Интервью с главой хамас
(Архивный материал).
Запись, перевод и подготовка текста к публикации: А. Мухиэддин, Дамаск, июль-август 2007 г. Санкт-Петербургский центр изучения Ближнего Востока. meast.ru.
Гумер Исаев: Многие информационные агентства поспешили сообщить о появлении двух государств на территории Палестины - "Хамасстана" и "Фатхленда". Как бы вы это прокомментировали?
Халед Машааль: На самом деле в Палестине сегодня не существует никакого арабского государства. Да, Израиль два года назад вышел из Газы - но разве там есть государство? По сути, оккупация как была, так и остается, но государства нет. Есть автономия - наследие соглашений, достигнутых в Осло. В результате внутреннего конфликта произошел раскол, но он не привел к созданию двух автономий. Да, существует два правительства. Но мы считаем, что это временная ситуация. ХАМАС выступает за единое государство и единое правительство. И мы надеемся на скорейший выход из сложившейся ситуации.
Г.И.: Каковы отношения между мусульманами и христианами в Палестине? В России, например, некоторые источники писали о том, что христиане Газы подверглись насилию со стороны ХАМАС.
Х.М.: Все это ложь и часть большой провокации, направленной против движения ХАМАС. Про нас говорят, что ХАМАС стремится создать в Газе исламский эмират, истребляет христиан, приютил Аль-Каиду (запрещённую в РФ организацию). Развернута кампания обвинений и лжи, которые не имеют никакого отношения к правде в отношении наших братьев христиан, наших сограждан. У нас с христианами замечательные отношения, каждый может посетить Газу, встретиться и поговорить с настоятелями церквей. Христиане - наши братья, мы с ними сотрудничаем, защищаем их.
В прошлом году на выборах победил один депутат-христианин - доктор Хусам ат-Тауиль. Этот христианин победил при помощи голосов ХАМАС и мусульман. Наши отношения с христианами на Западном Берегу тоже очень хорошие.
До моей первой поездки в Москву я связался с представителем Иерусалимской церкви архиепископом Аталла Ханна (владыкой Феодосием). Я ему сказал, что собираюсь посетить Москву. Он передал приветствие Патриарху Русской Православной Церкви.
Мы в Палестине уделяем много внимания отношениям между мусульманами и христианами. Мы все дети одной судьбы и одного народа. К слову, сегодня в моем телефонном разговоре с министром иностранных дел РФ Лавровым я объяснил, что все это ложь относительно того, что ХАМАС хочет создать исламский эмират. ХАМАС считает себя народно-освободительным движением, целью которого является освобождение нашей родины, освобождение народа, достижение прав и избавление от оккупации. После достижения целей нашего патриотического проекта мы оставим выбор народу в избрании политической системы, идеологии - того, чего он сам желает. Господин Лавров был доволен услышанным.
Отношения между мусульманами и христианами в Палестине хорошие. Кто не верит этому, пусть съездит в сектор Газа или на Западный Берег реки Иордан. Связи мусульман и христиан в Палестине имеют долгую историю. И мусульмане и христиане Палестины - все мы являемся жертвами насилия, оккупации и сионистского террора.
Хатем Мухиэддин: В 1996 г. ХАМАС критиковали выборы в Палестинской Автономии, но в 2006 г. приняли решение участвовать в выборах. Почему произошел такой поворот в политике ХАМАС? Поясните Вашу позицию по поводу Соглашений в Осло.
Х.М.: Мы, как и прежде, остаемся противниками соглашений в Осло. Потому что эти договоренности имеют множество пробелов и негативных сторон. Они не ведут ни к разрешению арабо-израильского конфликта, ни к созданию палестинского государства, ни к освобождению оккупированных территорий. Это серия мер по безопасности, наложенных на палестинский народ израильтянами. Эти спорные договоренности не были приняты единодушно палестинцами. По этим причинам и по некоторым другим мы не приняли решений Осло. И когда была создана Палестинская Автономия и были проведены выборы в 1996 г., мы отказались принимать участие в них из-за нашей позиции по Осло. Вопрос в том, почему ХАМАС изменил свою позицию по прошествии 10 лет? Потому ли, что мы изменили свое отношение к договоренностям в Осло?
Нет, наше отношение к ним не изменилось. То, что произошло, вызвано двумя основными факторами. Во-первых, договоренности в Осло себя практически полностью исчерпали. Да, исторически есть договоренности, подписанные в 1993 г., на основе которых в 1994 г. была создана Палестинская Автономия. Первое время эти соглашения имели потенциал, но, как вы знаете, израильское руководство их провалило. Еврейские руководители, начиная с Рабина, заявляли, что не существует "священных дат" (которых нужно придерживаться) и не придерживались этих договоренностей.
Был утвержден переходный период, в течение 5 лет предполагалось построение палестинского государства. В ходе последней Интифады Шарон оккупировал Западный Берег реки Иордан, тем самым фактически аннулировав соглашения в Осло, нанеся удар по административным зданиям. Ответственность за провал Ословских соглашений полностью лежит на израильской стороне.
После этого палестинский народ перестал ориентироваться на Осло. Эти договоренности больше не являются политической программой для палестинского народа. Интифада 2000 года наглядно продемонстрировала, что Ословские решения зашли в тупик. К слову, ФАТХ сама приняла участие в Интифаде.
Ясир Арафат (да смилостивиться над ним Аллах) сам понял, что Ословские соглашения зашли в тупик и стал совмещать вооруженное сопротивление с переговорами. И все приняли участие во второй Интифаде. Появились новые реалии, политические программы большинства организаций Палестины стали отходить от тезисов, принятых в Осло, и мы объявили об этом в заявлении "народного согласия".
Соглашения в Осло перестали являться ориентиром для палестинцев. Ориентиром стали новые политические убеждения и новая патриотическая программа, то к чему привела Интифада - призыв к объединению палестинского народа после того, как он оказался разделен договоренностями в Осло. Второй пункт: Автономия, провозглашенная Ословскими договоренностями, потерпела крах. Она стала разлагаться, была подвержена процессам коррупции, стала обузой для палестинского народа. Народ обратился к ХАМАС, и силы сопротивления предприняли меры по реформированию этой системы управления, являющейся наследием соглашений в Осло. У ХАМАС появилась ответственность перед народом, которая не могла ограничиваться только сопротивлением и борьбой, но стала включать в себя политическую роль для проведения реформ и осуществления перемен.
Тогда мы приняли участие в парламентских выборах (Меджлис-Ташрии) и выдвинули лозунг о необходимости реформирования системы власти. Чтобы исправить систему власти политически, административно, экономически, этически, реформировать отношения власти с народом. Это тоже очень важный фактор. Мы пошли на выборы не на основе приверженности соглашениям в Осло.
Да, Палестинский Парламент - один из институтов, созданный в соответствии с этими соглашениями, но наш политический бэкграунд, когда мы пошли на выборы, не был основан на данных соглашениях. Мы не пошли на выборы с программой приверженности Осло, мы пошли с нашей патриотической программой реформирования тех проблем, к которым привело руководство Палестины за прошлые годы.
В политике нет ничего постоянного. Относительно существующих реалий и условий ты выбираешь то, что лучше подходит. То, из чего исходит ХАМАС - это реализация прав нашего народа, единство нашей страны и служение палестинскому народу. Мы действуем согласно интересам нашего народа - именно поэтому ХАМАС принял участие в парламентских выборах.
ХАМАС, когда вошел в парламент, не отказался от сопротивления и не согласился с политикой безопасности, которую проводило бывшее руководство. Для нас соглашения в Осло - часть истории, которая преодолена реальностью. Остались институты, сформированные на основе договоренностей в Осло, однако как политический ориентир они утеряли свое значение. Палестинскому народу нужна новая политическая программа. То, что смог сделать ХАМАС, - это вывести палестинский народ из периода соглашений Осло на уровень Интифады и Сопротивления.
А. Мухиэддин.: Ваше отношение к движению ФАТХ?
Х.М.: ФАТХ - движение сопротивления, наш партнер по Интифаде, наш партнер по правительству и организации жизни в Палестине. Но у нас есть противоречия с движением ФАТХ. В особенности по причине доминирования "сионизированного" крыла в руководстве ФАТХ. Эта группа внутри движения связанная с США и Израилем, которая работает против палестинского народа и против арабского национального единства. У нас есть доказательства того, что эта группа работала против Интифады, против интересов страны и это крыло является обузой и для ФАТХ и для ХАМАС. Нет сомнений, что это крыло присвоило себе руководство над всей организацией ФАТХ и смогло добиться установления контроля над палестинскими службами безопасности, что в итоге привело к кризису в Палестине.
В Газе не было противоборства между ФАТХ и ХАМАС. Это была защита нашей политической легитимности, которую мы получили в ходе парламентских выборов. Мы выступили против тех, кто хотел произвести переворот. Мы не против ФАТХ, но против сионизированного крыла, которое на самом деле работает против ФАТХ и ХАМАС одновременно. Это сражение было навязано нам, и мы выступили против тех сил, которым были выделены американские деньги и израильское оружие.
Столкновения, к сожалению, привели к кризису в Палестине, а также к проблеме внутри ФАТХ.
Мы с братом Ясиром Арафатом имели политические противоречия, однако он в последние свои годы, когда увидел, что Осло зашло в тупик, прибег к Интифаде и участвовал в ней вместе с товарищами из ФАТХ и ХАМАС. Арафат отказался от уступок в вопросе о палестинских беженцах и статусе Иерусалима, поэтому провалился Кэмп-Дэвид в 2000 г. При Ясире Арафате было больше шансов к единению палестинцев, потому что он был убежден в совмещении вооруженной борьбы и переговоров.
Сегодня, к сожалению, в ФАТХ произошли большие изменения. Да, у ФАТХ есть славная история сопротивления, там немало честных и преданных борцов, однако также есть и плохие руководители, как я уже говорил, плохое крыло, которое доминирует в движении. Хочу сказать, что у нас проблема не с ФАТХ, как с движением сопротивления, а с лидерами, которые на наш взгляд работают против интересов страны, которые прибегают к поддержке американцев и израильтян против нашего народа. Это наш взгляд на ситуацию в Палестине.
А. Мухиэддин: Часто в России проводится параллель между ХАМАС и чеченскими боевиками. Как вы это прокомментируете?
Х.М.: К сожалению, наши враги пытаются смешать карты и выдвигают необоснованные обвинения. Мы действуем в Палестине, где имеет место незаконная израильская оккупация. Даже согласно международным законам и решениям ООН, палестинцы имеют право сопротивляться этой незаконной оккупации.
ХАМАС, как движение, возникло на базе сопротивления израильской оккупации и было создано для возвращения нашей земли и осуществления прав палестинского народа. Таким образом, ХАМАС - это законное патриотическое и освободительное движение сопротивления. Мы не просто оппозиция власти или движение, которое производит переворот против режима, мы выступаем против оккупации. И мы не приемлем, чтобы нас с кем-то сравнивали. У каждой страны свои особенности. Что касается России и чеченского вопроса, то это внутрироссийское дело, и мы не вмешиваемся в него. Что касается палестинской ситуации, то всем известно, что имеет место незаконная оккупация со стороны Израиля, и мы имеем право с ней бороться.
Хатем Мухиэдддин: Почему ХАМАС не вошел в состав ООП?
Халед Машааль: Это вопрос не к нам, а к руководству ООП, которое отказало нам в присоединении к ООП. Мы уже много лет говорим, что Палестине необходима объединяющая организация. Мы хотим, чтобы ООП стала такой структурой для решения внутренних палестинских вопросов и внешних. Чтобы появилась единая политическая организация для всех палестинцев.
Два с половиной года назад в Каире в марте 2005 года мы договорились о реформировании ООП на новых патриотических основах. Однако руководство организации не желает. Почему? Потому что хочет использовать эту структуру в качестве козыря для противостояния ХАМАС. Сегодня руководство Автономии в Рамалле использует свои подразделения, потерявшие свою легальность, потому что в течение нескольких лет не проводились выборы. Однако правительство в Рамалле, к сожалению, фактически осуществляет переворот против избранного полтора года назад парламента Палестины. Оно прибегает к институтам, потерявшим свою легитимность. Это способ использования образа ООП для достижения своих внутренних целей. И они не хотят, чтобы мы вошли в ООП. Мы и "Исламский Джихад" и ряд других организаций Палестины, стремимся войти в состав ООП и реформировать ее. Но решение о нашем вступлении находится в руках нынешнего руководства ООП.
Гумер Исаев: Кто нарушил договоренности в Мекке?
Х.М.:Соглашения в Мекке были нарушены теми, кто произвел переворот против легитимной власти. Теми силами, которые после соглашения в Мекке стали готовиться к ведению боевых действий в Палестине. Они стали получать деньги от США, в течение месяца свыше 100 млн. долларов. Эти силы сотрудничают с Соединёнными Штатами для реализации плана по свержению ХАМАС и правительства национального единства. Известен план американского генерала Кита Дейтона, посланного для сотрудничества с сионизированным крылом ФАТХ. Они планировали наше свержение. Именно эти силы начали устраивать провокации против правительства национального единства. Представьте, что они даже советовали европейцам не прерывать экономическую блокаду правительства национального единства!
А.М.: Каковы отношения ХАМАС с Саудовской Аравией?
Наши саудовские братья недовольны тем, что произошло в Палестине. Они не хотят внутреннего противостояния между палестинцами. Саудиты не желали краха мекканских соглашений. Но мы объяснили им, что произошло. Нарушители этих договоренностей - те же люди, которые планировали вместе с Дейтоном низложить правительство национального единства. Они несут ответственность за кризис.
Через полтора месяца я встречался с Махмудом Аббасом в Каире и предупредил его об опасности того, что происходит. Я также встретился с египетским министром Омаром Сулейманом и объяснил ему, к чему может привести ситуация, но, к сожалению, никаких перемен не произошло. События начали развиваться таким образом, что привели к столкновениям в Газе. Снова повторю, что столкновения в Газе не были спланированными действиями со стороны ХАМАС - это была легальная защита от действий того крыла, которое прибегло к американской и израильской помощи против интересов палестинского народа.
А.М.: Каковы отношения ХАМАС с Ираном?
Х.М.: Отношения хорошие. Отношения с Ираном - очень важная составная международных связей ХАМАС.
Г.И.: Как развиваются отношения ХАМАС с Россией?
Х.М.: После двух визитов в Москву, в прошлом году и в этом, и на фоне постоянного контакта с российским руководством, мы очень высоко ценим позицию России, грамотную, рассудительную и сбалансированную. Россия имеет хорошее представление о том, что происходит в Палестине.
Однако, на наш взгляд, поскольку Россия является великой державой, она могла бы играть большую роль, в частности на фоне ослабления влияния Вашингтона. США не могут играть позитивную роль в палестинском урегулировании, т.к. занимают одностороннюю произраильскую сторону, в то время как позиция России является более сбалансированной. У России есть возможность играть бо;льшую роль в регионе, так же как мог бы играть большую роль и Евросоюз.
Впервые опубликовано на сайте Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока meast.ru
Свидетельство о публикации №224081100728