Зачем голове болеть, если ей интересно?

                Никиткины вопросы
– Никита, у тебя войско в строю? – спросила мама. – Давай снова проведём учения.
– Сейчас. Только командира вылечу.
– А что с ним?
– Да он хотел стать говорящей книжкой – учил стихи, которые нам воспитательница задала, теперь у него голова болит.
– А ты стихи выучил?
– Но тогда и у меня голова заболит.
– Ох, и хитренькая у тебя голова! Наверное, ты тоже командиром станешь. А когда мы книжки читаем, она не болит?
– А зачем ей болеть, если ей интересно?

– Логично, – сказала мама. – Сегодня мы узнаем, как люди научились писать.
– Такие большие и не умели?
– Такие древние, что ещё буквы не придумали. Сейчас мы пошлем папе в другое государство – в соседнюю комнату древнее письмо. Представь, что там стоит вражеское войско. Оно собирается напасть на нас. А кто у них  предводитель?
– Наш папа?! Такого не может быть.
– Но это же игра, малыш.
– Это плохая игра!
– Ну, хорошо – он будет наш гонец. Давай составлять письмо. – Мама положила в корзинку камыши с соседнего болота, мухомор из пластилина, несколько пёрышек из подушки.

– Это означает: твои воины отравлены ядом наживы, они хлипкие, как мухоморы. Твои стрелы беспомощны, как камыши на болоте. Не вздумайте напасть на нас, а то мы вам «перья» повыдергаем.
Папа получил корзинку и радостно пропел её содержимое:
Жизнь моя жестянка,
Ну её в болото.
Живу я, как поганка,
А мне летать охота.
– Да, – сказала мама, – древние письма можно было прочитать по-разному. Но песен из мультфильмов тогда точно не пели.
Узнав, что ему посылали грозное, воинствующее письмо, папа принес в ответ иголку с ниткой.

– Это он предлагает залатать дыры между государствами, укрепить мир, – сказала мама и вручила папе камень. – А мы ему ответили: ты снял камень с нашей души. Папа нарисовал рака, что означало: пятиться назад и ушёл в свою комнату спиной вперед.
– Вот так, Никита, люди придумывали письма-картинки, – сказала мама. – И много веков их рисовали, а потом догадались условные значки заменить иероглифами, буквами.

– Давай поиграем в письма-рисунки, – сказала мама и нарисовала солнышко, цветы и мальчика.
– Мальчики всегда дарят мамам цветы, – расшифровал Никита и дорисовал мальчику перья на голове и лук со стрелами.
– Никита – друг индейцев, – «прочитала» мама. – Тексты-рисунки и сегодня существуют. Они стали игрой и называются: ребусы.
– Я умею разгадывать ребусы, – важно сказал Никита.
– А вот есть письма, которые ты ни за что не разгадаешь. Инки (люди так назывались) "писали" письма узелками: к главной веревке привязывали много разноцветных шнурков. Каждый цвет и узелок имели особое значение. Представляешь, как сложно было прочитать такое письмо. А нашему мальчику надо выучить всего лишь азбуку, каких-то 33 буквы, и он может прочесть всё, что захочет..

Никита, – спросила мама утром, – почему у тебя шнурки на ботинках все в узелках?
– Это мое говорящее письмо.
– И что оно означает?
– Это прощальное письмо. Ботинки разузнали, что мне нравятся кроссовки, как у Витьки с третьего этажа,  и теперь прощаются со мной, – подсказал Никита.


Рецензии