Этюды существования

Люблю книги, ещё больше люблю человека, жизнь которого открывается для меня книгой, становится материалом для воображения и осмысления. Располагая материалом, следует его использовать: кроить, шить, примерять, распарывать и переделывать. Заброшенное в дело не идёт, постепенно приходит в негодность, теряется в шкафах, кладовках, хранилищах, объёмы которых беспредельны. Достанешь поношенное полотно текста, развернёшь, помнёшь, смотришь на свет, сочетая и прикидывая – и возвращаешь на место, небрежно скомкав или аккуратно уложив, а думаешь о другом.

Проку нет, а выбросить жалко. Перечислять причины тому, что не будет изделия – только время зря тратить. Нахожу свободную полку, складываю кипу строк. Пусть полежат, раз места сколько угодно. Заглянет гость, приметит краем глаза невыразительную ткань, спросит, – откуда такое добро? – Ах, это…

Надо бы поработать над формой, помня наказ Саши Соколова, – неважно, о чём пишешь, важно как. Работа не волк, лучше почитаю Соколова, когда время найду. Ищу время, нахожу осколки прошлого. То, что пишу – тоже осколки. Мозаика текстов, картины частной жизни.

Материал… осколки… мозаика… перебирая слова, стану именовать то, что получается, биографическими этюдами. По ощущениям подходит, надо уточнить. Что такое этюд? Использую подсказку облачного зала, осматриваюсь в списке определений.

1) В изобразительном искусстве — подготовительный набросок для будущего произведения.
   — Будущее сомнительно. Произведение уже написано жизнью, штрихами и тенями времени прошедшего, набросок не будущего — прошлого.

2) Инструментальная пьеса небольшого объёма, основанная на частом применении трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
   — Трудный приём — так написать, чтобы оказаться в окрестностях литературы. Сам себе редактор и критик. Труд сей оплате не подлежит, вопрос неминуем — зачем время тратишь? А зачем употребляешь крепкие напитки? Догадываюсь — мир меняется от слов, если находится в них что-то… что-то… надо обдумать, но не сейчас; бар пуст и нет рядом никого.

3) Один из видов шахматной композиции.
   — Чёрное и белое перемежается, фигуры жертвуются, финал неизбежен.

4) В театральной педагогике — упражнение для совершенствования актёрской техники.
   — Роль свидетеля, соглядатая, автора, себе позволяющего.

5) В эмоционально-смысловом обучении — ролевая игра.
   — Эмоции и смыслы требуют навыка выражения. Учиться, учиться и учиться…

Довольно. Набросок, приём, композиция, упражнение, игра — в повторах и возвратах.

Каждый живущий — звено в цепочке, в которой до него было, за последние несколько тысяч лет, сотни две предшественников. Предков намного больше, если принять в расчёт всё генеалогическое дерево, но если уходить в прошлое одной тропой, не раздваиваясь, не растекаясь по ветвям, то именно несколько сот. Генетические соты. В конечном пункте Адам и Ева, где-то там, за облаками.

Генеалогия — предприятие поисковое, не мой формат. Мне ближе мифология частной жизни. В ней та степень свободы, без которой обречён быть собой, только собой, и никем больше. Одним инкарнации, другим райские кущи, третьим… третьим будешь? — голос из века прошлого. — Был.


Рецензии
Коротко и интересно...интригующе даже...что там за поворотом...какие мысли создадут полотно и свяжется кружево слов...или - завяжется...хочется продолжения...тема заявлена...Не оставляйте стараний, маэстро!

Оля Гуськова   12.08.2024 12:42     Заявить о нарушении
Маэстро достаёт из хранилища подержанный временем инструмент, гладит, трогает струны... дребезжат. Надо настроить... настроиться.
Время камертоном.
Занавес памяти колышется, вздрагивает... что там?...))

Владимир Каев   19.06.2025 14:04   Заявить о нарушении