Философский театр
Философия – очень размытое понятие, смысл которого – тяга к мудрости. Любовь – это сила притяжения. София – это мудрость. Можно обратиться к этимологии слова и искать его истоки в произведениях Геродота или Сократа. Можно на веру принять и версию известного американского масона Мэнли П. Холла, что первым, кто называл себя философом, был Пифагор, искавший знания и мудрость на Востоке и в Египте. Будучи скромным, он не смел величать себя мудрецом, но стал именовать себя любителем мудрости.
Пифагор был подобен советским хоккеистам-любителям, обыгравшим канадских профессионалов на их же поле. Любовь к мудрости – это не совсем амплуа мудреца. Скорее, можно предположить, что это тяга к знаниям, совершаемая из интереса к жизни и тому, что вообще существует или не существует, будь то сама жизнь или то, что на нее оказывает влияние, как, например, смерть и небытие, волновавшие людей с самых первых этапов своего существования.
Философия объединяет в себе два противоположных начала – любовь и мудрость. Любовь иррациональна, а мудрость всегда взывает к разуму. В основе философии – конфликт понятий, противоречие. Это оксюморон, который нельзя никогда преодолеть, и поэтому он завораживает.
Фалес полагал, что все произошло из воды, без которой нет жизни. Гераклит прокричал, что все из огня. Ведь человек, подобно огню, дышит кислородом. Перекрой доступ к кислороду, и человек умрет. Платон обращался к вечной душе и стал выявлять Идеи, происходящие из Единого. Аристотель подверг критике Платона его идеализм и подготовил к царствованию Александра Македонского. Через более двух тысяч лет Маркс подвергнет критике идеализм Гегеля и создаст материалистическое учение, которое возьмет на вооружение Ленин и создаст первое в мире социалистическое государство.
Философия породила огромную плеяду известных и никому неизвестных мыслителей, усердно думающих о судьбах мира, человечества, людях, Боге, науке и т.д. Одни привносили в нее романтический дух, вроде Шеллинга, другие – этический рационализм, вроде Вебера. Одни блистали умом, но были банальны, подобно Фихте, другие – сгорали и сходили с ума, подобно Ницше. Одни выстраивали комплексные структуры, подобно Клоду Леви-Строссу, другие – стремились их разрушить, подобно Жаку Деррида. Одни искали смыслы жизни, подобно Владимиру Соловьеву, другие – видели во всем симулякры, подобно Бодрийяру.
В основе философии зиждется дихотомия страсти (любви) и разума (мудрости). Возможно, поэт Вильям Блейк описал суть философии в своих простых стихах, объединенных под названием «Песни невинности и опыта». И на этом вся бы философия закончилась, если бы ни одно но…. Философия – это постоянно живой театр, не терпящий вакуума.
Некоторые видят философию в эпистемологии, полагая, что она должна оперировать чистыми знаниями. Но что такое истое знание? И чем оно отличается от грязного знания? Или это некий франт в белых печатках, не желающий пачкаться в грязи практического быта? Идеалист, отвергающий материальность, а посему, закрывающий глаза, когда испражняется в сортире? Совсем не понятно, что такое эпистемология, но тем не менее, ее адепты и апологеты получают конкретные материальные блага и социальный статус, защищают диссертации и требуют к себе уважения, полагая, что обдают некими чистыми превосходными знаниями.
Одним из тех, кто протроллил всю философию, оказался одноклассник Гитлера – еврей Витгенштейн, автор «Логико-философского трактата». О чем его работа? Никто толком и не скажет, хотя про это написано множество статей и книг.
Философия – это одновременно и театр, и в тоже время – это акт совокупления с мудростью. Борьба и единство противоположностей в пространстве и времени, апеллируя к абсолютным истинам и бытию вне пространства и времени.
Май 2024
Свидетельство о публикации №224081201277