Смена парадигм в современных Исследованиях Иисуса

      На протяжении столетий исторического Иисуса заслоняло почитание прославленного Христа, который, как верят христиане, однажды вернется на землю. Поэтому в прошлом исторического Иисуса «искали» под влиянием богословских идей и утверждений. Теперь изучение всего, что связано с Иисусом, по сути, перестало быть «поиском», проводимым во имя богословских интересов,  более того, сегодня «Исследованием Иисуса» уже не движут интересы конфессий, и эта сфера уже принадлежит не только библеистам, изучающим Новый Завет.
    В проекте «Поиск Исторического Иисуса»   всецело заняты специалисты по Новому Завету, и часто побудительной причиной для их работы становятся богословские представления. «Исследование Иисуса», напротив – дисциплина академическая; она влечет богословов, археологов, историков, нумизматов, географов, знатоков устной истории, социологов , экспертов в психобиографии. В исследование исторического Иисуса вовлекаются католики, протестанты, иудеи, атеисты и многие другие,
    С 1980 г.  начались  «Исследования Иисуса», не зависящие от богословских представлений и верований. Произошла смена парадигм:  исследования стали  свободны от богословских мотивов и находятся под  влиянием других источников: свитки Мертвого Моря, сочинения Иосифа Флавия,  ветхозаветные апокрифы...В этих исследованиях обрели важную роль археология, социология, антропология.Сегодня сильнее чувствуется стремление к «беспристрастному» изучению всего, что связано с Иисусом, исследователи не пытаются дать заранее готовые ответы на  поставленные ответы.
Специалисты, занятые в «Исследованиях Иисуса», такие как Эд Сандерс,Ричард Хорсли,Джон Майер,Герд Тайсен, Николас Томас Райт, Геза Вермеш, Давид Флуссер и др., не подчиняют свои выводы богословской «повестке дня».
    Центральная аксиома «Исследований Иисуса» сегодня  гласит, что Иисус  был евреем и в центре религиозно-культурного контекста Его жизни лежал иудаизм.
    Тайсен  рассматривал четыре роли, приписываемые Иисусу первыми христианами: роль Учителя , Пророка, Мессии и Сына Человеческого.
    Для Ричарда Хорсли важнейшая контекстуальная основа – это отношения политики и религии. Он убедительно показывает, что при изучении исторического Иисуса надо ставить те же вопросы и применять те же методики, к каким мы обращаемся при изучении других исторических персонажей: нам надлежит, критически оценивая доступные источники, рассматривать Иисуса в его историческом контексте и учитывать то, как Он взаимодействовал с окружением – а среди этих взаимодействий, несомненно, будут и конфликты с другими людьми и социальными институтами. При этом, как отмечает Хорсли, в античном мире религия, политика и экономика неразделимы.
   Джеймс Чарлзворт и Дональд Кэппс решили взглянуть на образ Иисуса с помощью новой психобиографической методики. Такое применение психологии в историческом исследовании дает новые прозрения и методы и позволяет говорить об Иисусе как о личности в его окружении. Что он думал о себе? Как понимал сам себя в семье и общине? Психобиография может помочь нам обратиться к некоторым вопросам, которым в «Исследовании Иисуса» уделяют внимание уже давно.

Британский богослов и историк религии Геза Вермеш, автор книги « Христианство : как все начиналось» , которого считают одним из крупнейших мировых специалистов по иудаизму, рукописям Мертвого моря, новозаветной библеистике и истории раннего христианства и величайшим исследователем жизни и личности Иисуса в своем поколении,  пишет:
«мы не должны забывать, что учение Иисуса менялось, пока его передавали сперва иудеям Святой Земли, потом – иудеям диаспоры и, наконец, язычникам, живущим как в Палестине, так и за ее пределами, и это происходило до того, как из этого учения родились дошедшие до нас записанные Евангелия. И нам также следует помнить, что один и тот же цельный текст может содержать разные смысловые слои, где первый уровень связан непосредственно с Иисусом, другой – с палестинским движением, вдохновителем которого стал Иисус, а третий – с тем значением, которое придали вести Иисуса неевреи, вошедшие в раннюю Церковь»
В книге «Истинное благовестие Иисуса»  Геза Вермеш рассматривал три спорных вопроса: (1) идентичность тех, для кого предназначалась изначальная проповедь Иисуса; (2) ожидаемое им время наступления правления Бога (то есть Царства Божьего, или Царства Небесного); и, наконец, вопроса о том (3), говорил ли он заранее своим ученикам о своем страдании и смерти. Если можно пролить свет на эти неотъемлемые проблемы, ученым будет легче отделить подлинные речения от неподлинных.
Далее обозначена позиция автора по данным вопросам.


Рецензии
Уважаю людей, которые глубоко исследуют вопрос, который задают себе. Так как таких людей немного, то для обычных человеков Вы необходимы.

Джус Наталия   22.08.2024 04:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталия!

Желаю Вам успехов в творчестве и Любви!

Игорь Л.

Игорь Лощинин   22.08.2024 19:17   Заявить о нарушении