Чем я не Менделей философии?
Как и обещал:
Духовные искания человечества.
Основные направления аксиологического подхода
Философия представляет собой адаптированное для относительно широкой публики изучение и пропедевтику гуманологических тем - духовных исканий человечества и их возможных последствий. Всех людей во все времена вдруг заставал врасплох и приставуче интересовал гуманологический букет вопросов: кто мы такие, как мы сюда попали, откуда, как отсюда выбраться и куда потом опять. И начинается! Никто не знает ответов, но некоторые наглеют до такой степени, что берутся свои догадки выдавать за единственно верный ответ. И вот Он!
Философия как автономное, самостоятельное явление возникла и развивалась действительно в Древней Греции, но не думайте, что это в Европе, первые, можно сказать, внятные профессиональные философские школы возникли на территории современной азиатской Турции, как на побережье Средиземноморья, так и на суше, и на островах, сразу же разобщив круг гуманологических проблем, сведя философию (из широкого гуманологического комплекса даже с песнями, плясками и прочей эротической физкультурой) к рационализированным составляющим элементам, к трио проблемных пучков в таком довольно стабильном составе:
1. онтология – учение о бытии, существовании и жизни;
2. гносеологии – учению о об поисках надежного знания, его обосновании и обосновании его самого;
3. аксиологии – учению о ценностях, их возникновении, разнообразии, содержании и сущности.
Про первые две структурочки у нас многие слышали и даже что-то кумекают, а вот с третьей - туже. Аксиология. Это ещё что за новости для русского языка?
Есть такая книга: Гуссейнов А.А., Апресян Р.Г. (признан иноагентом): "Этика. Учебник", 472 страницы, подготовленная и изданная тиражом в 20 тыс. экз. при содействии Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса) (запрещен в РФ) в 1998 году издательством "Гардарика". Эти авторы тогда были главными профессиональными этиками РФ. В разделе II "Общие моральные понятия" (страницы 227-308), Карл! авторства иноагента Р.Г.Апресяна, есть главе 15 под названием "Идеал". Среди первых идеалов первый идеал у Р.Г.Апресяна "Ценности". Совершенно правильно он пишет:
====
Ценности
Человек живет среди других людей, среди вещей, идей, смыслов. Разные люди, вещи, идеи по-разному значимы для человека, имеют для него различную цену. Мир человека — это мир ценностей. Ценностями являются не только драгоценности, т.е. вещи, имеющие высокую цену, а если драгоценности, то с акцентом на первую часть этого слова: ценности — это то, что дорого для человека. То, что имеет для него значение. Ценности — это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). Так что в широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам 76 От франц. ideal, лат. idealis, греч. ;;;; — вид, образ, идея. 177 человека (или группы людей, общества). В ценности чего-то или кого-то для человека отражается его отношение к чему-то или кому-то. Для кого-то значим детектив как таковой, тем более отлично сделанный; другому до детективов нет дела, но он берет читать очередную шумную новинку, потому что ему интересно, чем увлечен в этом сезоне массовый читатель, или он просто хочет не отставать от моды или выглядеть осведомленным в литературных новинках. Эти различные позиции обнаруживаются по поводу одной вещи, в данном случае детектива. Ценность — это не природное свойство чего-то — внешнего предмета, события или явления; в ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению; а именно, отношение, в котором проявляется признание этого чего-то как важного, значимого для человека. В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» — систему ценностных ориентаций. А ценностные ориентации, как показывают данные современной философской антропологии и психологии; представляют собой одну из важнейших потребностей человека.
Ценность чего-то для человека определяется тем, отвечает ли это что-то (предмет, событие, явление) его потребностям, интересам и т.д. Как различны потребности и интересы, так различен «вес» разных ценностей, их значимость в жизни человека.
Иерархия ценностей
Деятельность человека можно условно разделить на два вида. С одной стороны, это активность по выживанию в узком и широком смыслах слова (добывание пищи, устроение жилища, вынужденная работа за плату, обеспечение бытовых каждодневных нужд). С другой — свободная реализация себя, обретение и утверждение смысла за пределами вынужденной работы (игра, творчество, религия). Таковы различия не в предмете деятельности, а в отношении к ней. Известная история рассказывает, как на большой стройке работников, возивших в тележках тяжелые камни, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь, я таскаю камни...». Другой объяснил: «Я зарабатываю на пропитание своей семьи». Третий воскликнул: «Я строю Собор Парижской Богоматери!» Ценности различаются по содержанию: наслаждение, польза, слава, 77 Антропология (греч. antropos — человек, logos — учение) — наука о человеке. Философская антропология — система знаний о сущности и существовании человека и его отношениях с миром, — что не следует путать с антропологией как биологической дисциплиной о происхождении и физической эволюции человека как вида и «культурной», или «социальной антропологией», под которыми в англоязычном обществознании понимается этнография — частно-социальная наука о народах. 178 власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье и т.д. Ценности различаются по знаку — на положительные и отрицательные: наслаждение — страдание, польза — вред, слава — позор, власть — подвластность, безопасность — опасность, красота — безобразие, истина — ложь, добро — зло, счастье — несчастье и т.д. Одни ценности принято относить к практическим, другие — к духовным. Ценности также принято разделять на высшие и низменные. Речь не идет, конечно, о том, что положительные ценности — возвышенны, а отрицательные — низменны. Положительность и отрицательность определяется тем, отвечают ли ценности потребностям и интересам человека или нет. Для деления же ценностей на высшие и низшие необходим иной критерий. Различение возвышенного и низменного, духовного и плотского при кажущейся очевидности этих слов в обычной речи отнюдь не однозначно"...
(Страницы 227-229 указанного издания)
=====
Фактически иноагент Апресян замечательно обосновывает не столько этическую природу ценностей, сколько их универсальную, философскую, природу, но не выступает с этим на публике. А таки да! А надо бы! А нашо оно ему нада? Ему и так харашё. Мне тоже. Но люди ж должны знать, что есть что!
Вот я и рассказываю по случаю.
Аксиологию, Карл!, составляют многочисленные разделы, базирующиеся на обосновании тех или иных ценностей, начиная с совсем отколовшихся от философии аспектов с соответствующими вполне самостоятельными науками, их применяющими, но, по происхождению и по сути, основанных на аксиологической проблематике. Включая и гносеологию, которая,соответственно, является логическим оттенком аксиологии и, после онтологии, второй основной составляющей структурой философии.
Фундаментальный раздел оснований аксиологии, самый прямой и честный – экономический, пожалуй, и самый древний, на базе общепринятого всеобщего эквивалента на цены (представляющие стоимость труда в товаре - любом продукте собственно любой человеческой деятельности, от кузнеца до Циолковского, если он кому-то нужен, особенно если очень) и до сохранившихся, пожалуй, пока в лоне экономики, а на деле - в рамках тотальной аксиологичности бытия - оценочном подходе ко всему-всему-всему.
Мы же всё меряем, сравниваем, всё оценивае, разными оценками: дёшево, дорого, полезно, вредно, прекрасно, верно, неудобно, стыдно, несправедливо, незаконно, и т.п. И при этом удобно это делать в каких-то точных единицах, рублях, долларах... Поэтому я очень уважаю затюканный у нас утилитаризм и лично его главного представителя Дже;реми (или, как тоже ещё и чаще пишут), Иереми;и Бе;нтама.
Кароче, где какое рэбе и почём.
Мы себе не отдаём отчет, что это и есть аксиология. Цену товара определяют спрос и наши возможности. Если наши возможности ограничены - карты в руки шаль на плечи и идём мухлевать. И даже грабить. Берём наган, патроны, мешок для до;бычи и - на большую дорогу, романтиком.
А лохов призываем честно трудиться на благо нашей великой малой родины. А мы внимательно подождём. Ибо не;фиг.
Таким образом, практически все важные направления человеческой деятельности постоянно подлежат разнообразным аксиологическим измерениям - этическим, эстетическим, правовым, дизайнерским, конспиративным (скрыто/открыто) и т.п.; и даже гносеология (проблема познавания и его обоснования) фактически представляет собой аксиологический подход в аспекте решения дилеммы - истинно/ложно, правильно/вероятно, полезно/вредно, важно/наплевать, глупо/мудро, нужно/ну-ко нафиг...
Аксиология тотальна! Причем она не двух-, не трёх-, а многомерна. Мы каждый миг прицениваемся ко всему и, исходя из оценки, действуем. Всегда и во всём в принципе. Ну если нам очень надо, то она бывает одномерна и однозначна...
Перед написанием текста я специально читал доступные мне из широкого интернета и из своей библеотеки, как книжной, так и виртуальной, вопросы происхождения ЖИВОГО как такового на планете, и, естевственно, ДУХОВНОГО...
Нинашол. Нету. Тем не менее, куды деваться. Жить-то хто за нас будет?
Рассмотрев проблемы происхождении духовных начал, можно сделать определенные теоретические, а не исключено, и практические умозаключения.
Заложенный Непостижимой Высшей Виртуальной Программой в каждой клеточке вещества человека архетип, как виртуально-субстанциальная предпосылка духовных качеств индивида, предопределяет телесные, витальные и духовные черты индивидуума в фенотипе, координируемые онтогенезом, то есть средой природной и социальной (которая есть автономная часть природной).
Все эти потенциальные задатки индивидуума рвутся реализовать себя по максимуму. То есть стремятся к абсолютной свободе. Некоторым мыслителям абсолютная свобода рисуется сплошным деланием добра, например, раздачей добра бедным и нуждающимся. Кому, кому? Чьего добра? Кому? Этим? Пропьют!!! Кем произведенного? Ой вэй...
И, пока раздается добро одними благодетелями, кто на них, этих благодетелей, в это время и почем работает? Рабы. Ну или около. Стремление к абсолютной свободе, такой заманчивой и желанной, мы определили как варварские начала в человеке.
Телесные начала (материальность) индивидуума рвутся, видимо, к самораспаду, к энтропии, к нирване. Что; прочитал в книге "К чему пришла физика" американского японца, лауреата Нобелевской премии Рёю Утиямы, - что, в конечном счёте, всё в наблюдательно предполагаемом Универсуме состоит из колебаний, импульсов... До;жили! Вот тебе на! Кванты, кварки, калибровочные поля... Невесомые калебания!.. Пустота...
Витальные начала (как лошадь, в диалоге Платона «Федон») рвутся скорее всего к реализации животности – решают индивидуальную производительно-продовольственную проблему. Проблему освоения, присвоения. Без этого – никак. Без решения специфических для этих задатков требований не может даже быть и разговора о третьей - духовной составляющей человека. Духовные задатки (всадник) тоже не бесстрастны, не стоят в стороне от бытия и испытывают огромное давление лошади, материала, среды - от внутренней до бесконечной внешней. Суть ли их – воссоединение с миром идей, слияние ли с Первоисточником, или, может, еще нечто промежуточно конкретнее: вера, двигающая горы и проявляющаяся в беспредельной левитации. Версий относительно сущности духовного начала много. Но лошадь и материал давят. Всадник любит быструю езду. Куда без овса?
Могут ли все эти начала существовать автономно?
Телесные всегда. Штоле...
Витальные – вопрос совсем открытый. У кого как.
Духовные – еще более открытый.
Но над этим всем стоит какой-то хозяин, который использует для игры в свободу и неволю с этим новым индивидуумом неисчислимый набор приемов, инструментарием которого являются также концептуально определенные культура и цивилизация. Некоторые называют его эгрегором – субъективированным духом сообщества, в котором он непременно возникает, например, духовный накал митингующей толпы – тоже эгрегор. Ей нужнен вождь. И вождь умело командует с трибуны сборища: «Идём брать Эрнстанкино! Все на автобусы... Организованно, культурно, ибо за нами правда! Оружие полу; чите на месте». И все садятся в подогнанные по тайной договоренности с тем, против кого собран митинг, в автобусы, и автобусы завозят их в специально отведенные отчужденные места... Не вся, но важная часть задачи решена: угроза капитального гражданского конфликта, есле не войны, уменьшилась... Создавать ментальные вирусы эгрегора и умело управлять ими в собственных интересах – одна из важных духовных задач по жизни для любого человека, а особенно лидера. Как же без него...
То, что ищут в качестве онтологических начал нравственности, ищут как нечто трансцендентное, надчеловеческое, скорее всего находится в районах баланса схваток между варварскими началами индивидуумов и интегральным коллективным договором защитных архетипных структур (органов безопасности) этих же индивидуумов.
Мотивы отклоняющегося поведения индивидуума в обществе могут быть по разному оценены, если индивидуум их мотивирует разными же варварскими, витальными или духовными факторами. Оценки поведения могут быть даны также с позиций культуры (грех), цивилизации (закон), варварства (после нас хоть потоп).
Моральное отношение есть результат вырабатываемой по причине и во имя временного совместного пребывания в этом мире в ходе социально-природного общежития витальных существ определенной степени толерантности к некоторым бесчисленным особенностям других (иных).
***********************************
Ну и чем я не Менделей философии?
Ну скажы же!
Свидетельство о публикации №224081100966