Рецензия к фильму Искусственный Разум

"Искусственный Разум" 2001
Ну, это американское кибер-фэнтези, снятое великим Стивеном Спилбергом. А у него, как известно, практически все фильмы – это супермегахиты. Некоторые, просто потому что их снял Спилберг. Но большинство, потому что действительно очень крутые. Не могу сказать, что это прямо-таки стопроцентно семейный фильм. Но у Спилберга все как бы семейные фильмы, которые я видел, больше для взрослых. И "Инопланетянин", и "Капитан Крюк", и "Большой И Добрый Великан". И этот я отношу в ту же категорию. Они все – фэнтезюшки, и, безусловно, зайдут детям среднего возраста. Но они все с большим количеством минора. А этот и вовсе полностью пропитан драмой и мрачнейшим кибер-дарком. Но я настаиваю, что его можно и нужно смотреть детям. Не восьмилетним, конечно. Но тринадцати (а они, между прочим, тоже дети) – вполне. Как и, например, "Лабиринт Фавна", который ещё в тыщу раз готичней. Но лично мне кажется, что такие фильмы нужны подросткам. Да, там все умирают к едрени фени, и очень много жестокости в окружающем мире. Но в этом есть какая-то прививка, что ли, от этой самой жестокости. Зол я по отношению к бедным детишкам?)) Возможно. Но если чередовать такие дарки с Гарри Поттером, комедиями Гайдая и какими-нибудь поучительными драмами без примеси фантастики, то будет всё здорово.)) А к взрослым это относится в меньшей степени. Потому что у них уже всё сформулировалось везде.) Поэтому – да. Лично я считаю фильм семейным. Не как "Освободите Вилли" и "Бетховен", а как серьёзную драму. По качеству фильм снят безупречно. Во-первых, Спилберг. Во-вторых, четыреста миллиардов денег вложено. Сюжет, как бы, приключенческий. Пошёл кто-то искать что-что. Да, тут довольно большая вводная часть. Но она тут важней всех приключений вместе взятых. Поэтому приключений, как таковых, мало. Если уж говорить откровенно, оно одно. Ярмарка. Всё остальное – попроще. Но фьючеринговая атмосфера мне зашла. И это при том, что я не очень люблю ярко выраженные фьючеринги. Тем более про роботов. Но обмотанный в некое подобие фэнтези, он смотрится проще. Это не сай-фай. Это не научная фантастика. Так что я смотрел с удовольствием. Ну и дожить мне до того момента, когда нейросеть будет писать комментарии к нейрофильмам, а нейрочитатели будут их нейрочитать, если не пора перейти к сути.

В кои то веки прогнозы синоптиков сбылись и, чёрт знает когда, глобальное потепление изменило ход человечества. Ледники растаяли и затопили всё, что могли затопить. Но планета Земля – не крохотная Атлантида. И много суши осталось на поверхности. А люди не стали строить повсеместно ковчеги. Они пошли путём кибернетики. Они стали делать роботов. Роботы не едят, не размножаются без влияния человека и даже не воюют. То есть людей стало меньше, особенно бедных, которые от голода померли. А киборгами восстановили численность человечества. И на каком-то слёте учёных один мужик предложил одну безумную идею. А он – почти самый главный учёный! Он привёл на конференцию киборгшу. Девушку, которая ничем не отличается от девушки внешне. И воткнул ей ручку в запястье. Та вскрикнула от боли. И учёный спросил у неё, что, мол, она почувствовала. Может быть, злость? А какая там может быть злость, если ей похрен? Ты ей хоть молотком раздолбай эту руку. Она знает, что ей приделают новую. Зачем тогда лишний раз злиться? И учёный начал пояснять. Типа, нам нужны роботы, которые будут реагировать на внешние факторы, как люди. Люди постоянно хотят сделать роботов живыми. И потом расхлёбывают последствия в собственном океане крови. Но этот учёный решил соригинальничать. Он решил создать киборга, который будет ЛЮБИТЬ человека. Никогда не возненавидит, не пойдёт против, не будет иметь собственного мнения. Он предложил создать киборга-ребёнка. Причём идеального. Который опять же никогда не возненавидит, не пойдёт против и не будет иметь собственного мнения. То есть в его понимании ребёнок должен быть послушным, безропотным и боготворящим родителей. И он создал такого. А ещё там была чета, у которой сын чем-то смертельно заболел. Маленький мальчик, лет десяти. Его закупорили в криокапсуле в надежде, что изобретут лекарство, и парнишка снова воскреснет. Но пока врачи бессильны. Изобретают суперроботов, неотличимых от человека, а некоторые болезни ещё не научились вылечивать. Это подтверждает, что Природа рулит, а не учёные. Но это я так… И так получилось, по блату, что этой семье могут подарить новую модель киборгов. Подарить им ребёнка. Взамен того, который, возможно, никогда не очнётся. Отец рад. Не ребёнку, а тому, что таким образом его жена очнётся от пятилетнего траура. И он привёл мальчика-киборга домой. Поговорил с женой. Объяснил, что это всего лишь робот. Он не заменит сына. На кой чёрт, спрашивается, он его приводил. Это – моему дурацкому мозгу неподвластно. Но муж чётко объяснил. Это – робот. Это – не твой сын. А там такая система, что можно какое-то время просто попользоваться ребёнком. То есть, как пылесосом с гарантией. Хреново работает или что-то ещё не нравится, тогда можно сдать. Чек есть – и нормально. Ну и мать пытается жить с ребёнком-роботом. А это хлеще ужастиков! Он всегда появляется откуда не надо с чарующей улыбкой. Двигается неестественно. Ведёт себя слишком мирно управляемо. Женщина просто боялась это создание. Но однажды семья обедала за столом. Муж с женой ели макароны. Мальчик ел воздух вилкой из пустой тарелки. Потому что роботы не запрограммированы на еду макарон. Но вдруг женщина не смогла отправить в рот всю вермишель, что набрала на вилку. И макаронина осталась висеть изо рта. Тогда люди обычно всасывают пищу, но женщина постеснялась. И это развеселило мальчика-робота. И смеяться стали все. Включая женщину. А она не смеялась с тех пор, как пять лет назад её настоящий сын впал в криосон. И она прониклась к этому мальчику. И завела его. Напомню, была гарантия. Попользовались, не понравилось, сдали. Но не после того, если активизировал робота в супер Full Real. Тогда ребёнка уничтожат. И женщина не пошла на такое. Ввела специальный код, нажав мальчику на шейные позвонки. И тогда он стал живым. Прям почти ребёнком. Без почек, без селезёнки, без мочевого пузыря. Но с преданным, любящем маму сердцем. Ну или программой такого сердца. И жили они прекрасно. Но тут произошло чудо. Настоящий сын вышел из комы. И всё с ним в порядке. Мама – в счастье. У неё два сына. Один живой. Другой не живой, но очень похож на живого. Не живой, он, как бы, приёмный, которого она тоже безумно любит. Она их уже не делит на живых и киборгов. Но дети всегда коварнее и злее взрослых. И живой парень не хочет конкуренции с роботом. И подстраивает подлянки. И из-за этих подлянок мальчика-киборга маме приходится сдать. Пусть там штраф возьмут, комиссию, пофиг. Но она не может его сдать! Он радуется, любит её, восхищается. Прям как живой! И она не сдала его. Она оставила его в лесу. С плюшевым медвежонком-роботом и какими-то копейками, если вдруг. А мальчик всё понял. Понял, что любит маму сильнее всех. А мама полюбит его, если он станет настоящим мальчиком…

Конечно, это грустное кино. И я могу наковырять три тыщи смыслов и посылов, если нужно будет. Но основным, лично я, вижу трагедию приёмного ребёнка. Если отбросить всю фантастику, она ярким поплавком выскакивает наружу. Ну сами смотрите: парня взяли из приюта, мама-папа рады, родной сын – нет. И это приводит к серьёзным конфликтам. К разногласиям супругов. На серьёзном семейном совете решают пойти вот таким ходом. Во благо, как они думают. И, возможно, так оно и есть. И куда парень попадает? Правильно! В какую-то жестокую подворотню. Со шлюхами, подпольными субкультурами и Лас-Вегасом. И это всё реально может сломать любого. Почему-то "Республика Шкид" вспоминается… Здесь не так! Здесь Спилберг. Но я вижу историю ребёнка, который был брошен. Отец прав не со всех сторон. Он не знал, что такое материнский инстинкт. Он верил в своё, а она в своё. Это беда. Хотя, Он пытался ей всю дрянь донести изначально… Супруги не понимали друг друга. Вот ещё один посыл. Состав не самый офигеть какой. Да, Джуд Лоу. Прекрасен, как всегда. Брендон Глисон немного, но колоритно. Уильям Хёрт трагичный. Фрэнсис О'Коннор – лучшая. Мне очень понравилась её житьё в данной ситуации. Ну а Хейли Джоэл Осмент – суперталантливый мальчик. Сейчас он хреново снимается. Если сёстры Фэннинг завоюют Голливуд когда-нибудь, то этот парень потух. Десять баллов. "Прости, что я ненастоящий…"


Рецензии