Кино и смыслы. Взрослый разговор о фильме Пацаны

«Кино и смыслы». «Взрослый разговор» о фильме «Пацаны»


«Пацаны».

Фильм снимался в начале 80-тых. В летнем спортивно-трудовом лагере «трудные» подростки, некоторые практически потенциальные преступники. Рядом с ними только двое взрослых:  воспитатель Олег Павлович, вчерашний выпускник Пединститута, и

Антонов Павел Васильевич, начальник лагеря без педагогического образования, бывший, подающий большие надежды спортсмен, не известно по каким причинам из спорта ушедший. Можно было бы сказать, что он одержим идеей перевоспитать малолеток, но Павел Васильевич (Паша) — человек умный и понимает, что перевоспитать почти взрослых детей невозможно, он ставит перед собой более скромную задачу: «Надо расшевелить их гражданское чувство. Я хочу привести их к себе». Хотя и эта задача мало осуществима, если реально смотреть на вещи.

Лагерь открыт, не обнесен высокой изгородью, как  повсеместно сегодня, без массивного,  запираемого  днем и ночью, входа. Хочешь — живи, работай руками и сердцем, хочешь — иди на все  четыре стороны.

Фильм создан по сценарию Юрия Клепикова, драматурга признанного, интересного. В основу взят опыт трудового лагеря для сложных детей в Приозерском районе Ленинградской области.

Динара Асанова, режиссер фильма, поставила несколько глубоких фильмов о подростках: «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передач». Асанова разбиралась в подростковой теме, основательно была погружена в нее.

Фильм «Пацаны»  снят в необычном формате. Все герои преимущественно на самом деле трудные дети, некоторые с условными сроками, то есть играли сами себя в заданных обстоятельствах. Кроме того большую часть фильма занимают настоящие интервью с трудновоспитуемыми детьми.


«Взрослый разговор».

Телеканал «Спас» осуществил в прошлом 2023 году цикл передач «Кино и смыслы», в которых демонстрировались и обсуждались советские фильмы, имеющие сложную тематику, форму и содержание. Среди них:

"В огне брода нет"
"Я шагаю по Москве"
"Зеркало"
"Восхождение"
"Чучело"

"Взрослый разговор" о фильме «Пацаны» состоялся 3 декабря 2023 года, повторение передачи я смотрела 9 августа 2024 года.

Участников «Взрослого разговора» было немного, всего 5 человек.

Елена Пискарева, режиссер, сценарист, продюсер, мама пяти детей, автор нескольких фильмов нравственного характера.

Матвей Мишин, студент Киношколы , 19 лет

Нюша Коренева ,студентка, 17 лет

Николай Лебедев, школьник, 14 лет.

Вел обсуждение режиссер и сценарист, автор нескольких короткометражек Иван Перекатов, не обремененный, как мне показалось, детьми.

То есть разные по характеру и развитию люди с благополучными биографиями.


«Кино  и смыслы».

Советское кино строилось на осмыслении  существующей жизни, ментальности, нравственных исканий и рефлексии. Главная тема "Взрослого разговора" о фильме «Пацаны», как мне показалось, отношение взрослого Павла Антонова и не обремененных  особой ответственностью подростков.

Они разные. Киреев попал в эту среду из-за неблагополучного отца,  Зайцев, красивый мальчик из обеспеченной семьи, из-за не очень любящих его родителей.  Киреев уже осужден, но с отсрочкой на год, Зайцев, если дальше пойдет также, тюрьмы не избежит.

Чем же пронять эту шпану. Строгостью и наказанием? Не получилось. Строгого воспитателя Олега Павловича ребята связали, накрыли голову мешком, выкатали в перьях. Пятерка по психологии ему точно не помогла.

Добротой? А что такое «добрый человек»? Герои фильма на этот вопрос вразумительного ответа не дали,  получилось только: «Это так сложно быть добрым, действительно добрым».

Не очень получилось и у участников «Взрослого разговора».

Иван Перекатов.  «Добрый — это не качество, это результат жизни...Отдавать энергию, чтоб потом , через 20 лет ты встретил одноклассников... один стал знаменитым режиссером, другой... а ты чудило, воспитывал чужих детей», результаты которых в лучшем случае тебе неизвестны? А мог быть тренером футбольной команды России. Про Антонова не напишут в газетах..."

Коля Лебедев, школьник.  «Он (Антонов) умеет понять этих подростков».  (Вспомните Шаповалова  из фильма «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают»). «Он делает добро людям. Он может наорать. Он словно хочет, чтоб его пожалели, похвалили (заметили? оценили?). А мы не знаем, что внутри его. И как понять доброту?» Антонов вытащил тинейджера из грязи, а, может, Зайцеву или другому это не нужно, «ему по кайфу пить, курить»?

Матвей Мишин называет Антонова альтруистом, а потом все вместе они не могут четко определить, кто такой «альтруист».

И я вспомнила своих тинейджеров на уроке, которые, оказалось, никогда не слышали само слово «альтруист».  Тогда мне помог образ Иешуа из книги Булгакова «Мастер и Маргарита», называющий всех людей «добрые люди», включая чуть не убившего его одним ударом Марка Крысобоя. Жизнь заставила его стать таким, объясняет Иешуа.

И вот мы опять возвращаемся к началу, что сделало пацанов по сути шпаной, и где то сердце, которое способно излечить любовью? Антонов не идеален, он действительно может наорать, да еще как! наорать. Прав Коля Лебедев.

Но Антонов настоящий, он справедлив, он не бросит в беде, он будет искать выход. Поэтому ребята, несмотря на то, что удрать в город легко, не убегают, работают (лагерь — то, напомню, трудовой), а сбежавшие возвращаются.

И пока результат есть. Узнав, что Киреев, украл ракетницу, чтоб убить ненавистного отца, оскорбившего в очередной раз его сестру, Антонов, не раздумывая, побежал на станцию, чтоб успеть остановить мальчишку. И весь лагерь побежал вместе с ним. Спасать человека! Не себя, не свою драную шкуру, а другого человека!

Бегут под замечательную песню со знаковыми словами.

Я подозвал коня,
Конь мой узнал меня,
Взял, да, помчал
Белой дорогою,
Чистой подковой звеня.

Будет лететь мой конь
Птицей по-над рекой,
Будет играть гривой разметанной –
Он у меня такой.

Взрослым так просто,
Всё знают они наперед,
Ну, а подросток –
Пока он еще подрастет.
Только, вот …

Я не возьмусь за плеть,
Буду коня жалеть
Коли, решил он
Белой дорогою
Чистой подковой звенеть.


Я подозвал коня...
муз. В. Черницкого
сл.: В. Большакова


Жаль только одного, что таких чутких  к чужой боли как Антонов мало, а может их просто нет. В 80-е годы они еще были.



На фотографии Андрей Зыков (Киреев)


Рецензии
Видел только часть фильма(начало пропустил), но образы понравились, яркие, емкие: Приемыхов (начальник лагеря Антонов), этот мальчик с фотографии, сыгравший Киреева, и особенно Зайцев. Красивое лицо, а неприятное, лицо безнадежного подонка. Заметка хорошая, спасибо за информацию!

Николай Михайлов 3   17.08.2024 12:00     Заявить о нарушении
Спасибо тебе за внимательное прочтение! Ребята подбирались по типажному принципу. Киреева сыграл Андрей Зыков, хороший мальчик из спецшколы. Динара Асанова взяла его за этот много рассказывающий взгляд. Теперь он системный администратор, родилась внучка. Андрея Зайцева сыграл Олег Хорев. Но его судьба не особенно сложилась. Работал водителем, упал с крыши, поправляя рога, получил серьезную травму, умер в 38 лет. Все непросто было у него в фильме, все непросто и в жизни.

Нина Ватрушкина 2   17.08.2024 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.