Королев -хозяин острова

Валаамские судьбы...
из книги: "Другой Валаам".
Отредактиравано и дополнено...

КОРОЛЕВ – ХОЗЯИН ОСТРОВА.               

Когда я приехал на Валаам, «хозяином» острова был Королев Иван Иванович. На острове был и поселковый Совет во главе с Зуевым Кондратом Семеновичем, но реальная власть на Валааме принадлежала в те времена  директору дома-интерната  Королеву. Он здесь был и «отец родной» и «власть», и «судья».  И звали его здесь всегда «Король». Подходящая фамилия для начальника. Видел я его всего несколько раз и то «со спины» больше, хотя и жил при нем многие годы. Это был грузный и грозный, судя по откликам, человек. Как бывший фронтовик, был он не вполне здоров, при ходьбе сильно потел и тяжело дышал, ходил с трудом,  то ли астма душила, то ли еще какая «зараза»?..  Осколок в ноге с войны сидел, постоянно напоминал о себе болью  На праздник Победы, Иван Иванович  любил одевать ордена и медали. Вся грудь увешена была наградами.  У участников и инвалидов войны  это было самое дорогое их "богатство".
Что удивляло, что Корол;в не пользовался никогда никаким транспортом. Везде  только пешком.
Вот , сейчас подумалось: "Почему бы лошадку не запрячь в л;гкий тарантас, да с ветерком по лесным-то дорогам?.." Видимо,  не считал нужным?..
 Если он шел на поля с очередной проверкой, то это было слышно далеко вперед.  И хотя мобильной связи тогда не было, но всякий раз рабочие каким-то образом узнавали о его приближении и были готовы к встрече.  Случались, правда, иногда и промашки  и тогда уж  разноса не избежать. К чему придраться – повод ведь всегда найти можно... Ругаться он, конечно, умел, и ругался бывало, но наказывал редко.
Я уже говорил,  в своих публикациях не раз, что он часто помогал Дому культуры, выделяя деньги на различные приобретения. Благодаря ему в поселковом Доме культуры появились электрогитары, усилитель, колонки, "йоника", костюмы, инструменты для народного оркестра. И мы смогли организовать местный вокально-инструментальный ансамбль " Миг", потом с л;гкой руки моего товарища, басиста, Сер;ги Аксентьева, мы стали на время "Монастырскими братьями".  Единственным условием Корол;ва было, чтобы мы устраивали концерты для инвалидов.  И мы конечно с удовольствием выполняли его просьбу. Самого его я правда ни помню ни на одном концерте. Но мы, участники художественной самодеятельности во главе с директором Д.К., Валерием Рюттелем всегда были признательны и благодарны Ивану Ивановичу.
Это было время, когда начальники практически никакими особыми льготами не обладали. Жил он в Красном (Работном) доме. В обычной  двухкомнатной квартире,  правда с отдельным входом с улицы. Семья из нескольких человек: он, жена, Анна и младшая дочь,Таня. Все детишки уже повыросли и разъехались по городам учиться и протаптывать свои жизненные тропки. Всего у Ивана Ивановича было шесть детей, пять девочек и сын Вячеслав.
С работы от  дома-интерната (Зимняя гостиница) Иван Иванович всегда ходил вдоль среднего сада, «аллеей одинокого монаха». Там – то мы, ребятня, прячась за деревьями, и подсматривали за ним. «Король идет!..Королев… Тихо!..»
В общем, на острове его боялись. Видимо, было за что?.. На вид, было ему в ту пору лет под шестьдесят. Местный люд был к начальству неравнодушен.  Ходили по острову разные сплетни и домыслы про жизнь директора. Даже и любовницу ему определили.
Жену его, Анну, припоминаю с трудом, ни кем работала, ни какого возраста, да и внешность -  уже не помню. Была тиха и незаметна. Прожили вместе они до самой смерти Ивана Ивановича в 1989 году. Вот сейчас подумалось, что в директорской жизни не было ничего завидного: ни друзей тебе, ни товарищей, да и привилегий - никаких практически, разве что, квартира в городе Петрозаводске, после выхода на пенсию по «состоянию здоровья».
Когда я отслужил Армию и вернулся на остров, Корол;в не раз присылал ко мне своего секретаря, тоже бывшего фронтовика, Михаила Аксентьева, вс; предлагал мне ответственную работу в своей структуре. Но  я тогда работал на турбазе, работа мне нравилась, и уходить к Ивану Ивановичу я не решился.
 За время своего правления островом Королев ничего выдающегося не совершил, скорее наоборот, прилично развалил хозяйство, налаженное его предшественниками. Сам я этого не могу утверждать, так как не знаю,  говорю по слухам...
Взрослая  старшая дочь  директора, Тамара, работала здесь же при доме инвалидов бригадиром животноводов, точнее – зоотехником Подсобного хозяйства. Муж её, Семенов Виктор, " трубил" механиком на единственном на острове  судне «Волна». Людьми они были простыми и никогда не пользовались властью и авторитетом отца и родственника. Я в молодости дружил немножко с сыном Сем;новых, Иваном, названным в честь дедушки .
Очень необходимая в ту пору «штуковина» было это судно. И «кормилица» и «поилица». Много лет,  с ранней весны до зимы, пока лед не скует заливы, ходила «Волна» в Сортавала за грузами и людьми. Бессменным капитаном многие годы был Старостин Николай. Задумался сейчас, почему не помню отчества людей? Да потому, что с детства мы всех звали: дядя Петя, тетя Валя и.т.д. Так принято было. Только большое начальство да учителей величали по имени - отчеству.
Из рейса команда возвращалась всегда «навеселе».
Это никого не удивляло и принималось, как само собой разумеющееся. Ах, как Ладога осенними штормами трепала наше суденышко! Кто плавал и попадал в шторм, тому знакомо это чувство, когда на каждой волне, что накрывает корабль вместе с рубкой, невольно вспоминаешь Бога и шепчешь про себя: «Помилуй, Господи». Из всех штормов наша "Волна" выходила победителем – очень удачная конструкция. Строился корабль на верфи, как рыболовецкий бот, и имел исключительную «остойчивость». И сейчас, наверно, где - то бороздит воды. Продали его во времена музея-заповедника. А на Валааме вскоре появится брат-двойник "Волне",
"Святитель Николай". Конструкция таже только надстройку поменяют...
До сих пор служит. Возит грузы и людей из Приозерска почти круглый год.
Помню один случай, когда дочь Корол;ва, Люба училась в Петрозаводске, захотела она осенью родителей на каникулах навестить, а в заливах уже л;д стоял. Иван Иванович приказал л;д бензопилами пилить, чтобы "Волна"  могла пройти. Не помню уже, что из этой затеи получилось?..
Около тридцати лет был Иван Иванович на острове хозяином, до выхода на пенсию.
Как бы  там не было, я вспоминаю его всегда с благодарностью, после войны, раненый, взвалил на себя руководство домом -инвалидов, взял огромную ответственность за сотни и сотни людей.
Да, не всегда вс; получалось, как бы хотелось. Жизнь она богаче наших о ней представлений.
Иван Иванович Корол;в, навсегда вписал сво; имя в историю мирского Валаама!..


Рецензии