Пушкин Онегин Ленский или Ленской
Вот пример – Ленский или Ленской?
Персонажи романа представлены автором в таком порядке:
(а) в Главе первой
- дядя без ФИО, но зато честных правил (т.е. правИлом правил честным мозги и пр. органы)
- Онегин, повеса
(б) в главе второй
- донской жеребец
- Владимир Ленск (о,и?)й, поэт-архаист (элегик) осьмнадцати лет
- Ольга Ларина, нимфетка, глупая как луна и небосвод
- Татьяна Ларина, девственница осьмнадцати лет (по письму Пушкина)
- Дмитрий Ларин, покойник, смиренный грешник, подкаблучник, господний раб и бригадир
- Прасковья Ларина, бригадирша и маман двух дочек, простая милая старушка (для Онегина)
- Грандисон, ее любовник, франт, игрок и гвардии сержант
- Алина, ее московская кузина и княжна
Etc
Так все же = Ленский или Ленской? Вот вам и завал на ЕГЭ!
Ответ - по тексту романа
(а) первое представление персонажа автором:
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал,
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Далее:
Богат, хорош собою, Ленской
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенской;
И только потом:
Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Своим пенатам возвращенный,
Владимир Ленский посетил
Соседа памятник смиренный,
И вздох он пеплу посвятил;
Но вот к нему обращается его «от нечего делать друг» Евгений Онегин:
Да полно, милый, ради бога.
Ну что ж? ты едешь: очень жаль.
Ах, слушай, Ленской; да нельзя ль
Увидеть мне Филлиду эту,
Предмет и мыслей, и пера,
И слез, и рифм et cetera?..
Теперь послушаем украдкой Героев наших разговор:
— Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. —
— „Привычка, Ленской“. — Но скучаешь
Ты как-то больше. — „Нет, равно.
Однако в поле уж темно;
Далее у Лариных:
Приехал Ольгин обожатель.
„Скажите: где же ваш приятель?“
Ему вопрос хозяйки был:
„Он что-то нас совсем забыл“.
Татьяна, вспыхнув, задрожала.
— Сегодня быть он обещал,
Старушке Ленской отвечал:
Да, видно, почта задержала. —
Татьяна потупила взор,
Как будто слыша злой укор.
И опять там же в сношениях с Олей:
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленской пешкою ладью
Берет в рассеяньи свою.
Не мадригалы Ленской пишет
В альбоме Ольги молодой;
Его перо любовью дышет,
Не хладно блещет остротой;
Перед камином стол накрыт,
Евгений ждет: вот едет Ленской
На тройке чалых лошадей:
Давай обедать поскорей!
Меж тем как мы, враги Гимена,
В домашней жизни зрим один
Ряд утомительных картин,
Роман во вкусе Лафонтена...
Мой бедный Ленской, сердцем он
Для оной жизни был рождён.
В легендарном эротико-провиденческом сне Татьяны:
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо; вдруг Ольга входит,
За нею Ленской; свет блеснул;
Онегин руку замахнул
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленской; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался... хижина шатнулась...
И Таня в ужасе проснулась...
Как-то коряво: За нею Ленской… и … Повержен Ленской …
А как на Танинных на именинах:
Вдруг двери настежь. Ленской входит
И с ним Онегин. „Ах, творец!“
Кричит хозяйка: „наконец!“
Теснятся гости, всяк отводит
Приборы, стулья поскорей;
Зовут, сажают двух друзей.
Надулся он, и негодуя
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Каррикатуры всех гостей.
Нам с АИЯ скажут, возражая:
Ленской, дескать как треску трескать, это из-за треб поэтики с ее ритмикой, метрикой, рифмикой и мимикой
Но мы упремся – не сдаем и не сдаемся:
увы, в самом мощном большинстве Ленской не был их жертвой и даже наоборот - это Ленский подменил ЛескОго там, где правили Гармония и Гладкопись :
Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне Ленский; Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берет тамбовский мой поэт,
Или
Все в изумленьи. Ленский сам
Не верит собственным глазам.
Но не тут то было:
проворно
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И наклонясь ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленской мой
Всё видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
И вот финал бала и Главы пятой:
Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла...
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленской снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.
Кто мешал или что мешало написать Ленский в этой строфе? Приличие в уже назревшем как вздорный нарыв деле чести использовать непременно родовое имя
А потом уже без особых забот, ибо автор наполнял стихи сарказмом, иронией и пародией:
То был приятный, благородный,
Короткий вызов иль картель:
Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль.
Решась кокетку ненавидеть,
Кипящий Ленский не хотел
Пред поединком Ольгу видеть,
На солнце, на часы смотрел,
Когда б он знал, какая рана
Моей Татьяны сердце жгла!
Когда бы ведала Татьяна,
Когда бы знать она могла,
Что завтра Ленский и Евгений
Заспорят о могильной сени;
Ах, может быть, ее любовь
Друзей соединила б вновь!
Весь вечер Ленский был рассеян,
То молчалив, то весел вновь;
Но тот, кто музою взлелеян,
Всегда таков: нахмуря бровь,
И наконец перед зарею,
Склонясь усталой головою,
На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал
Сколько, однако, сарказма! И в пародийном описании тира и стрельб:
Опершись на плотину, Ленский
Давно нетерпеливо ждал;
Меж тем, механик деревенский,
Зарецкий жорнов осуждал.
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет, молча, пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает.
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь:
Теперь, как в доме опустелом,
Всё в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окны мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, бог весть. Пропал и след.
В чем пародийность? Да в том, что оба сека = Зарецкий (отец семейства холостой) и Гильо (правильно – Гийо, слуга) – и оба дуэлянта = Онегин (мастер с правилом «Четыре шага» или «минус один шаг» и «Бей первым, Фреди!») и ревнивец и поэт-архаист Вл. Ленской - пародийно проигнорировали дуэльный кодекс в деле чести! А также в том, что убитый наповал (Под грудь он был навылет ранен) смог картинно возложить руку на грудь, под которую был ранен (На грудь кладет тихонько руку)
И вот опять требуется уважить родовое имя и Пушкин, описывает могилу убиенного из-за вздора, используя исключительно фамилию! ЛенсКой:
Меж гор, лежащих полукругом,
Пойдем туда, где ручеек
Виясь бежит зеленым лугом
К реке сквозь липовый лесок.
Там соловей, весны любовник,
Всю ночь поет; цветет шиповник,
И слышен говор ключевой —
Там виден камень гробовой
В тени двух сосен устарелых.
Пришельцу надпись говорит:
„Владимир Ленской здесь лежит,
Погибший рано смертью смелых,
В такой-то год, таких-то лет.
Покойся, юноша-поэт!“
Итак,
в трех важных случаях, когда родовое имя нельзя исказить, заботясь о приличиях дворянского сословия и его дел чести (то есть при представлении нам героя романа, при завязке дуэльного дела и при поминовении на могиле убиенного дворянина и поэта) Пушкин использует фамилия ЛенскОй!
А уж куда благозвучнее было бы написать:
«Владимир Ленский здесь лежит,
Погибший рано смертью смелых,
В такой-то год, таких-то лет.
Покойся, юноша-поэт!“
Нет! Дьявольская разница! На могильном камне начертано = ЛЕНСКОЙ!
И вся, тренть, недолга
ЕГЭ – не посуда, его сдавать надо
Свидетельство о публикации №224081100419