Железная дорога принца А. П. Ольденбургского
Железная дорога принца А.П. Ольденбургского и современность.
Мысль устроить здесь совсем игрушечную модель настоящего игрушечного поезда пришла Августейшему председателю комитета Санкт-Петербургского городского попечительства о народной трезвости, Его Высочеству принцу Александру Петровичу Ольденбургскому, который, как говорят, в одну из поездок своих за границу, сильно заинтересовался увиденным им где-то типом точно такой же оригинальной дороги. Сам паровозик необычайно миниатюрных размеров, развивающий однако давление от 110 до 135 ф., т.е. около 12-ти лошадиных сил, куплен был, вместе с соответствующим ему по величине тендером, в Нью-Йорке на заводе «Cagney brothers New-York, City». Там же нашлись к нему и три вагончика открытого типа, вместимостью каждый на 12 человек взрослых или 18 детей. Нет нужды, что вагончики эти не совсем-то подходят к локомотиву, которого за ними даже не видно, ибо вагоны значительно крупнее самого паровоза. Вес локомотива – 180 пудов (2880 кг), а вагончиков – по 41 пуду каждый (656 кг). Что касается самого пути или полотна, то у нас строили его местные техники электрической станции Народного Дома. Полотно, протяжённостью 600 саженей (около 1280 м) в одну колею 22; дюйма шириной (571.5 мм), имеет круговое направление от центральной станции.
Новое здание должно было вместить не только народный театр, но и комплекс помещений для благотворительных и просветительных мероприятий попечительства. Таким образом, задуманное "центральное учреждение" в процессе строительства постепенно приобретало характер народного дома, которому было присвоено имя императора Николая II.
- 2 -
Состав двигался в одну сторону до Мытнинской набережной, где устроена своеобразная неподвижная стрелка, благодаря остроумному пересечению путей очень просто повёртывающая паровоз обратно, и в другую сторону — в обход внутренних построек служб Народного Дома, а вместе с ними также и электрической станции.
Эта железная дорога служит пока просто для увеселительных целей, будучи предназначена только для катания детей, за что в оба конца взимается пятикопеечная плата. Судя же по преобладающему контингенту пассажиров этого игрушечного железнодорожного пути, можно сказать, что и для взрослой публики Народного Дома такая забава, пришлась, по вкусу.
В заключение нужно сказать, что весь этот забавный железнодорожный путь устроен вообще с соблюдением полной иллюзии настоящего большого и солидного сооружения; так, например, помимо вполне оборудованной железнодорожной станции, здесь имеются и электрический семафор, и переводные стрелки, сигнализация, как на настоящей железной дороге.
Дорога открылась 12 июня 1900 г., но спустя несколько дней получила некоторые повреждения в механизме паровозика, которые удалось исправить лишь к 16 июля». Через некоторое время развлекательный комплекс пополнила горная железная дорога с крутыми подъемами, поворотами и головокружительными спусками. Ее на собственные средства построил известный купец и благотворитель Григорий Елисеев. Горная железная дорога в дальнейшем получила название «Американские горы» (кстати, в других странах такие горы назывались «русскими»). Поэт Вадим Шефнер вспоминал: «Народный Дом был тогда очень популярен у петербуржцев. Недаром у Заболоцкого сказано «Народный Дом, курятник радости, Амбар волшебного житья». 12 декабря 1900 г. произошло торжественное освящение здания Народного дома, названого "Заведением для народных развлечений императора Николая II". Это был самый большой Народный дом. В 1902 г. театр открылся оперой Глинки "Жизнь за царя". Популярность театра была очень велика, и в 1910-1911 гг. по проекту архитектора Г. И. Люцедарского к правому крылу пристроили дополнительную сцену с залом. Новый корпус получил название "Зрительный зал и народная аудитория им. его высочества принца А. П. Ольденбургского". Зрительный зал принца Ольденбургского замышлялся и начал функционировать как оперный зал Народного дома. При Народном доме был устроен сад с аттракционами, обсерваторией, павильонами и торговыми киосками. В лето 1906 г. проложена первая в России детская железная дорога. 12 июня в Александровском парке при Народном доме Императора Николая II открылся невиданный по тем временам аттракцион – миниатюрная железная дорога. В августе журнал «Нива» опубликовал небольшую заметку об этом событии. Цитата: «До сего времени в нашей северной столице самой маленькой железной дорогой считалась Ириновская железнодорожная линия. Теперь появилась ещё меньшая, прямо-таки карликовая железная дорога, устроенная в Народном доме Императора Николая II и сразу завоевав себе симпатии посещающей Народный Дом неприхотливой публики. После революции 1917 г. при Народном доме был большой сад с открытой сценой и аттракционами. Народный дом им. К. Либкнехта и Р. Люксембург (1919-1920) Государственный Народй дом (Госнардом).
- 3 -
МОЖД относится к особой категории узкоколеек – «ДЖД» (или «Детская железная дорога»). Расшифровка кроется в самом определении - это железная дорога для детей, только не в смысле, что это аттракцион для детей, и не игрушечная железная дорога, а скорее наоборот - практически полноценная железная дорога, по которой ходят самые настоящие поезда из самых настоя-щих вагонов и тепловозов, только работают на ней дети.
Однако судьба аттракциона оказалась не самой удачной. Он пострадал от пожара летом 1932 г., затем заново заработал в мае 1934 г. И был разрушен в блокаду - во время бомбежки 16 октября 1941 г. Когда была закрыта эта дорога сказать сложно. (Л1)
Александр Петрович Ольденбургский происходил из старинного немец-кого рода Ольденбургов-Гольштейн. По отцовской линии он был правнуком российского императора Павла I и, таким образом, родственником императора Николая II. Родился он 21 мая 1844 г. и получил прекрасное домашнее образование, затем прослушал полный курс в Училище правоведения. Как представителя знатного рода, принца не обошла стороной участь служить в русской армии, получив множество чинов и званий, став в итоге членом Государственного совета Российской империи. Но интересы принца Ольденбургского были больше не в военной сфере, а связаны с благотвори-тельностью и деятельностью на благо общества. Так, он состоял попечителем детской больницы, Троицкой и Георгиевской общин Милосердия, общества трезвенников. Александр Петрович был поклонником прогресса и поддерживал научные разработки, общался с известными врачами и учеными. В конце 1880-х годов им был создан первый в Российской Империи Институт экспериментальной медицины, где проводил свои исследования великий русский физиолог Иван Павлов. Известно, что в конце XIX века Россия стала нуждаться в курортных городах. Приморских городов в Крыму было мало и столичная знать ездила отдыхать в Европу – на Лазурный берег Франции, пляжи Италии, воды Германии. Но случилось так, что после победы в русско-турецкой войне Российская империя расширилась причерноморскими территориями с субтропическим климатом, красивейшими пейзажами и даже местами были обнаружены термальные источники и залежи лечебных грязей. Была создана специальная комиссия для осмотра черноморского побережья и выбора места для нового курорта.
Но судьба детских железных дорог на этом не закончилась, а получило своё дальнейшее развитие. Детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к «взрослым». На них используется такое же оборудование, и по максимуму приближенные правила эксплуатации железных дорог. На ДЖД дети изучают теоретические и практические основы железнодорожных профессий. Словом, ДЖД служит целям популяризации профессии железнодорожника у подрастающего поколения. Все ДЖД являются узкоколейными. Ширина колеи ДЖД Советского Союза составляла, как правило, 750 мм. И как правило, на ДЖД используется тот же подвижной состав, что и на обычных узкоколейных железных дорогах. Так что технически – это полноценные УЖД, такие же, как, скажем, торфовозные или лесопильные, только с меньшей протяжённостью путей и немного иным назначением.
История МОЖД берёт своё начало в далёком 1948 г. Тогда, 27 августа, она была открыта для пассажирского движения. На восьми с небольшим километрах пути располагалось три остановочных пункта - станции: Кировская, Зоопарк и Озёрная. Подвижной состав состоял из трёх паровозов и девяти пассажирских вагонов. В 1960 г. дорога получила очередное пополнение – 10 пассажирских вагонов (составы «Пионер» и «Сказка»). Переломным для ДЖД оказался 1965 г. Тогда произошло первое сокращение протяжённо-
- 4 -
сти пути. Причиной тому послужил несчастный случай (произошедший годом ранее), который привёл к гибели людей (ДТП на одном из переездов). Поначалу дорогу вообще собирались закрыть, и уже было списали весь подвижной состав, за исключением тепловоза ТУ2, но в конце концов решение было изменено в пользу сокращения пути до 3,1 км. Убрали перегон «станция Кировская – станция Зоопарк», оставив часть дороги – от станции Зоопарк до станции Озёрная. Станцию Зоопарк переименовали в Пионерскую. Посередине оставшегося участка построили разъезд Юный. Главной станцией стала «Озёрная».
Местные жители тогда часто пользовались детской дорогой, как обычным общественным транспортом. Принципиально ситуация начала улучшаться лишь восемь лет спустя, когда в 1999 г. руководство РЖД обратило своё внимание на ДЖД. Началась реконструкция Малой Октябрьской железной дороги. 28 августа 1999 г. был открыт новый участок. Этот участок, протяжённостью 4,2 км, состоял из трёх перегонов: станция «Озёрная –Шувалово», «»Шувалово – Лесная» и «Лесная – Береговая».
От Шувалово до Береговой путь был трёхниточным, т.е. это было как бы два пути: путь стандартной колеи (1520 мм) и дополнительный рельс, образующий путь узкой колеи (750 мм). И всё бы шло хорошо, если бы в 2000 г. у «большой» Октябрьской железной дороги не помялось руководство. Новому руководству ДЖД была не нужна, и в какой-то степени даже мешала. И как-то само собой так совпало, что работе МОЖД начали мешать.
Добраться до Северной трассы достаточно просто. Едем до станции метро «Удельная», обходим станцию и идём в сторону проспекта Энгельса. Переходим проспект в на перекрёстке с улицей Елецкой (или Енотаевской), и на ближайшей остановке садимся на автобус №40. Едем шесть остановок до Новоколомяжского проспекта. Выходя из автобуса, сразу же сворачиваем направо и идём вдоль улицы Вербной, пока не увидим путь УЖД и тупик. Далее идём вдоль путей до станция «Юный».
Дорога работает с ЧТ-ВС, в период со 2 июня по 27 августа. Первый поезд отправляется со станции «Юный» в 10:25, последний 16:37. Стоимость взрослого билета – 75 руб., детского – 25 руб. Есть льготы. До «Южной трассы» МОЖД добраться несколько проще, немного пройтись пешком, а из общественного транспорта можно ограничиться только одним метро. Главное отыскать вход на территорию станции «Молодежная». Для этого нужно зайти в метро и далее сориентироваться по указателям, а потом не пройти мимо ничем не примечательной небольшой двери по правую руку от входных турникетов. Дверь на замок не закрыта. Самое интересное, что если вы приехали на метро, то сначала нужно будет из него выйти, а потом снова зайти, т.к. выход и вход не пересекаются. Разобравшись с проходом на станцию, попадаем на вокзальную площадь. По правую руку будет вокзал, по левую – посадочные платформы.
Осмотрев вокзал, идём по территории станции, и ждём прибытия поезда. «Южная трасса» работает с ЧТ-ВС, в период со 1 июня по 29 августа. Первый поезд отправляется со станции «Молодежная» в 10:00, последний 16:34.
Стоимость взрослого билета (в одну сторону) – 200 руб., детского – 50 руб. Есть льготы.
Для подготовки материала использовалась информация из Internet, личных воспоминаний и из дореволюционных журналов «Нива» личной библиотеки.
Литература.
1. Л. Александрова «Развлечение за 5 копеек». «С.Петербургские
ведомости» № 25 12 июня 2024 г., стр.5
Материал подготовил Львов Ю.М. 18.07.24
Свидетельство о публикации №224081201713