2-4. Сага 1. Глава 2. На учебном плацу
А новобранцев, на какое-то время «пригревшихся» в Сибири на интендантской службе, «в обозе», тем временем готовили к настоящей войне: сейчас бы эту ускоренную подготовку назвали «курс молодого бойца», а как она называлась тогда, мне неизвестно. Ну, что в неё могло входить? Какие-то начальные представления о воинской дисциплине и армейской субординации, о распорядке дня, об обязанностях «нижних чинов», первичные и простейшие положения воинских уставов, порядок выполнения основных воинских команд при нахождении в строю, надлежащее содержание и ношение воинского обмундирования, необходимые представления о том, что такое военный строй и как должно вести себя в строю, и пр. и пр. Начальная военная подготовка - это вам, конечно, не баллистика и не высшая математика, в общем-то не Бог весть какая премудрость, но и её не так-то просто втолковать в иные головы, особенно если они вообще не имеют привычки чему-либо учиться.
Сразу же после «побудки», заправки коек и выполнения гигиенических процедур утреннего туалета фельдфебель, которому поручили командовать их взводом, выводил своих подопечных на учебный плац. Фельдфебель - это что-то вроде старшины (но, кажется, в нынешней российской армии это звание упразднено) или старшего сержанта; разница в том, что тогда этот чин уже считался старшим унтер-офицером, хотя и относился он ещё к «нижним чинам».
На плацу располагалось всё полагающееся «оборудование»: турники с перекладинами, полоса препятствий с непременными «стенками», канавами, «брёвнами», «лабиринтами» и тому подобными «сооружениями», используя которые можно физически и морально подготовить будущих солдат к выполнению боевых задач. Кроме того, необходимо внедрить в их сознание боевой дух, а проще говоря презрение к смерти и ненависть к врагу, и не только на поле боя… Не обойтись и без того, чтобы выработать у российских бойцов привычку к тяготам и невзгодам фронтовой жизни, что является едва ли не нашей национальной «традицией», под которой очень легко замаскировать также пренебрежение к насущным человеческим нуждам - будь то на войне или в мирной жизни. В общем, призывников-новобранцев за каких-то два-три месяца нужно превратить в боеспособных солдат Русской императорской армии.
Эта задача, уже сама по себе очень непростая, значительно осложнялась тем, что её предстояло выполнять в условиях Восточной (очень дальневосточной!) Сибири, с её резкоконтинентальным климатом, и в самый «разгар» зимы, когда температура здесь нередко опускается до минус 40 – 50 градусов по Цельсию. Это именно те температуры, при которых выражение «трещат морозы» всеми ощущается отнюдь не как фигура речи, потому что «трещать» начинает почти всё вокруг: лёд на реке, деревья, деревянные дома, снежный наст под ногами и даже военная амуниция. Это, конечно, экстремальные условия, ну а морозы в 20 – 30 градусов - дело для тамошних мест самое обычное, и уж к ним-то всерьёз никто не относился: рутина она и есть рутина.
Новобранец Наум, двадцати одного года от роду, учитель с годичным стажем, оказался здесь в самый разгар зимы - около середины-конца декабря. Стояли обычные по местным меркам морозцы в 20 – 25 градусов. В один из первых дней их инструктор- фельдфебель вместе с другими взводными вывел своих подопечных «на пробежку», предварительно бодрым голосом «обрадовав», что морозец-де сегодня совершенно пустяковый и потому шинелей не надевать, а согреемся, мол, от энергичных телодвижений, да и пробежка, дескать, на каких-то там минут 15 – 20, не больше. В общем, как мог «успокоил» наиболее впечатлительных и беспокойных. Да никто, собственно, и не решился бы роптать: каждому хотелось смотреться молодцом. Постепенно эти утренние «экзерсисы» стали привычными и обыденными невзирая на всё тот же постоянный «лёгкий морозец» в минус 20 градусов и больше.
Инструктор собой мужчина уже немолодой и не сказать что б старый годами, что-нибудь между тридцатью и сорока, уже из бывших «запасных», успевший повоевать ещё в Японскую войну. К своим командирским обязанностям он относился весьма серьёзно, а солдатам с самого начала старался внушить лишь одну, но зато очень важную истину, и была она вполне в «суворовском» духе: воинская удача и сама жизнь солдата наполовину зависят от него самого, от его добросовестной «учёбы» и усердия на плацу.
У самого Александра Васильевича это «поучение» отлилось в и звестный афоризм: «Тяжело в учении - легко в походе», который советские военные воспитатели переиначили позже на свой лад: «Тяжело в учении - легко в бою !», тем самым совершив самый бессовестный и, главное, дезориентирующий будущего бойца подлог. Но наш фельдфебель строго держался изречённой генералиссимусом мысли и не отступал от неё ни на шаг, твердил о ней без устали. Суворовскую науку побеждать он излагал в собственной интерпретации.
Взводный «преподавал» своё: «Ученье не мученье, а от гибели леченье». Если у генералиссимуса, допустим, было «Пуля - дура, штык - молодец» или «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт», то у нашего фельдфебеля тема претерпевала некоторую метаморофозу и звучала с иными акцентами; он приговаривал при случае так: «Не спеши на встречу с пулей: если надо, она тебя сама найдёт». Но более других его афоризмов Науму запомнился вот этот: «Больше пота - меньше крови»; потом, уже на войне, он вспоминался ему не раз. Были, наверное, у того фельдфебеля и другие присказки, но я могу сказать лишь о тех, что упоминал в своих рассказах отец.
Оный фельдфебель явно имел вкус к начальственной службе: команды он отдавал громким и звонким голосом, звучавшим на «морозце» в 20 градусов и больше как-то по-особому чётко, бодро и жизнерадостно. Выходя без шинелек из тёплой казармы на покрытый скрипучим снегом плац, солдатики готовы были бежать что есть мочи сразу же, не дожидаясь команды, по своей «доброй воле», но не тут-то было: их наставник всё делал «по уставу» и сначала пускал их шагом, чтобы хлопцы, не дай Бог, раньше времени не перегрелись. Он методично и не спеша управлял вверенным ему коллективом, весело повторяя своё «раз – два, раз –два» или «раз – два – три, раз – два – три». Это уж как ему заблагорассудится, и никогда нельзя было предугадать, когда он сменит одно на другое, а тем более - понять хотя бы, какой «логикой» он при этом руководствуется: у начальства непременно должны быть свои «начальственные» тайны, а иначе это и не начальство никакое вовсе.
В его же исполнении звучали здесь и «левое плечо вперёд», и «правое плечо вперёд», и, конечно, обязательное «прямо». И всё это с присущим нашему фельдфебелю особым душевным подъёмом, который злые языки или вообще мрачно настроенные люди могли бы недружелюбно окрестить «служебным рвением», а то и вовсе злопыхательски назвать это его высокое настроение - «командный восторг», «командирский раж» или как-нибудь неодобрительно ещё. Но мы-то с вами, читатель, знаем, что это не так и что намерения у взводного самые что ни на есть добрые…
Свидетельство о публикации №224081101482