтому в псалме произошёл неправильный перевод: «или врачеве воскресят и исповедятся тебе…». (Пс. 87 – 11) Речь идёт конечно не о врачах, а об этих вот рефаимах. И вот эти рефаимы говорят царю вавилонскому, что и он ныне пленён и в аду. Упоминается гнилость и червь. Грешники в аду лишены прикрытия душ своими телами, и теперь их покров – гнилость и червь. Червь же потому, что сатана в Раю был проклят, дабы уже не поднимать головы от земли, и есть эту землю, т.е. низменные помыслы и поступки человека. Под такое сравнение более всего подходит червяк в земле. Этот червь – символ вечного мучения. Сравнивается падение царя в ад как Денницы-сатаны с Неба, ибо сатана хотел сесть на «горах высоких», т.е. взойти на Небо подобно Богу, выше Бога и вместо Бога. Поэтому царь вавилонский, как сказано – «во ад нисшёл во основание земли». Из дальнейшего чтения пророка Исайи становится ясно, что участь мёртвых различна, т.е. из ада некоторые выйдут, а некоторые нет: «Все цари языческие уснули в чести, каждый в доме своём. Ты повержен будешь в горах, как мертвец мерзкий, со многими мёртвыми иссечёнными мечом, нисходящими в ад. Как риза намоченная в крови не будет чиста, так и ты не будешь чист. Да не пребудешь в вечное время семя лукавое. Уготовь чад своих на убиение грехами отца твоего». (Исайя гл. 14) «Иссечённые мечом» здесь как лишённые погребения. Ясно, что им нет выхода из ада, и они пребывают в самой нижней его части в Аваддоне. У пророка Изекииля эти гиганты именуются «гибборимами». Как рефаимы у Исайи встречали в аду царя вавилонского, так у Изекииля гибборимы встречают нисходящего в ад фараона (Изекииль гл.32). Впервые гибборимы упоминаются как древнейшие исполины допотопного человечества. (Бытие 6 гл. 4 стих) Там ещё одно их название – «нефилимы» в смысле – ниспровергатели, переворотчики, революционеры. Именно все они родились от сынов Божьих и дочерей человеческих из рода Каина, именно они и были смыты Великим потопом. Все эти параллельные тексты из пророков дают понять из книги Иова 26 главы 5 и 6 стихи, что были в начале раздела. Какой же термин здесь дан для обозначения самой нижней части ада?.. Написано – «ниже воды». Также и из Апокалипсиса можно понять - кто есть Аваддон как имя собственное (9 гл. 11 стих). Там сказано просто – «ангел бездны». Он же – ниспавший Денница у Исайи. Именно не какое-либо место, а состояние длящегося падения в бездну Аваддона и создаёт эту бездну. Сатанинской гордостью обладали все допотопные гиганты и цари языческие. А в аду они стали, как сказано – «мертвецы мерзкие и беззакония их на костях их». Иов же говорит, что исполины пребывают ниже воды и ниже своих соседей из этой же области. Поэтому он спрашивает – разве кто родится в этой области ада – «Разве исполины повивать будут ниже воды и соседей своих кто в ней?..». Что имеется ввиду? Мысль у Иова та же, что и у Давида в псалме 87: «Или рефаимы встанут и восхвалят тебя славно?..» При Всеобщем Воскресении люди родятся заново, но нет жизни от Аваддона и спасения из него нет. Именно это имеет ввиду Иов. Поэтому в зависимости от того в какую часть преисподней попадёт душа, можно заключить о её посмертной участи и после Христова Воскресения, и после Всеобщего Воскресения.
Итак, самое трудное в изложении ветхозаветного учения о бессмертии это - не потерять последовательность мировых событий. Можно сделать вывод, что книга Иова особая в ряду ветхозаветных текстов. Она держит всю последовательность мировых событий – от падения ангелов до Страшного суда. Поэтому ветхозаветное учение о бессмертии человека полно изложено именно в этой книге.
Свидетельство о публикации №224081101442