О благодатном действии Св. Духа на душу человека

Проповедь Святителя Иоанна Златоуста  (краткое изложение)
Толкование на Святого Матфея Евангелиста
Беседа 5.

Святитель  Иоанн Златоуст объясняет нам действие Святого духа, который является в виде огня:
"Таков духовный огонь; он не оставляет в нас никакого пристрастия  к земному, но воспламеняет нас иною любовью." Теплота духовного огня, проникая душу, изгоняет из неё всякую беспечность, и обьятого ею делает легче пера и заставляет презирать все видимое...
 Такой человек пребывает уже в непрестанном сокрушении сердца, и проливает слезы о своих и чужих грехах...
Потому- то и Бог прежде других ублажил плачущих, сказав: Блаженны плачущие (Мф.5:5).
А как же   слова апостола Павла: "Радуйтесь всегда о Господе"?
Иоанн Златоуст отвечает, что слезы сокрушения о грехах " произращают  всегдашнюю и  неувядающую радость . Так блудница, обьятая этим огнем, стала достойнее дев. Согретая покаянием, она воспылала такой любовью ко Христу, что распустила волосы, и святые ноги Его обливала слезами, отирая их своими волосами,  и не жалела мира.
Но все  это было наружное; а что происходило у ней в сердце, и что видел один Бог, то было гораздо пламенней".
Святитель требует от нас слез,  "проливаемых не напоказ, а из сокрушения, проливаемых тайно, в уединенной комнате, без  свидетелей. В тишине и безмолвии, слез из глубины сердца, от внутренней скорби и печали, проливаемых единственно для Бога."
Иоанн  Златоуст  предупреждает нас о Страшном Суде и о неуместности шуток и мыслях о забавах.
" Но скажешь: какая польза, если вместо этого буду плакать? Громадная польза...На суде человеческом, сколько ни плачь, не избежишь наказания, когда определение сделано: а здесь, если только вздохнешь - и приговор уничтожен,  и прощение получено. Вот почему Христос так часто гоаорит нам о  слезах, и называет плачущих блаженными, а смеющихся бедными.
Здесь не место смеху. И собрались мы  сюда не смеяться, но стенать, и за эти стенания наследовать царствие."
Иоанн Златоуст  предупреждает, что Бог отвращается не от грешных, а от тех, кто не сокрушается о грехах, стремится к играм и веселью, просит у Бога, чтобы всегда играть.
" Что может безрассудней такой  мысли,- говорит Святитель, - Не Бог, а дьявол учит играть".
Он просит вспомнить , что стало с содомлянами и жившими при Ное, которые пили, играли и веселились, нимало не думая о Страшном
 Святитель напоминает нам, что "Богу свойственно давать сердце сокрушенное и смиренное, трезвенное, целомудренное и воздержанное, кающееся и умиленное."
Он предупреждает, что не христианское дело проводить беспечно и весело на сомнительных сборищах среди лицедеев, зазорных женщин и т.д.
По его мнению, дьявол построил "в городах театры,  и обучив смехотворов, этой язвой поражает весь город, ослабляя силу духа христиан....
 Когда представляющие смешное в театре скажут что-то богохульное и срамное, тогда многие, будучи ещё безумнее их, смеются, забавляются этим; за что надлежало побить камнями, тому рукоплещут, и за такое удовольствие сами себе готовят огненную печь."
Святитель с горечью  спрашивает: "Скажи, какими глазами после будешь смотреть дома  на жену, ...когда ты видел в театре  весь пол её обесчещенным?"
Он  призывает нас вспомнить и страшиться того, кто был причиной наготы вначале.  Что произвело наготу?  Преслушание и злоумышление дьявола. Таково давнее и первое его старание. Но прародители, по крайней мере,  стыдились наготы своей. "
  В праведном гневе  он обращается к любителям непристойных зрелищ. 
"Кто будет говорить с тобой после того, как ты столь бесчестно посрамил весь женский пол,  пленился таким зрелищем и  сделался рабом блудницы?..
Для того я усилил слово - назидает Святитель  - чтобы сделать рану глубже, избавить вас от гниения заражённых членов и возвратить вам совершенное душевное здравие, которым наслаждаемся все мы вполне, и да получим награды, определенные нам за такие  добрые дела наши,  благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа,  Которому слава и держава во веки веков.
Аминь."


Рецензии